Глас православного народа Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа  
 
 
 
Глас православного народа
Глас православного народа
 


Удивительные истории из жизни святителя Серафима (Соболева): День памяти архиепископа
Автор: admin   |   Просмотров: 916   |   Информация

Удивительные истории из жизни святителя Серафима (Соболева): День памяти архиепископа

1. МУХТАР


Святитель Серафим (Соболев) родился в городе Рязани 1 декабря (по старому стилю) 1881 года в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны.

 

«Ах, какой серьезный мухтар родился!» - воскликнула мать, увидев свое новорожденное чадо -будущего владыку Серафима. О, какая была в этих словах теплая материнская нежность и солнечная жизнерадостность! Ведь всего несколько часов назад Мария Николаевна в страшных страданиях не могла разрешиться от бремени, и, чтобы спасти ее жизнь, врачи решили сделать операцию извлечения младенца по частям. Какое материнское чутьё и трепетную богобоязненность надо иметь, чтобы, рискуя своей жизнью, родить младенца, которого врачи посчитали мёртвым!


Младенец был назван Николаем в честь святителя Николая Чудотворца. Но каким пророческим оказалось мамино определение новорожденного - «мухтар». Впоследствии даже домашние в детстве называли Николая мухтаром, что ему очень не нравилось. И только через много лет, будучи уже архиепископом, этот самый Николай узнал, что по-арабски слово «мухтар» значит «епископ».

Таким образом, с самого начала жизни провидение Божие определило судьбу владыки Серафима, родившегося при первом ударе колокола в 5 часов утра, 1 декабря 1881 года в Рязани. И позже сам Господь подсказывал ему решения, когда возникали мысли о выборе пути.

Так, в предпоследнем классе Духовной семинарии он очень захотел хорошо писать сочинения и даже дал обет Богу стать монахом за исполнение этого желания. С этого момента он действительно стал отлично писать сочинения.


После окончания семинарии мать, считая его здоровье слишком слабым для занятий в Академии, приложила все усилия, чтобы сделать его священником. А для этого надо было его женить. Но не было на то воли Божией, и сколько Мария Николаевна ни старалась, ничего у нее не получилось. В конце концов, она сама признала это и сказала Николаю, что не может устроить его судьбу, поэтому пусть он устраивает ее сам. Николай всецело положился на волю Божию, которая привела его к тому, чтобы он поступал в Петербургскую Духовную Академию. И юноша решился на это, несмотря на упущенное время, на неподготовленность к экзаменам. Все, что он успел за оставшиеся до их сдачи 10 дней - это только просмотреть заглавия и подзаголовки и перелистать тысячи необходимых текстов.


Первый экзамен был письменный, и тема была дана очень трудная, с той целью, чтобы сразу, с первого экзамена, сделать отбор из лучших семинаристов. Многие, прочитав задание, уходили с экзамена. А Николай стал горячо молиться и написал сочинение, повинуясь внутреннему голосу. Многие получили за этот экзамен тройки, двойки и даже единицы. Николаю же, к его собственному изумлению, поставили высший балл.

Но следующие экзамены были также очень сложными. Накануне экзамена по догматическому богословию Николай, просмотрев 150 билетов, убедился, что хорошо знал только один: «История догмата о святой Троице». Понимая свое безнадежное положение и вспоминая, что дома ждет мать, отдавшая ему последние деньги, Николай стал сильно переживать. Слезы потекли у него из глаз, и вместе со слезами излил он молитву: «Господи, Спаситель мой, Ты милосердный и Всемогущий, сделай так, чтобы завтра билет «История догмата о святой Троице» достался мне». И Господь в точности исполнил его просьбу. Именно просимый билет достался Николаю на экзамене.

Такая же история произошла и на следующем экзамене, где было уже 250 билетов, а из них он знал только один. Опять со слезами молился Николай ко Господу. И опять Он ему помог. На экзамене Николаю достался именно тот билет, о котором он просил в молитве. Соболев отвечал так хорошо, что профессор решил послать благодарность Рязанской семинарии за блестящего студента. А когда он возвращался на место, то студенты шептали: «Ай да рязанец! Ай да рязанец!»


После своей смерти в 1950 году владыка Серафим имеет особое дерзновение к Господу в помощи студентам. Так, будучи в 1976 году в Болгарии на поклонении у его гробницы, игумен русского Пантелеимонова монастыря на Афоне Авель, (впоследствии наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии), заметил, что на поклонение епископу Серафиму приходит много молодежи, студентов. Он поинтересовался, с какими просьбами они пришли сюда. «Не с просьбами мы пришли, -мотвечали студенты, - а с благодарностью за чудесную помощь в сдаче экзаменов»...


 

2. ДОСИФЕЙ? СЕРАФИМ!


Николай имел особый дар молитвы. Об этом говорит следующий случай. Однажды очень сильно заболела его сестра Варя. У нее пошла носом кровь. Кровотечение было очень сильное и врачи не могли его остановить. Отчаявшаяся мать, заливаясь слезами, сказала Николаю: «Вся надежда на твои молитвы». Николай, видя безнадежное положение, положился на Бога, помолился и перекрестил больную. В этот момент кровотечение совершенно прекратилось.


В то же время Николай был смиренным настолько, что когда пришло время постригаться в монахи, то он начал мучиться вопросом - достоин ли, причем сомнения одолевали его настолько, что он даже обратился письменно к праведному Иоанну Кронштадтскому, который не дал ему ответа, и к старцу Анатолию Оптинскому. Последний написал, что заочно не может ему ничего посоветовать.


В грустном раздумье находился Николай, пока Божий промысел не указал ему путь. Однажды, когда он размышлял о том, как разрешить свои сомнения, его озарила мысль - надо обратиться к преподобному Серафиму Саровскому. И Николай, положив земной поклон, взял книгу с жизнеописанием этого святого, помолился и раскрыл ее наугад. Там был описан случай, когда один послушник Глинской Пустыни приехал к преподобному Серафиму, чтобы разрешить вопрос - есть ли воля Божия поступать ему и брату его Николаю в монастырь. На что старец сказал: «Сам спасайся и брата своего спасай.» Конечно, для Николая Соболева это было дивное откровение. С этого момента он уверился, что монашество не только его путь, но и путь его родного брата Миши, ставшего впоследствии архимандритом Сергием.

При пострижении в монахи Николаю хотели дать имя Досифей. Однако, по-видимому, Саровский старец взял его под благодатное руководство, и Николай был пострижен с именем Серафим. Так в 1908 году на последнем курсе духовной академии епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) Николай Соболев был пострижен в монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. В том же году он был рукоположен в иеродиакона, а затем в сан иеромонаха.


Иеромонах Серафим закончил Духовную Академию в числе лучших студентов, защитив магистерскую диссертацию. 6 сентября 1908 года Учёный совет академии по итогам защиты диссертации «Учение о смирении по Добротолюбию» постановил удостоить иеромонаха Серафима ученой степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых испытаний.

После этого иеромонах Серафим был на разных должностях - начальником Пастырского училища в Житомире, смотрителем Духовного училища в Калуге, инспектором Духовной семинарии в Костроме, ректором Воронежской Духовной семинарии.


1 октября 1920 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Кафедральном соборе г. Симферополя архимандрита Серафима рукоположили во епископы. Так сбылось пророческое слово матери, которая еще младенцем назвала его мухтар - что значит епископ.

Вскоре после этого Владыка с отступающими войсками Белой Армии покинул Родину и оказался в Константинополе. В августе 1921 года он был назначен Управляющим Русскими православными общинами в Болгарии. Много потрудился Владыка на духовной ниве в Болгарии. Лично объезжал русские приходы, был попечителем Печерской Крестовоздвиженской гимназии. Сам испытывая материальные трудности, епископ Серафим заботился о бедных и больных, одних устраивал в больницы, других - в инвалидные дома, ходатайствовал о пособиях бедным, а некоторых даже подкармливал у себя.


В Болгарии Владыка основал два монастыря. Один из них - Покровский женский монастырь близ Софии - существует до сих пор и пользуется у болгар особой любовью.

В 1934 году Владыка был возведен в сан архиепископа. Много занимаясь пастырской деятельностью, владыка Серафим не забывал и о литературном даре, которым наделил его Господь. Архиепископ Серафим Соболев был выдающимся богословом. Он горячо, ревностно защищал чистоту Вселенского Православия, невзирая на популярность и авторитет тех лиц, которые впадали в заблуждения или даже ереси. Он критиковал некоторые взгляды на учение Православной Церкви даже бывшего первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Антония (Храповицкого), к которому питал уважение. Ведь именно владыкой Антонием (в то время Председателем Архиерейского Синода РПЦЗ) в 1934 году епископ Серафим был возведён в сан архиепископа.


3. ПОДВИГИ И ЧУДЕСА.


Большим подвижническим трудом владыки Серафима было опровержение учения известнейшего богослова протоиерея Сергия (Булгакова) о Софии Премудрости Божией. Так 1935 году архиепископ Серафим написал диссертацию «Новое учение о Софии, Премудрости Божией» за что был удостоен звания магистра богословия. В этой работе владыка определил взгляды протоиерея Сергия Булгакова, как «софианская ересь».

Защищая истины Православия, Владыка говорил: «Мои книги - это моя кровь». И действительно, надо было быть подвижником, чтобы прямо выступать против писаний известных и авторитетных церковных личностей, указывая читателям на их заблуждения.

Впрочем, подвижнической была вся жизнь архиепископа Серафима. Владыка имел слабое здоровье, часто болел, терпел лишения, критику и даже унижения. От воздержания и тяжелых жизненных условий у него развился туберкулез. К тому же его родной брат страдал смертельным недугом. И все-таки святитель находил в себе силы помогать бедным и больным, заботиться о своей пастве, выступать с проповедями, часто совершать архиерейские служения и писать замечательные книги в защиту Православия. В течение жизни он 11 раз прочел все 12 томов житий святых святителя Дмитрия Ростовского. Примеры подвижников Православия придавали ему силы для трудов на ниве Господней. И Бог увенчал святителя, знаменательно определив ему день кончины на праздник Торжества Православия 13/26 февраля 1950 г.


С той поры в столице Болгарии, в городе Софии, к его гробнице в крипте Русской церкви во имя святителя Николая притекают с молитвою множество паломников. И святитель Серафим чудесно продолжает помогать людям, которые прибегают к его предстательству перед Господом.

Так Представитель Патриарха Московского и всея Руси в Болгарии архимандрит Филипп (Васильцев) в одном из интервью порталу «Православие и мир» сказал, что свидетельств о такой помощи множество и что одних только зафиксированных посмертных чудес по его молитвам более ста. Называя чудесные случаи по обращению к святителю Серафиму, архимандрит Филипп сказал, что большинство из них - это случаи чудесного исцеления, много исцелений от рака, случаи дарования ребенка, устройства семейной жизни. Кроме того, молитвы к святителю Серафиму помогают школьникам и студентам в сдаче экзаменов, а также избавляют от несправедливых наказаний или увольнений.


Вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) был рассмотрен 3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя. Как известно члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России. Теперь вся наша Церковь воспевает хвалу святому и молится «Святителю Серафиме, моли Бога о нас».

 

Игорь Евсин, писатель, г. Рязань

Источник: http://ruskline.ru/

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Распечатать


Другие новости по теме:






апостасия, беззаконие, видео, военное, волчий собор, главная новость, глобализация - построение царства антихриста, гонения, ересь жидовствующих, еретики, иностранное, интервью, исповедничество, история, кощунство, крестный ход, культура, мировое антихристово правительство, народ, обновленчество, обращения, общественные организации, патриотизм, политика, праздник, протест, Русская Православная Церковь, святые, святые отцы, Сербская Православная Церковь, содомиты, суд, Украинская Православная Церковь МП, храм, царская власть, Церкви поместные, церковные каноны, экуменизм - ересь ересей, электронный концлагерь, ювенальный безпредел

Показать все теги
Глас православного народа
Глас православного народа
статьи и письма
Глас православного народа
Глас православного народа

Календарь
Глас православного народа
Глас православного народа
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Глас православного народа
Глас православного народа




Архив статей
Глас православного народа
Глас православного народа
Июль 2020 (24)
Июнь 2020 (21)
Май 2020 (53)
Апрель 2020 (46)
Март 2020 (55)
Февраль 2020 (50)


Глас православного народа
Глас православного народа

Глас православного народа
 
Глас православного народа
авторизация
Глас православного народа
Глас православного народа





ОПРОС:
Глас православного народа
Глас православного народа
Читаете ли Вы утренние и вечерние молитвы?

Да, каждый день
Не каждый день
Редко читаю
Только утренние
Не читаю



топ-статьи
Глас православного народа
Глас православного народа



Глас православного народа
Глас православного народа


Глас православного народа   Глас православного народа   Глас православного народа
© 2005-2020 газета "Глас православного народа" | написать письмо редактору Сорокиной Анастасии