С 11 по 22
мая столицу Государства Российского освятит прибывшая из Симферополя великая
православная святыня — честные мощи Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
Обычный
групповой снимок военных лет. Группа врачей. У некоторых под белыми халатами
армейские гимнастёрки. В центре— седовласый старец с окладистой бородой,
главный хирург эвакогоспиталя, профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.
Один из лучших специалистов Советского Союза в области гнойной хирургии,
человек, спасший многие жизни бойцов Красной Армии. Спасший скальпелем и...
молитвой. Так, перед каждой операцией профессор наносил йодом на теле больного
крест, а в операционной, не страшась большевистских запретов, держал икону. Да
и какие запреты могли устрашить этого человека, к тому времени уже проведшего
долгие годы в тюрьмах, лагерях и ссылках и, несмотря на колоссальное давление,
не отрекшегося не только от веры, но и от сана.
«Поп и
профессор»
Сослуживцы
профессора Войно-Ясенецкого прекрасно знали, кем был их главный хирург. Не
только врачом от Бога, но и Его святителем— православным архипастырем,
принявшим священническое и епископское рукоположение в годы, когда это было
равноценно смертному приговору. Бог миловал, гибели Святитель Лука (а это был
именно он) избежал, но ещё в самом начале 1920-х был впервые арестован. Допрос
вёл трагически известный кровавый чекист «товарищ» Петерс:
— Скажите,
поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днём людей
режете?
— Я режу
людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный
обвинитель?
— Как это вы
верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего
Бога?
— Бога я
действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много
оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и
ума. И совести там тоже не находил.
Некоторые
сомневаются в подлинности этих слов, уж слишком смело выглядят ответы отца
Валентина Войно-Ясенецкого (своё монашеское имя Лука он получит чуть позже, в
1923 году). Но именно в этих словах— весь Святитель Лука, который никогда
не страшился людей, прекрасно зная, что для христианина может быть только один
страх— страх Божий, связанный не с ужасом перед наказанием, но искренней
любовью к Создателю, желанием ни в чём не нарушать Его волю.
Годы
испытаний
Для
человека, далёкого от Церкви, Святитель Лука исполнен противоречий. Он получил
прекрасное медицинское образование в Киевском университете, но, отказавшись от
блестящей карьеры, уехал в глубинку простым земским врачом. Потеряв любимую
жену в относительно молодом возрасте, не стал создавать новую семью, принял священнический
сан, а затем и монашеский постриг. Пройдя сущий ад тюрем и лагерей, не
озлобился на советскую власть, но уже в первые дни войны отправил телеграмму
Председателю Президиума Верховного Совета СССР товарищу М. И. Калинину:
Я, епископ
Лука, профессор Войно-Ясенецкий... являясь специалистом по гнойной хирургии,
могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне
доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны
готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».
Конечно,
владыка мог подписаться проще— «профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий»,—
и в этом не было бы отступления от веры и сана. Но и в этом весь Святитель
Лука: быть верным и последовательным во всём, до конца, до самой точки. Не
лукавить ни в чём, вплоть до мельчайших деталей. И именно поэтому нет никаких
сомнений в искренности и других его слов, сказанных на одном из допросов 1939
года, когда владыка отверг обвинения в антисоветской деятельности, нелицемерно
разъяснив своё отношение как к революции, так и к сложившемуся советскому
государству:
Революция
ужаснула меня жестокостью... Однако я давно примирился с нею, и мне весьма
дороги её колоссальные достижения. Особенно это относится к огромному подъёму
науки и здравоохранения, к мирной внешней политике Советской власти и к мощи
Красной Армии, охранительницы мира...»
Смело
обличая преступления богоборцев, он не был противником той власти, которая в
1941 году повела наш народ на битву с самым страшным злом в истории
человечества — гитлеровским нацизмом. И нет сомнения, что по молитвам именно
таких людей, как Святитель Лука, богоборческий характер этой власти начал
постепенно изменяться. Да, власть оставалась атеистической, да, продолжала
давить на Церковь и во всём контролировать её, но это уже были не воинствующие
безбожники 1920-30-х годов. И не «товарищи петерсы», многие из которых сгинули
в годы «Большого террора» 1937-38 годов, нередко оказываясь в одном
расстрельном рве с новомучениками Церкви Русской.
Архиепископ
Лука (Войно-Ясенецкий): исповедник, целитель, патриот
Советская
власть прислушалась к епископу Луке, уже с октября 1941-го он становится
главным хирургом Красноярского эвакогоспиталя. Проводит на ногах
повосемь-девять часов, делая три-четыре операции в день, за что
впоследствии будет награждён медалью «За доблестный труд в Великой
Отечественной войне». И не оставляет ни святительского служения (в декабре 1942
года епископу Луке, «не отрывая его от работы в военных госпиталях», Синодом
было поручено управление Красноярской епархией с титулом архиепископа
Красноярского), ни научных трудов.
Уже после
Великой Победы «За научную разработку новых хирургических методов лечения
гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах "Очерки гнойной
хирургии", законченных в 1943 году, и "Поздние резекции при
инфицированных огнестрельных ранениях суставов", опубликованных в 1944
году» владыке будет присуждена Сталинская премия первой степени. Большую
частьеё Святитель Лука передаст советским детским домам. К этому времени
владыка уже был переведён на Тамбовскую кафедру, где за два года его
архипастырского служения число открытых приходов увеличилось в восемь (!) раз.
Архиепископ
Лука (Войно-Ясенецкий)— лауреат Сталинской премии первой
степени.Фото: Сайт о Святителе Луке luka.kasdom.ru
Ангел
Советского Крыма
Чудо
Святителя Луки
Последние
полтора десятилетия своей земной жизни святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был
правящим архиереем Симферопольской и Крымской епархии Русской Православной
Церкви. Пока позволяли силы, владыка активно служил и проповедовал, а также
писал статьи в возрождённый Журнал Московской Патриархии — как духовного, так и
общественно-политического содержания. В том числе обличая политику наших
вчерашних союзников (да-да, тех самых, коих сегодня именуют «нашими западными
партнёрами»), а также Римско-Католическую Церковь, активно поддержавшую
международное давление на Советский Союз.
Владыка
продолжал консультировать военных хирургов, читал лекции для врачей Крымской
области. Но его здоровье уже было подорвано, и в 1955 году архиепископ Лука
полностью ослеп. Однако, несмотря на то, что Хрущёв в те же самые годы
возобновил преследование верующих, к владыке со всех концов страны продолжали
стекаться его многочисленные духовные чада. Их поток не смогли сдержать даже
административным давлением, о котором в 1958 году владыка с горечью говорил:
«Как трудно мне было плыть против бурного течения антирелигиозной пропаганды, и
сколько страданий причинила она мне и доныне причиняет».
И сегодня
этот поток с каждым годом только увеличивается. К мощам святителя Луки в
Свято-Троицкий монастырь Симферополя ежедневно прибегают со своими скорбями и
нуждами сотни верующих со всего мира. И по молитвам святого получают помощь и
многочисленные исцеления. Сегодня же эта святыня прибывает в Москву —
Первопрестольный град Русской Православной Церкви, которой всю свою земную
жизнь без остатка отдал владыка Лука. А теперь, в жизни вечной, предстоит за всех
нас пред Престолом Божиим.
Святителю
Христов Луко, моли Бога о нас!
***
С 11 по 17
мая 2018 года честные мощи Святителя Луки будут находиться в московском Донском
монастыре (11 мая в 17:00 в этой обители состоится торжественная встреча
ковчега с мощами и торжественное богослужение).
17 мая
святыня будет перенесена в московский храм Живоначальной Троицы в Останкине,
где будет пребывать вплоть до 22 мая. Доступ к мощам Святителя будет открыт
ежедневно с 7:00 до 21:00.
Источник:
https://tsargrad.tv/