Глас православного народа Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа  
 
 
 
Глас православного народа
Глас православного народа
 


Святитель Иоанн Златоуст: Слово о святом Иоанне Богослове
Автор: admin   |   Просмотров: 790   |   Информация

Святитель Иоанн Златоуст: Слово о святом Иоанне Богослове

1. Иоанн в Ефесе Асийском, Иоанн - похвала Асии и столп вселенной, Иоанн - возлюбленный ученик Христов и труба Слова Божия, слава ефесян и проповедник концов земли, цитра богословия, достойно называемый Богословом, херувимские уста и серафимское тайноводство, и не усомнюсь сказать даже больше этого. Это он - Иоанн - велегласно и дерзновенно проповедал о Том, Которого небесные силы Ангелов прославляют с трепетом, это он изрек: в начале бе Слово (Иоан. I, 1). Блажен ты, город ефесян, потому что в тебе первом прогремел этот божественный гром; блажен ты, город ефесян, потому что в тебе написана такая книга; блажен ты, потому что в тебе (пребывал) такой Иоанн. Есть, конечно, и другие Иоанны, как во вселенной, так и у тебя, но ни у тебя, ни во всей вселенной нет другого такого Иоанна. Поэтому и Ведущий ум человеческий и Знающий тайны сердечные, найдя его таким, каков он есть, - святым и непорочным, высоким по жизни, чистым сердцем, украшенным целомудрием, совершенным в любви, - ему, как верному из верных, поручил Матерь Свою, чистую Голубицу, Непорочную Агницу, Пречистую Юницу, Несравненную среди людей, Высшую всех творений Божиих: такого доверия никто другой из святых не удостоился. Блажен ты, город ефесян, что тебя попирали стопы такого мужа, которого чистой жизни и самым следам удивлялись Ангелы; блажен ты, город ефесян, что чрез возлюбленного Иоанна ты первый возвысился над всеми другими городами; блажен ты, потому что все церкви вселенной стали твоими ученицами, будучи тобою научены богословию: в начале бе Слово.


Представим себе, что где-нибудь в одном месте горит светильник, - и вот все приходят сюда, чтобы здесь возжечь свои светильники, и достигнув этого, все расходятся отсюда, с светильниками в руках, не спотыкаясь и не заблуждаясь; это самое и произошло в Ефесе. Когда ты первый зажег у себя светильник богословия, все церкви от концов земли поспешили к тебе, каждая зажигала свой светильник богословия и возвращалась с радостью. В начале бе Слово. И в Ефесе свет богословия не уменьшился, и вселенная, имея тоже количество света, проповедует: в начале бе Слово. Необходимо однако вспомнить и подвиги достославного Апостола, насколько возможно, из многих немногие, потому что изобразить все его добродетели недостанет никакого времени. О многих из них мы слышали из книги Деяний, насколько он доблестно подвизался вместе с другими Апостолами. Впоследствии, подвергшись изгнанию от Домициана, римского императора, он пришел для проповеди слова Божия и учения благочестия на остров, называемый Патмос, и здесь описал Церковь, как ее показал ему Бог, и написал откровение тайн страшных и неизреченных, а также три свои святые послания. Заметь неописуемую благость Божию, - как Бог везде неразлучен с любящими Его; содержатся ли они в темнице, находятся ли в изгнании, или в бездне моря, заключены ли в яме, или где бы то ни было подвергаются опасности, Бог не оставляет их, содействуя им и укрепляя их и облегчая их труды.


Возвратившись из изгнания, Иоанн поселился в Ефесе и во время своего пребывания здесь написал Евангелие; тогда ему было сто лет; всего же он прожил сто двадцать лет. Здесь-то занимался он богословием, или лучше сказать - на небесах, откуда и принес его с собою; ведь такие люди жительство свое имеют на небесах. Пребывая по плоти в Ефесе, он до концов вселенной раскинул сеть богословия, возглашая: в начале бе Слово.


Поистине велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа (Пс. CXLI, 5)! (Велик Господь), сказавший Апостолам: Аз дам вам уста и премудрость (Лк. XXL, 15)! Сколько царей, властителей и мудрецов провозглашали свои слова и нередко с великою силою, но голос их не достигал даже стен города, а бедный рыбак возвестил в Ефесе: в начале бе Слово - и всю землю покрыл его голос. Видел ты уста, громогласнейшие из всех? Видел язык, острейший молнии? Видел голос, звучнее всякого грома? Видел такую силу учителя из Ефеса, поучающего все народы и наставляющего их богословствовать: в начале бе Слово? Этот голос уловил всю вселенную и - потрясенную утвердил; этот голос просветил мир и укрепил его против врага; этот голос - для многих воскресение и причина спасения, а для некоторых - падение и отвержение, как знамение пререкаемое: именно, для верующих, что в начале было (Слово), воскресение, для утверждающих же, что Оно произошло из несущего, падение и молчание.


В самом деле, великое множество еретиков, восставши тогда, потрясало Церковь, возводя неправду на Вышнего и утверждая, что было некогда время, когда не было (Сына), что до Рождения Его не было и что Он произошел из несущего. О, нечистые уста! О, скверный язык! О, губы, исполненные яда аспидов! Есть ли хула злее этой хулы? Может ли нечестие простираться далее этого? Тогда-то Апостол Иоанн, не снося более слушать их нечестивые голоса, составляет свое Евангелие, завещая Церкви великое сокровище, четвертую реку, драгоценную жемчужину. Возвратившись, как сказано выше, после изгнания в Ефес и подумав, что уже составлены книги прочих Евангелистов и все почти Боговдохновенное Писание для назидания Церкви, а между тем недостает четвертого основания вселенной, без которого и вселенная не может быть утверждена, Иоанн размыслил сам с собой таким образом: что я медлю? Чего жду еще? Отчего не раскрываю тайну, скрытую от века? Что скрываю у себя вечную мудрость, которую извлек я из бессмертного источника, припав к Нему? Что не возвещаю того, чего не знают Ангелы? Что не открываю концам земли Того, Кого никто не знает, кроме Отца? Отчего не описываю того, о чем Матфей, Марк и Лука умолчали из похвальной робости, не простираясь далее того, что было повелено им? Должен и я возвестить то, что мне даровано свыше. Матфей, сколько вместил, написал по своей силе; равным образом Марк и Лука под руководством Святаго Духа богоприлично изложили свои книги. Напишу и я, и к прежним присоединю четвертый источник жизни. В боговдохновенном хоре недостает ведь голоса о богословии и мир подвергается с этой стороны опасности. Напишу книгу, которая заградит все уста, дерзающие говорить неправду на Бога; напишу книгу, превосходящую всякую мудрость в мире; напишу книгу, говорящую не о человеке.


Для Церкви достаточно, конечно, того, что о предметах видимого мира написал Моисей - о небе и земле, о морях, рыбах, птицах и четвероногих, о пресмыкающихся, растениях и семенах, о светилах, о пище и прочем творении; я же, оставив все, от времени и во времени бывающее, буду говорить о безвременном и несозданном, прежде всех веков от Отца неизреченно рожденном Боге Слове. О Нем Моисей и говорить не мог, я же вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Филип. IV, 13). Так разсуждая сам с собою, Апостол Иоанн, с тростью для письма в руках и с мыслью о том, как начать богословие, радуясь душою и трепеща рукою, вдохновился и, находясь телом в Ефесе, чистым сердцем и духом возвысился над землею. И вот, оставив всю землю, он прошел облегающий ее воздух, миновал созвездия светил, миновал воинства Ангелов, лики Архангелов, и все Небесные Силы, чины Херувимов и Серафимов, и все, что создано из небытия, прошел все небеса, сколько их ни было, и проник за пределы их. Он приблизился к пределам непостижимого и никто не препятствовал ему, никто не удерживал его. Так и всякому неоскверненному телом, чистому сердцем, незлобному душою и смиренному духом ни воздушные духи не попрепятствуют, ни Небесные силы не помешают возвыситься в горний Иерусалим, где собраны все блаженные, как и этот блаженный Апостол Иоанн, меньший, и в тоже время больший великого Святого Иоанна. Итак, все это он миновал и нигде не встретил препятствия. Ангелы при виде земного человека, славнейшего Ангелов, умолкали; лики Ангелов не дерзнули задержать другого Ангела - земного, блиставшего девством, полного святости, чистого сердцем, исполненного благоухания. Врата небесные, опять видя новое прославленное лице, более солнца блещущее божественными лучами, и думая, что это тот, которого любил Иисус, который на груди Его возлежал с величайшею чистотою, почему и облекся такою славою, поспешно растворившись открыли ему вход. Затем он приблизился уже к недоступному, достиг самой глубины горней. Что сказать об этом? Истинен божественный глас, возвещающий чрез пророка: токмо прославляющыя Мя прославлю (1 Цар. II, 30), как об этом и богоотец Давид предрек: яко Божии державнии земли зело вознесошася (Пс. XLVI, 10), и еще: святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них (Пс. XV, 3). Что же выше такого чуда - на такую высоту взойти перстному человеку? С великим дерзновением и сколько возможно было видеть, он созерцал там Того, Его же никтоже видел есть от человек ниже видети может (1 Тим. VI, 16), как пишет Апостол Павел, согласно с собственными словами Иоанна, что Бога никтоже видел нигдеже (Иоан. I, 18). Итак, что скажем по поводу этого?


Справедливо ли утверждал Павел: Егоже никтоже видел есть от человек ниже видети может, если Иоанн Его видел? Конечно, справедливо: ведь в настоящем случае дело идет не о том, что свойственно людям или коренится в природе, но о том, что выше природы; то, чего Иоанн удостоился, есть дело не рабства, но всыновления и дружбы [вы друзи Мои есте, не ктому вас глаголю рабы (Иоан. XV, 14, 15)]; здесь не было ничего нечистого, - было только чистое и омытое, как и говорил Апостолам Божественный голос: вы чисти есте (Иоан. XIII, 10), а чистые сердцем узрят Бога (Мф. V, 8). Итак, обладая этими величайшими божественными дарами, Иоанн с дерзновением вступил на высоту, и достиг безпредельного моря и здесь чистыми очами своего сердца созерцал в недрах Безначального Отца Собезначальное Слово, прежде всех веков неизреченно Рожденное от Отца; и будучи не в состоянии сдерживать в себе плод этого созерцания - неизглаголанную радость, он открыл святые свои и серафимские уста и великим гласом возопил: в начале бе Слово! Заметь разумение рыбака; обрати внимание на мудрость некнижного мужа; постарайся оценить неизобразимую высоту учителя, сидящего в Ефесе и созерцающего то, что выше Небес. Духом вознесся он превыше всего и, из Отеческих Недр уловив сетью богословие, телом был внизу и написал: в начале бе Слово. Услышьте, верные, и утвердитесь:в начале бе Слово. Услышьте, языконеистовые противники, и устыдитесь: в начале бе Слово. Не неистовствуйте более, хулители, не враждуйте против Церкви, антихристы; не беззаконнуйте, не возвышайте рога: не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду (Пс. LXXIV, 5, 6), говоря, что было некогда время, когда не было Сына, что прежде Рождения Он не существовал и что произошел Он из небытия. Удержи язык свой от зла и устне твои еже не глаголаши льсти (Пс. XXXIII, 14).


Конечно, был Он, и прежде был, был и всегда, не начиная и не прекращая Своего бытия; конечно, не подчинен времени Безвременный, не создание Он или тварь: Он Сам Творец и Создатель всего и видимого, и невидимого. Вся Тем быша (Иоан. I, 3). Как благовременно вспомнить теперь это пророческое изречение: сей Бог наш: не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости и даде ю Иоанну, возлюбленному от Него(Вар. III, 36, 37). В самом деле, заметь, как богослов одним словом исправи вселенную, яже не подвижится (Пс. XCV, 10). Один человек сидит в Ефесе и весь мир учит богословию. Посмотри на восток: сколько стран там, сколько областей, сколько Церквей; обрати затем внимание на запад: и там сколько стран и городов, в том числе и великий Рим; окинь взором и другие страны: и юг, и страны каппадокийцев, и все, что находится в этих пределах - острова, пустыни и горы; представь себе церковное множество - клир и толпы народа, мужей и женщин, если можешь их исчислить, - но ведь легче песок морской исчислить, чем это множество! - и все это - ученики Иоанна, от него научившиеся богословию: в начале бе Слово. И на площади воспевают это: в начале бе Слово; и путешественники, и торговцы, и моряки держатся этой мелодии: в начале бе Слово; и в пустынях, и в горах, и простецы, и мудрецы, и малые, и старые, и всякий, кому только доступно это, так богословствует: в начале бе Слово. И между тем как повсюду число непрестанно восклицающих: «был» и «был» умножилось, говорящих: «не был» стало меньше. Богословствующих стало больше, а суесловящих - меньше; благочестивые преуспели, а нечестивые ослабели; верные восторжествовали, а неверные истаяли. Лук сильных изнеможе, и немоществующии препоясашася силою (1 Цар. II, 4). Безумие мира обличено и мудрецы мира низвергнуты. Но не пора ли мне окончить речь о них?


Ведь все равно, как бы далеко ни продолжал я эту речь, до изображения их славы я не возвышусь. Им дана та слава, какую получил от Отца их Учитель. Что же еще пытаться говорить о том, чего охватить словом невозможно? Ни один человек не в силах восхвалить их по достоинству, а все то, что мы осмелились сказать о них, может дать понятие только о слабости наших сил, а отнюдь не о достоинстве лика Святых Апостолов. И я все время не перестаю страшиться, что, дерзая говорить о них, я своею неспособностью, ничтожеством и скудостью своего слова только уменьшаю заслуженные ими похвалы и возбуждаю против себя негодование с их стороны. Если что и ободряет меня, так это надежда, что, снисходительные ко всем, и в настоящем случае они окажут снисхождение к нашей слабости. Если поносимые они благословляют, гонимые терпят, хулимые умоляют, то тем более восхваляемые по силе нашей не будут негодовать, зная немощь природы, хотя сами теперь и возвышены возлюбившим их Богом выше природы. Из бедных стали они богатыми, из безславных славными, из некнижных мудрыми, из рыболовов ловцами людей; и таким образом, окончив свое поприще, перешли к жизни бесконечной, к Учителю и Господу Иисусу Христу, Ему же слава. Аминь.


2. Своим преемникам они передали свои невода и сети и власть, которую они получили от Того, Кто имеет всякую власть на Небе и на земле. Се, сказал Он, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию, и ничесоже вас вредит (Лук. X, 19). Эту-то их власть, как сказано, и старейшинство и ревность наследуют от них достославные учители, иерархи и пастыри Христова стада, шествующие по следам Апостолов, мужественные поборники за Святую Троицу, возвысившиеся над законом и получившие Святаго Духа. Подобно плугу глубоко вскопали они и раскрыли недра Божественных Писаний и всем их уяснили, веру прославили и зловерие изгнали, православных утвердили в Божественных догматах и инославных поразили Божественными стрелами; они нашли скрытое вино печали, напоили жаждущую паству, приняли двор овчий и вострубили Божественные песни; служители и стражи и делатели Божественного виноградника, проповедники Божественных догматов и меч против еретиков, от Святаго Духа поставленные епископами, как сказал святый Павел: пасите Церковь Бога (Деян. XX, 28), они не уклонялись от постигших их скорбей и восприяли обещанный венец жизни; юношеских страстей убегая, наследовали Божественное упование; полководцы великого Царя, богатые в слове Божием и нищие духом, подражатели Апостолов и образцы для верных, правители города и вестники вселенной, они души свои положили за паству и кровь свою пролили за веру; древнему Аврааму они подражали и в недрах его почивают. Они-то выступили защитниками Господа и разоблачили ненавистных и злословных, когда же, искажая Божественное Писание, затемняя истину и сбивая с прямого пути слабых, стали уловлять души, увлекая их в вечную тьму ереси. Тогда-то собранные все вместе, единодушно верные, подражая Давиду, подобно камням из потока взяли Божественные изречения, т. е. Евангелия, и несокрушимую веру во Святую Троицу, и возстали войной против бесчисленных и безбожных еретиков, единодушно и единомысленно говоря с Апостолами: Един Господь, едина вера, едино Крещение, един Бог и Отец всех, Един Дух Святый, Просвещение всех, Едино Божество, Един Бог. Ему всегда слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Перевод П.Юнгерова

Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria


 

Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1902. Том 8, Книга 2, Слово о святом Иоанне Богослове, с. 768-774.

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Распечатать


Другие новости по теме:






апостасия, беззаконие, видео, военное, волчий собор, главная новость, глобализация - построение царства антихриста, гонения, ересь жидовствующих, еретики, иностранное, интервью, исповедничество, история, кощунство, крестный ход, культура, мировое антихристово правительство, народ, обновленчество, обращения, общественные организации, патриотизм, политика, праздник, протест, Русская Православная Церковь, святые, святые отцы, Сербская Православная Церковь, содомиты, суд, Украинская Православная Церковь МП, храм, царская власть, Церкви поместные, церковные каноны, экуменизм - ересь ересей, электронный концлагерь, ювенальный безпредел

Показать все теги
Глас православного народа
Глас православного народа
статьи и письма
Глас православного народа
Глас православного народа

Календарь
Глас православного народа
Глас православного народа
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Глас православного народа
Глас православного народа




Архив статей
Глас православного народа
Глас православного народа
Июль 2020 (24)
Июнь 2020 (21)
Май 2020 (53)
Апрель 2020 (46)
Март 2020 (55)
Февраль 2020 (50)


Глас православного народа
Глас православного народа

Глас православного народа
 
Глас православного народа
авторизация
Глас православного народа
Глас православного народа





ОПРОС:
Глас православного народа
Глас православного народа
Читаете ли Вы утренние и вечерние молитвы?

Да, каждый день
Не каждый день
Редко читаю
Только утренние
Не читаю



топ-статьи
Глас православного народа
Глас православного народа



Глас православного народа
Глас православного народа


Глас православного народа   Глас православного народа   Глас православного народа
© 2005-2020 газета "Глас православного народа" | написать письмо редактору Сорокиной Анастасии