Пасха
Христова на фоне усиливающегося отступления от истинной веры …
По
неизреченной милости Божией вновь мы дожили до празднования величайшего и
самого радостного православного Праздника – Праздника Праздников и Торжества из
Торжеств – Светлого Христова Воскресения.
«Христос
Воскресе!» – звучит в эти дни благодатное пасхальное приветствие.
«Смерти
празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало», – поет
Святая Церковь в Пасхальном каноне.
Воскресение
Христово – краеугольный камень святой нашей веры.
Господь наш
Иисус Христос – Сын Бога Живаго даровал высший смысл земному человеческому
бытию. Земля – это место изгнания человека, временное пристанище, где дана ему
возможность приуготовить себя к жизни вечной. Назначение человека – для Неба, а
не для земли. Все земное суетно и ничтожно. Меркнет оно пред лицом блаженной
Вечности.
А там –
вечное Царство света и любви, правды и добра! Не зря же восклицает святой
апостол Павел: «...нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении
с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18). Ради святой любви ко
Христу, ради радости о Воскресшем Господе, в течение многих столетий ищущие
спасения отрекались от всех земных благ, от почестей и богатства, претерпевали
все напасти и гонения от врага спасения и его человекоорудий, все земные скорби
и тяготы, а если надо было, шли с ликованием на лютые мучения за Имя Христово.
Иного пути в Небесное наше Отечество нет и не будет! Путь страданий на земле
предсказан нам Словом Божиим. «Многими скорбями надлежит нам войти в
Царствие Божие» (Деян. 14, 22), – поучали святые апостолы своих учеников,
помня наставления Самого Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но
мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).
Но Слово
Божие дарит нам несомненную надежду: «Христос воскрес из мертвых, первенец
из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение
мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15,
20-22).
Для верных
Спасителю христиан смерти больше нет, а то, что кажется нам смертью, есть не
более, как «успение», то есть, временный сон, от которого возстанем мы, по
повелению Божию, к новой блаженной и уже нетленной жизни.
Очищая себя
покаянием в подвиге поста; исцеляя себя, с Божией помощью, от грехов и
страстей; насаждая в себе евангельские добродетели, соединяясь со Христом в
Таинстве Святого Причащения, мы вырабатываем в себе свойства нового человека,
свойства небожителя, блаженного гражданина Нового града – Небесного Иерусалима.
Как это ни
печально, но великое множество людей, именующих себя христианами поработил
антихристов дух мира сего. Такие живут не для Неба, а для земли. Их духовное
состояние характеризуется дружбой с миром и любовью к нему.
Но ведь
Слово Божие говорит: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против
Бога. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.
4, 4); «Кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2, 15).
В
удивительном слове богоносного святителя Филарета, митрополита Московского и
Коломенского глубоко раскрываются истинные причины этого явления: «Мы живем,
христиане между христианами. Мир, который ненавидел христиан, в течение времен
переродился в мир "христианский”. Кому неизвестна "победа, победившая мир,
вера наша” (1 Ин. 5, 4)?.. Но мир побежден, а не уничтожен. Он еще живет и
по-прежнему ненавидит тех, которые Христовы суть или деятельно стараются быть
таковыми. Мир, побежденный непреоборимою истиною веры, как бы только плененный
в ее послушание и потому допущенный в ее видимую область, не совсем отложил, а
только скрыл при сем переходе свои древние свойства, неприметно внес в оную и
распространил в ней свой собственный дух, и таким образом сей враг Христа и
христианства очутился в пределах самого христианства. Прикрываясь именем
христианского мира, он действует свободно и старается образовать для себя
мирское "христианство”, сынов веры превращать в сынов мира, сынов мира не
допускать до возрождения в истинную жизнь веры, а на не покоряющихся сему
вооружается разными оружиями неправды, соблазном, укорением, осмеянием,
презрением, клеветою, жестокостию».
Великие
слова! Дважды великие, ибо сказаны более 150 лет назад в православном царстве,
где первенствующей и господствующей была вера христианская православная.
Святитель Филарет, тонкий знаток церковной истории и духовной жизни, хорошо
понимал, о чем говорил. Он дал исчерпывающий ответ на ключевые вопросы, которые
по сей день волнуют очень многих верующих людей.
В полном
согласии со святителем Филаретом пребывает святитель Игнатий Брянчанинов:
«Времена, чем далее, тем тяжелее. Христианство, как дух, неприметным образом
для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих
себе, удаляется из среды человеческой, предоставляя его (мир) падению его», –
писал святитель Игнатий в те же годы.
«Если не
изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то все больше будет слабеть
истинное христианство, а наконец и совсем кончится; останется только имя
христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира», – чуть
позже заметил святитель Феофан Затворник.
Дух мира
сего, противоположный Святому Духу Утешителю, Духу истины и любви – это злой и
лукавый дух антихриста, господствующий ныне в мире, отвлекает от спасительных
помышлений о Втором Пришествии Христовом, Страшном Суде и кончине этого земного
мира даже православных христиан. «Бодрствуйте, потому что не знаете, в
который час Господь ваш приидет» (Мф. 24, 42) – назидает нас Сам Спаситель.
«И не есть
ли это самый характерный признак приближения последних времен и конца мира, что
об этом конце никто не хочет говорить и думать?.. – вопрошает архиепископ
Аверкий (Таушев). – Жизнь современных людей, не исключая считающих себя христианами,
и даже священнослужителей, совершенно разошлась с Церковью. В храмах
возглашается одно, а в жизни и говорится, и делается совсем другое. Так, в
храме постоянно возносится моление о даровании нам "добраго ответа на Страшнем
Судищи Христове”, а в жизни многие и слышать не хотят о Страшном Суде, говоря:
"Зачем пугать людей? К чему сеять панику?”»
Внешняя
принадлежность к Церкви и даже следование всем традициям и обрядам Православия
еще не означают стяжания духа истинного христианства.
Действительно,
многие ли православные помышляют о том, что «наше же жительство – на
небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил.
3, 20), что мы – только «странники и пришельцы на земле» (Евр. 11,
13)? Многие ли всерьез задумываются о том, что мы созданы не для этой
смертной юдоли, а для жизни нетленной, вечной, которую Господь, освободив нас
от власти греха, вновь даровал нам Своим Воскресением?
Многие ли
искренне веруют в воскресение мертвых и жизнь будущего века?
Знамения
приближения кончины мира и Страшного Суда Христова подробно описаны богоносным
святителем Игнатием Брянчаниновым: «Отступление нового Израиля от Спасителя к
концу времен примет обширное развитие, как предвозвестил Апостол: "Отступление
приидет прежде”, а потом, как последствие и плод отступления, "откроется
человек беззакония, сын погибели”, который дерзнет назвать себя обетованным
Мессией, потребует себе божеского поклонения и получит его от приготовивших
себя к принятию антихриста явным и тайным отступлением от Христа. Отступление
будет так обширно, что "по причине умножения беззакония, во многих охладеет
любовь” (Мф. 24, 12). Это значит: греховные соблазны и примеры так
умножатся, что увлекут в греховную жизнь бесчисленное множество людей. Вера во
Христа едва будет существовать, как возвестил Сам Господь: "Сын
Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?” (Лк. 18, 8). Вещественные и
временные занятия и наслаждения привлекут к себе всецело внимание человечества:"И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили,
женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и
погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали,
садили, строили” (Лк. 17, 26-28). Обильное земное преуспеяние и огромные
земные предприятия, как очевидные для всех, выставлены Словом Божиим в признак
последнего времени и созревшей греховности человечества. Человечество никогда
не желает объявить себя последователем зла, хотя бы оно утопало во зле...» – не
повествуют ли нам эти слова святителя Игнатия о сегодняшних днях и событиях?
Несомненно, когда греховные соблазны и примеры увлекли в греховную жизнь
великое множество людей, а при этом на наших глазах происходит построение
единого глобального цифрового общества, явно ведущее к воцарению «сына
погибели».
К сожалению,
многие не желают всего этого видеть и принимают условия, предлагаемые
«евангелистами цифрового мира», превращающими человека в раба
информационно-управляющей системы и ее хозяев.
«Вся наша
надежда и все наше упование не на антихристов "прогресс человечества” и не на
продление этой греховной, утопающей в похотях прелестных, земной жизни, а на
открытие нового неба и новой земли, "на которых обитает правда” (2 Петр.
3, 13), – восклицает архиепископ Аверкий... – Пусть безбожный мир готовится
принять своего властелина – "сына погибели” (2 Фес. 2, 3). Торжество зла
будет очень и очень кратковременным.
Мы ведь
хорошо знаем, веруем и исповедуем, что, не взирая ни на какое временное
торжество диавольского зла в мире, окончательная победа принадлежит нашему
Господу и Спасителю – Победителю ада и смерти, – а с Ним и всем тем, кто
сохранит всецелую верность ему до конца, коим изрек Он такое великое
обетование: "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я
победил и сел с Отцем Моим на престоле Его” (Откр. 3,21)...
Христос
Господь – Слово Божие, окруженный несчетными сонмами воинств небесных и поразит
в одно мгновение антихриста "духом уст Своих, и истребит явлением пришествия
Своего” (2 Фес. 2, 8). Вот почему, сколь ни тяжко нам наблюдать и
переживать все то, что ныне творится в охваченном безумием современном мире, мы
не должны поддаваться унынию и падать духом, зная, к тому же, что все это
предсказано и что всему этому "надлежит быть” и что все это окончится гибелью
сатаны и всех его служителей и приспешников, и воцарится над всем "Христос
Бог наш, ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги
Свои. Последний же враг истребится – смерть” (1 Кор. 15, 25-26)», – утешает
верных архиепископ Аверкий.
И все
любящие Спасителя нашего и не изменившие правде Его, совоскреснут с Ним для
вечного веселия во Царствии Его. Как и глаголет в своем Огласительном слове
святитель Иоанн Златоуст: «"Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?” (1
Кор. 15, 55). Воскресе Христос, – и ты низложился; Воскресе Христос, – и пали
демоны; Воскресе Христос, – и радуются ангели; Воскресе Христос, – и жизнь
жительствует; Воскресе Христос, – и мертвого ни единого нет во гробе. Ибо
Христос, воскресший из мертвых, – "Начаток умершим бысть” (1 Кор. 15,
20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».
Христос
Воскресе! Воистину Воскресе!
Валерий
Павлович Филимонов, русский православный писатель
Источник: http://ruskline.ru/