На Великом повечерии
Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и
читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы в полном составе Великий
покаянный канон преподобного Андрея Критского. Он читается за великопостным богослужением
в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда,
когда был написан преподобным песнотворцем. «Мистагог
покаяния», т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, — так
называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.
Великий канон состоит из 250
тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и
по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения.
В нем мы созерцаем события,
описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В
тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие
образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к
строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие
духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей
и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения,
то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на
Бога, всегда готового принять грешника.
Нельзя научить тому, чего сам
не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон
проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: «Согрешил больше всех человек, един
согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты
Благоутробен».
«Благоутробен» — значит
милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом
своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем.
Чем ближе человек к Богу, тем
больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.
Весь Ветхий Завет предстает
перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и
подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать
добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из
Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто
старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою
келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и,
вместе с нами, смиренно и горячо молиться.
Почему Святая Церковь в
первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что
пост — это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и
направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления,
раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому
самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к
исправлению жития.
Творец этого, столь любимого
православными людьми Великого канона, преподобный Андрей, архиепископ Критский
родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия
и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет
его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда
же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных
Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После
этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость
божественных книг. На четырнадцатом году жизни, святой Андрей, был приведен
родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня.
По пострижении в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е.
секретарем, Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил
добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что
ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх.
После 681 года, когда в Константинополе
происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший
тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в
византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору
документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты
Иерусалимской Православной Церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.
После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а
Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием
догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе,
получив навсегда прозвище «Иерусалимита», т. е. «Иерусалимлянина».
В столице Империи он получил
послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с
зачислением в клир главного храма Византии.
20 лет служил он в сане
диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение.
Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми
богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.
После двадцатилетнего
диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен
на самую далекую кафедру империи — остров Крит, где за свои усердные труды был
удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим
Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью.
Святой пастырь критский
строил храмы Божии, а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он
был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все
напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой.
Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.
Несколько раз святитель,
оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором,
а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в
Византии началось иконоборчество.
В свое последнее посещение
столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со
своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил
его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4
июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его
память.
Святитель Андрей Критский
первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все
двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в
его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение,
кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В
рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной
седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец
святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св.
Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству
оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого
песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн
вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.
Источник:Благодатный
Огонь