1. МУХТАР
Святитель
Серафим (Соболев) родился в городе Рязани 1 декабря (по старому стилю) 1881
года в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны.
«Ах, какой
серьезный мухтар родился!» - воскликнула мать, увидев свое новорожденное чадо
-будущего владыку Серафима. О, какая была в этих словах теплая материнская
нежность и солнечная жизнерадостность! Ведь всего несколько часов назад Мария
Николаевна в страшных страданиях не могла разрешиться от бремени, и, чтобы
спасти ее жизнь, врачи решили сделать операцию извлечения младенца по частям.
Какое материнское чутьё и трепетную богобоязненность надо иметь, чтобы, рискуя
своей жизнью, родить младенца, которого врачи посчитали мёртвым!
Младенец был
назван Николаем в честь святителя Николая Чудотворца. Но каким пророческим
оказалось мамино определение новорожденного - «мухтар». Впоследствии даже
домашние в детстве называли Николая мухтаром, что ему очень не нравилось. И
только через много лет, будучи уже архиепископом, этот самый Николай узнал, что
по-арабски слово «мухтар» значит «епископ».
Таким
образом, с самого начала жизни провидение Божие определило судьбу владыки
Серафима, родившегося при первом ударе колокола в 5 часов утра, 1 декабря 1881
года в Рязани. И позже сам Господь подсказывал ему решения, когда возникали
мысли о выборе пути.
Так, в
предпоследнем классе Духовной семинарии он очень захотел хорошо писать
сочинения и даже дал обет Богу стать монахом за исполнение этого желания. С
этого момента он действительно стал отлично писать сочинения.
После
окончания семинарии мать, считая его здоровье слишком слабым для занятий в
Академии, приложила все усилия, чтобы сделать его священником. А для этого надо
было его женить. Но не было на то воли Божией, и сколько Мария Николаевна ни
старалась, ничего у нее не получилось. В конце концов, она сама признала это и
сказала Николаю, что не может устроить его судьбу, поэтому пусть он устраивает
ее сам. Николай всецело положился на волю Божию, которая привела его к тому,
чтобы он поступал в Петербургскую Духовную Академию. И юноша решился на это,
несмотря на упущенное время, на неподготовленность к экзаменам. Все, что он
успел за оставшиеся до их сдачи 10 дней - это только просмотреть заглавия и
подзаголовки и перелистать тысячи необходимых текстов.
Первый
экзамен был письменный, и тема была дана очень трудная, с той целью, чтобы
сразу, с первого экзамена, сделать отбор из лучших семинаристов. Многие,
прочитав задание, уходили с экзамена. А Николай стал горячо молиться и написал
сочинение, повинуясь внутреннему голосу. Многие получили за этот экзамен
тройки, двойки и даже единицы. Николаю же, к его собственному изумлению,
поставили высший балл.
Но следующие
экзамены были также очень сложными. Накануне экзамена по догматическому
богословию Николай, просмотрев 150 билетов, убедился, что хорошо знал только
один: «История догмата о святой Троице». Понимая свое безнадежное положение и
вспоминая, что дома ждет мать, отдавшая ему последние деньги, Николай стал
сильно переживать. Слезы потекли у него из глаз, и вместе со слезами излил он
молитву: «Господи, Спаситель мой, Ты милосердный и Всемогущий, сделай так,
чтобы завтра билет «История догмата о святой Троице» достался мне». И Господь в
точности исполнил его просьбу. Именно просимый билет достался Николаю на
экзамене.
Такая же
история произошла и на следующем экзамене, где было уже 250 билетов, а из них
он знал только один. Опять со слезами молился Николай ко Господу. И опять Он
ему помог. На экзамене Николаю достался именно тот билет, о котором он просил в
молитве. Соболев отвечал так хорошо, что профессор решил послать благодарность
Рязанской семинарии за блестящего студента. А когда он возвращался на место, то
студенты шептали: «Ай да рязанец! Ай да рязанец!»
После своей
смерти в 1950 году владыка Серафим имеет особое дерзновение к Господу в помощи
студентам. Так, будучи в 1976 году в Болгарии на поклонении у его гробницы,
игумен русского Пантелеимонова монастыря на Афоне Авель, (впоследствии
наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии), заметил, что на
поклонение епископу Серафиму приходит много молодежи, студентов. Он
поинтересовался, с какими просьбами они пришли сюда. «Не с просьбами мы пришли,
-мотвечали студенты, - а с благодарностью за чудесную помощь в сдаче
экзаменов»...
2. ДОСИФЕЙ?
СЕРАФИМ!
Николай имел
особый дар молитвы. Об этом говорит следующий случай. Однажды очень сильно
заболела его сестра Варя. У нее пошла носом кровь. Кровотечение было очень
сильное и врачи не могли его остановить. Отчаявшаяся мать, заливаясь слезами,
сказала Николаю: «Вся надежда на твои молитвы». Николай, видя безнадежное
положение, положился на Бога, помолился и перекрестил больную. В этот момент
кровотечение совершенно прекратилось.
В то же
время Николай был смиренным настолько, что когда пришло время постригаться в
монахи, то он начал мучиться вопросом - достоин ли, причем сомнения одолевали
его настолько, что он даже обратился письменно к праведному Иоанну
Кронштадтскому, который не дал ему ответа, и к старцу Анатолию Оптинскому.
Последний написал, что заочно не может ему ничего посоветовать.
В грустном
раздумье находился Николай, пока Божий промысел не указал ему путь. Однажды,
когда он размышлял о том, как разрешить свои сомнения, его озарила мысль - надо
обратиться к преподобному Серафиму Саровскому. И Николай, положив земной
поклон, взял книгу с жизнеописанием этого святого, помолился и раскрыл ее
наугад. Там был описан случай, когда один послушник Глинской Пустыни приехал к
преподобному Серафиму, чтобы разрешить вопрос - есть ли воля Божия поступать
ему и брату его Николаю в монастырь. На что старец сказал: «Сам спасайся и
брата своего спасай.» Конечно, для Николая Соболева это было дивное откровение.
С этого момента он уверился, что монашество не только его путь, но и путь его
родного брата Миши, ставшего впоследствии архимандритом Сергием.
При
пострижении в монахи Николаю хотели дать имя Досифей. Однако, по-видимому,
Саровский старец взял его под благодатное руководство, и Николай был пострижен
с именем Серафим. Так в 1908 году на последнем курсе духовной академии
епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) Николай Соболев был пострижен в
монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. В том же
году он был рукоположен в иеродиакона, а затем в сан иеромонаха.
Иеромонах
Серафим закончил Духовную Академию в числе лучших студентов, защитив
магистерскую диссертацию. 6 сентября 1908 года Учёный совет академии по итогам
защиты диссертации «Учение о смирении по Добротолюбию» постановил удостоить
иеромонаха Серафима ученой степени кандидата богословия с правом получения
степени магистра без новых испытаний.
После этого
иеромонах Серафим был на разных должностях - начальником Пастырского училища в
Житомире, смотрителем Духовного училища в Калуге, инспектором Духовной
семинарии в Костроме, ректором Воронежской Духовной семинарии.
1 октября
1920 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Кафедральном соборе г.
Симферополя архимандрита Серафима рукоположили во епископы. Так сбылось
пророческое слово матери, которая еще младенцем назвала его мухтар - что значит
епископ.
Вскоре после
этого Владыка с отступающими войсками Белой Армии покинул Родину и оказался в
Константинополе. В августе 1921 года он был назначен Управляющим Русскими
православными общинами в Болгарии. Много потрудился Владыка на духовной ниве в
Болгарии. Лично объезжал русские приходы, был попечителем Печерской
Крестовоздвиженской гимназии. Сам испытывая материальные трудности, епископ
Серафим заботился о бедных и больных, одних устраивал в больницы, других - в
инвалидные дома, ходатайствовал о пособиях бедным, а некоторых даже
подкармливал у себя.
В Болгарии
Владыка основал два монастыря. Один из них - Покровский женский монастырь близ
Софии - существует до сих пор и пользуется у болгар особой любовью.
В 1934 году
Владыка был возведен в сан архиепископа. Много занимаясь пастырской
деятельностью, владыка Серафим не забывал и о литературном даре, которым наделил
его Господь. Архиепископ Серафим Соболев был выдающимся богословом. Он горячо,
ревностно защищал чистоту Вселенского Православия, невзирая на популярность и
авторитет тех лиц, которые впадали в заблуждения или даже ереси. Он критиковал
некоторые взгляды на учение Православной Церкви даже бывшего первоиерарха
Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Антония (Храповицкого), к
которому питал уважение. Ведь именно владыкой Антонием (в то время
Председателем Архиерейского Синода РПЦЗ) в 1934 году епископ Серафим был
возведён в сан архиепископа.
3. ПОДВИГИ И
ЧУДЕСА.
Большим
подвижническим трудом владыки Серафима было опровержение учения известнейшего
богослова протоиерея Сергия (Булгакова) о Софии Премудрости Божией. Так 1935
году архиепископ Серафим написал диссертацию «Новое учение о Софии, Премудрости
Божией» за что был удостоен звания магистра богословия. В этой работе владыка
определил взгляды протоиерея Сергия Булгакова, как «софианская ересь».
Защищая
истины Православия, Владыка говорил: «Мои книги - это моя кровь». И
действительно, надо было быть подвижником, чтобы прямо выступать против писаний
известных и авторитетных церковных личностей, указывая читателям на их
заблуждения.
Впрочем,
подвижнической была вся жизнь архиепископа Серафима. Владыка имел слабое
здоровье, часто болел, терпел лишения, критику и даже унижения. От воздержания
и тяжелых жизненных условий у него развился туберкулез. К тому же его родной
брат страдал смертельным недугом. И все-таки святитель находил в себе силы помогать
бедным и больным, заботиться о своей пастве, выступать с проповедями, часто
совершать архиерейские служения и писать замечательные книги в защиту
Православия. В течение жизни он 11 раз прочел все 12 томов житий святых
святителя Дмитрия Ростовского. Примеры подвижников Православия придавали ему
силы для трудов на ниве Господней. И Бог увенчал святителя, знаменательно
определив ему день кончины на праздник Торжества Православия 13/26 февраля 1950
г.
С той поры в
столице Болгарии, в городе Софии, к его гробнице в крипте Русской церкви во имя
святителя Николая притекают с молитвою множество паломников. И святитель
Серафим чудесно продолжает помогать людям, которые прибегают к его
предстательству перед Господом.
Так
Представитель Патриарха Московского и всея Руси в Болгарии архимандрит Филипп
(Васильцев) в одном из интервью порталу «Православие и мир» сказал, что
свидетельств о такой помощи множество и что одних только зафиксированных
посмертных чудес по его молитвам более ста. Называя чудесные случаи по обращению
к святителю Серафиму, архимандрит Филипп сказал, что большинство из них - это
случаи чудесного исцеления, много исцелений от рака, случаи дарования ребенка,
устройства семейной жизни. Кроме того, молитвы к святителю Серафиму помогают
школьникам и студентам в сдаче экзаменов, а также избавляют от несправедливых
наказаний или увольнений.
Вопрос о
прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) был
рассмотрен 3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Архиерейского
Собора в Храме Христа Спасителя. Как известно члены Собора единогласно
проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в
Болгарии, так и в России. Теперь вся наша Церковь воспевает хвалу святому и
молится «Святителю Серафиме, моли Бога о нас».
Игорь Евсин, писатель, г. Рязань
Источник: http://ruskline.ru/