1. Иоанн в Ефесе Асийском, Иоанн -
похвала Асии и столп вселенной, Иоанн - возлюбленный ученик Христов и труба
Слова Божия, слава ефесян и проповедник концов земли, цитра богословия,
достойно называемый Богословом, херувимские уста и серафимское тайноводство, и
не усомнюсь сказать даже больше этого. Это он - Иоанн - велегласно и
дерзновенно проповедал о Том, Которого небесные силы Ангелов прославляют с трепетом,
это он изрек:
в начале бе Слово (Иоан. I, 1). Блажен ты, город ефесян,
потому что в тебе первом прогремел этот божественный гром; блажен ты, город
ефесян, потому что в тебе написана такая книга; блажен ты, потому что в тебе
(пребывал) такой Иоанн. Есть, конечно, и другие Иоанны, как во вселенной, так и
у тебя, но ни у тебя, ни во всей вселенной нет другого такого Иоанна. Поэтому и
Ведущий ум человеческий и Знающий тайны сердечные, найдя его таким, каков он
есть, - святым и непорочным, высоким по жизни, чистым сердцем, украшенным
целомудрием, совершенным в любви, - ему, как верному из верных, поручил Матерь
Свою, чистую Голубицу, Непорочную Агницу, Пречистую Юницу, Несравненную среди
людей, Высшую всех творений Божиих: такого доверия никто другой из святых не
удостоился. Блажен ты, город ефесян, что тебя попирали стопы такого мужа,
которого чистой жизни и самым следам удивлялись Ангелы; блажен ты, город
ефесян, что чрез возлюбленного Иоанна ты первый возвысился над всеми другими
городами; блажен ты, потому что все церкви вселенной стали твоими ученицами,
будучи тобою научены богословию:
в начале бе Слово.
Представим себе, что
где-нибудь в одном месте горит светильник, - и вот все приходят сюда, чтобы
здесь возжечь свои светильники, и достигнув этого, все расходятся отсюда, с
светильниками в руках, не спотыкаясь и не заблуждаясь; это самое и произошло в
Ефесе. Когда ты первый зажег у себя светильник богословия, все церкви от концов
земли поспешили к тебе, каждая зажигала свой светильник богословия и возвращалась
с радостью. В начале бе Слово. И в Ефесе свет богословия не уменьшился,
и вселенная, имея тоже количество света, проповедует: в начале бе Слово.
Необходимо однако вспомнить и подвиги достославного Апостола, насколько
возможно, из многих немногие, потому что изобразить все его добродетели
недостанет никакого времени. О многих из них мы слышали из книги Деяний,
насколько он доблестно подвизался вместе с другими Апостолами. Впоследствии,
подвергшись изгнанию от Домициана, римского императора, он пришел для проповеди
слова Божия и учения благочестия на остров, называемый Патмос, и здесь описал
Церковь, как ее показал ему Бог, и написал откровение тайн страшных и
неизреченных, а также три свои святые послания. Заметь неописуемую благость
Божию, - как Бог везде неразлучен с любящими Его; содержатся ли они в темнице,
находятся ли в изгнании, или в бездне моря, заключены ли в яме, или где бы то
ни было подвергаются опасности, Бог не оставляет их, содействуя им и укрепляя
их и облегчая их труды.
Возвратившись из изгнания, Иоанн поселился в Ефесе и во
время своего пребывания здесь написал Евангелие; тогда ему было сто лет; всего
же он прожил сто двадцать лет. Здесь-то занимался он богословием, или лучше
сказать - на небесах, откуда и принес его с собою; ведь такие люди жительство
свое имеют на небесах. Пребывая по плоти в Ефесе, он до концов вселенной
раскинул сеть богословия, возглашая: в начале бе Слово.
Поистине велий
Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа (Пс. CXLI, 5)!
(Велик Господь), сказавший Апостолам: Аз дам вам уста и премудрость (Лк.
XXL, 15)! Сколько царей, властителей и мудрецов провозглашали свои слова и
нередко с великою силою, но голос их не достигал даже стен города, а бедный
рыбак возвестил в Ефесе: в начале бе Слово - и всю землю покрыл его
голос. Видел ты уста, громогласнейшие из всех? Видел язык, острейший молнии?
Видел голос, звучнее всякого грома? Видел такую силу учителя из Ефеса,
поучающего все народы и наставляющего их богословствовать: в начале бе Слово?
Этот голос уловил всю вселенную и - потрясенную утвердил; этот голос просветил
мир и укрепил его против врага; этот голос - для многих воскресение и причина
спасения, а для некоторых - падение и отвержение, как знамение пререкаемое:
именно, для верующих, что в начале было (Слово), воскресение, для утверждающих
же, что Оно произошло из несущего, падение и молчание.
В самом деле, великое
множество еретиков, восставши тогда, потрясало Церковь, возводя неправду на
Вышнего и утверждая, что было некогда время, когда не было (Сына), что до
Рождения Его не было и что Он произошел из несущего. О, нечистые уста! О,
скверный язык! О, губы, исполненные яда аспидов! Есть ли хула злее этой хулы?
Может ли нечестие простираться далее этого? Тогда-то Апостол Иоанн, не снося
более слушать их нечестивые голоса, составляет свое Евангелие, завещая Церкви
великое сокровище, четвертую реку, драгоценную жемчужину. Возвратившись, как
сказано выше, после изгнания в Ефес и подумав, что уже составлены книги прочих
Евангелистов и все почти Боговдохновенное Писание для назидания Церкви, а между
тем недостает четвертого основания вселенной, без которого и вселенная не может
быть утверждена, Иоанн размыслил сам с собой таким образом: что я медлю? Чего
жду еще? Отчего не раскрываю тайну, скрытую от века? Что скрываю у себя вечную
мудрость, которую извлек я из бессмертного источника, припав к Нему? Что не
возвещаю того, чего не знают Ангелы? Что не открываю концам земли Того, Кого
никто не знает, кроме Отца? Отчего не описываю того, о чем Матфей, Марк и Лука
умолчали из похвальной робости, не простираясь далее того, что было повелено
им? Должен и я возвестить то, что мне даровано свыше. Матфей, сколько вместил,
написал по своей силе; равным образом Марк и Лука под руководством Святаго Духа
богоприлично изложили свои книги. Напишу и я, и к прежним присоединю четвертый
источник жизни. В боговдохновенном хоре недостает ведь голоса о богословии и
мир подвергается с этой стороны опасности. Напишу книгу, которая заградит все
уста, дерзающие говорить неправду на Бога; напишу книгу, превосходящую всякую
мудрость в мире; напишу книгу, говорящую не о человеке.
Для Церкви достаточно,
конечно, того, что о предметах видимого мира написал Моисей - о небе и земле, о
морях, рыбах, птицах и четвероногих, о пресмыкающихся, растениях и семенах, о
светилах, о пище и прочем творении; я же, оставив все, от времени и во времени
бывающее, буду говорить о безвременном и несозданном, прежде всех веков от Отца
неизреченно рожденном Боге Слове. О Нем Моисей и говорить не мог, я же вся
могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Филип. IV, 13). Так разсуждая сам с
собою, Апостол Иоанн, с тростью для письма в руках и с мыслью о том, как начать
богословие, радуясь душою и трепеща рукою, вдохновился и, находясь телом в
Ефесе, чистым сердцем и духом возвысился над землею. И вот, оставив всю землю,
он прошел облегающий ее воздух, миновал созвездия светил, миновал воинства
Ангелов, лики Архангелов, и все Небесные Силы, чины Херувимов и Серафимов, и
все, что создано из небытия, прошел все небеса, сколько их ни было, и проник за
пределы их. Он приблизился к пределам непостижимого и никто не препятствовал
ему, никто не удерживал его. Так и всякому неоскверненному телом, чистому
сердцем, незлобному душою и смиренному духом ни воздушные духи не попрепятствуют,
ни Небесные силы не помешают возвыситься в горний Иерусалим, где собраны все
блаженные, как и этот блаженный Апостол Иоанн, меньший, и в тоже время больший
великого Святого Иоанна. Итак, все это он миновал и нигде не встретил
препятствия. Ангелы при виде земного человека, славнейшего Ангелов, умолкали;
лики Ангелов не дерзнули задержать другого Ангела - земного, блиставшего
девством, полного святости, чистого сердцем, исполненного благоухания. Врата
небесные, опять видя новое прославленное лице, более солнца блещущее
божественными лучами, и думая, что это тот, которого любил Иисус, который на
груди Его возлежал с величайшею чистотою, почему и облекся такою славою,
поспешно растворившись открыли ему вход. Затем он приблизился уже к
недоступному, достиг самой глубины горней. Что сказать об этом? Истинен
божественный глас, возвещающий чрез пророка: токмо прославляющыя Мя
прославлю (1 Цар. II, 30), как об этом и богоотец Давид предрек: яко
Божии державнии земли зело вознесошася (Пс. XLVI, 10), и еще: святым,
иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них (Пс. XV, 3).
Что же выше такого чуда - на такую высоту взойти перстному человеку? С великим
дерзновением и сколько возможно было видеть, он созерцал там Того, Его же
никтоже видел есть от человек ниже видети может (1 Тим. VI, 16), как пишет
Апостол Павел, согласно с собственными словами Иоанна, что Бога никтоже
видел нигдеже (Иоан. I, 18). Итак, что скажем по поводу этого?
Справедливо
ли утверждал Павел: Егоже никтоже видел есть от человек ниже видети может, если
Иоанн Его видел? Конечно, справедливо: ведь в настоящем случае дело идет не о
том, что свойственно людям или коренится в природе, но о том, что выше
природы; то, чего Иоанн удостоился, есть дело не рабства, но всыновления и
дружбы [вы друзи Мои есте, не ктому вас глаголю рабы (Иоан. XV, 14,
15)]; здесь не было ничего нечистого, - было только чистое и омытое, как и
говорил Апостолам Божественный голос: вы чисти есте (Иоан. XIII, 10), а
чистые сердцем узрят Бога (Мф. V, 8). Итак, обладая этими величайшими
божественными дарами, Иоанн с дерзновением вступил на высоту, и достиг
безпредельного моря и здесь чистыми очами своего сердца созерцал в недрах
Безначального Отца Собезначальное Слово, прежде всех веков неизреченно
Рожденное от Отца; и будучи не в состоянии сдерживать в себе плод этого
созерцания - неизглаголанную радость, он открыл святые свои и серафимские уста
и великим гласом возопил: в начале бе Слово! Заметь разумение рыбака;
обрати внимание на мудрость некнижного мужа; постарайся оценить неизобразимую
высоту учителя, сидящего в Ефесе и созерцающего то, что выше Небес. Духом
вознесся он превыше всего и, из Отеческих Недр уловив сетью богословие, телом
был внизу и написал: в начале бе Слово. Услышьте, верные, и утвердитесь:в начале бе Слово. Услышьте, языконеистовые противники, и устыдитесь: в
начале бе Слово. Не неистовствуйте более, хулители, не враждуйте против
Церкви, антихристы; не беззаконнуйте, не возвышайте рога: не воздвизайте на
высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду (Пс. LXXIV, 5, 6),
говоря, что было некогда время, когда не было Сына, что прежде Рождения Он не
существовал и что произошел Он из небытия. Удержи язык свой от зла и устне
твои еже не глаголаши льсти (Пс. XXXIII, 14).
Конечно, был Он, и прежде
был, был и всегда, не начиная и не прекращая Своего бытия; конечно, не подчинен
времени Безвременный, не создание Он или тварь: Он Сам Творец и Создатель всего
и видимого, и невидимого. Вся Тем быша (Иоан. I, 3). Как благовременно
вспомнить теперь это пророческое изречение: сей Бог наш: не вменится ин к
Нему. Изобрете всяк путь хитрости и даде ю Иоанну, возлюбленному от Него(Вар. III, 36, 37). В самом деле, заметь, как богослов одним словом исправи
вселенную, яже не подвижится (Пс. XCV, 10). Один человек сидит в Ефесе и весь
мир учит богословию. Посмотри на восток: сколько стран там, сколько областей,
сколько Церквей; обрати затем внимание на запад: и там сколько стран и городов,
в том числе и великий Рим; окинь взором и другие страны: и юг, и страны
каппадокийцев, и все, что находится в этих пределах - острова, пустыни и горы;
представь себе церковное множество - клир и толпы народа, мужей и женщин, если
можешь их исчислить, - но ведь легче песок морской исчислить, чем это
множество! - и все это - ученики Иоанна, от него научившиеся богословию: в
начале бе Слово. И на площади воспевают это: в начале бе Слово; и
путешественники, и торговцы, и моряки держатся этой мелодии: в начале бе
Слово; и в пустынях, и в горах, и простецы, и мудрецы, и малые, и старые, и
всякий, кому только доступно это, так богословствует: в начале бе Слово.
И между тем как повсюду число непрестанно восклицающих: «был» и «был»
умножилось, говорящих: «не был» стало меньше. Богословствующих стало больше, а
суесловящих - меньше; благочестивые преуспели, а нечестивые ослабели; верные
восторжествовали, а неверные истаяли. Лук сильных изнеможе, и немоществующии
препоясашася силою (1 Цар. II, 4). Безумие мира обличено и мудрецы мира
низвергнуты. Но не пора ли мне окончить речь о них?
Ведь все равно, как бы далеко
ни продолжал я эту речь, до изображения их славы я не возвышусь. Им дана та
слава, какую получил от Отца их Учитель. Что же еще пытаться говорить о том,
чего охватить словом невозможно? Ни один человек не в силах восхвалить их по
достоинству, а все то, что мы осмелились сказать о них, может дать понятие
только о слабости наших сил, а отнюдь не о достоинстве лика Святых Апостолов. И
я все время не перестаю страшиться, что, дерзая говорить о них, я своею
неспособностью, ничтожеством и скудостью своего слова только уменьшаю
заслуженные ими похвалы и возбуждаю против себя негодование с их стороны. Если
что и ободряет меня, так это надежда, что, снисходительные ко всем, и в
настоящем случае они окажут снисхождение к нашей слабости. Если поносимые они
благословляют, гонимые терпят, хулимые умоляют, то тем более восхваляемые по
силе нашей не будут негодовать, зная немощь природы, хотя сами теперь и
возвышены возлюбившим их Богом выше природы. Из бедных стали они богатыми, из
безславных славными, из некнижных мудрыми, из рыболовов ловцами людей; и таким
образом, окончив свое поприще, перешли к жизни бесконечной, к Учителю и Господу
Иисусу Христу, Ему же слава. Аминь.
2. Своим преемникам они передали свои
невода и сети и власть, которую они получили от Того, Кто имеет всякую власть
на Небе и на земле. Се, сказал Он, даю вам власть наступати на змию и
на скорпию и на всю силу вражию, и ничесоже вас вредит (Лук. X, 19). Эту-то
их власть, как сказано, и старейшинство и ревность наследуют от них
достославные учители, иерархи и пастыри Христова стада, шествующие по следам
Апостолов, мужественные поборники за Святую Троицу, возвысившиеся над законом и
получившие Святаго Духа. Подобно плугу глубоко вскопали они и раскрыли недра
Божественных Писаний и всем их уяснили, веру прославили и зловерие изгнали,
православных утвердили в Божественных догматах и инославных поразили
Божественными стрелами; они нашли скрытое вино печали, напоили жаждущую паству,
приняли двор овчий и вострубили Божественные песни; служители и стражи и делатели
Божественного виноградника, проповедники Божественных догматов и меч против
еретиков, от Святаго Духа поставленные епископами, как сказал святый Павел: пасите
Церковь Бога (Деян. XX, 28), они не уклонялись от постигших их скорбей и
восприяли обещанный венец жизни; юношеских страстей убегая, наследовали
Божественное упование; полководцы великого Царя, богатые в слове Божием и нищие
духом, подражатели Апостолов и образцы для верных, правители города и вестники
вселенной, они души свои положили за паству и кровь свою пролили за веру;
древнему Аврааму они подражали и в недрах его почивают. Они-то выступили
защитниками Господа и разоблачили ненавистных и злословных, когда же, искажая
Божественное Писание, затемняя истину и сбивая с прямого пути слабых, стали
уловлять души, увлекая их в вечную тьму ереси. Тогда-то собранные все вместе,
единодушно верные, подражая Давиду, подобно камням из потока взяли Божественные
изречения, т. е. Евангелия, и несокрушимую веру во Святую Троицу, и возстали
войной против бесчисленных и безбожных еретиков, единодушно и единомысленно
говоря с Апостолами: Един Господь, едина вера, едино Крещение, един Бог и
Отец всех, Един Дух Святый, Просвещение всех, Едино Божество, Един Бог. Ему
всегда слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Перевод
П.Юнгерова
Из творений, приписываемых
святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria
Источник: Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб.
Духовной Академии, 1902. Том 8, Книга 2, Слово о святом Иоанне Богослове, с.
768-774.