Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа!
И по своему
прошлому опыту, и по тому, что неоднократно приходилось слышать от своих
духовных детей, я должен сказать, что праздник Сретения Господня является одним
из тех праздников, которые мы как-то проходим мимо, скользим вниманием, не
вдумываясь и не входя в то, что совершается в этот великий день.
Вот
Рождество – Христос рождается на земле, снисходит с небес нашего ради спасения.
Вот Крещение Господне – Христос приходит освятить водное естество, а через это
и весь мир.
Это нам
понятно. А вот ныне принесен Он, как младенец, во Храм для того, чтобы как и
всякое существо быть освященным, принесенным Богу.
И многие из
вас, я неоднократно это слышал, как-то не воспринимают этот праздник, не
понимают его так, как понимают и чувствуют они другие двунадесятые праздники.
Я думаю, что
не случайно все это. Это объясняется тем, что не только этот праздник, но и то,
что совершается с каждым младенцем у нас в 40-й день по рождении, мы не
понимаем и, не вникая, проходим мимо.
Вот приносят
в храм младенца и читают над ним молитвы, как и над всеми нами когда-то читали.
Какой смысл этого принесения? Что же это – простой обычай? Что же, это
совершается только для того, чтобы напомнить, что когда-то было совершено это
же с Господом, а Господь принесен был для того, чтобы вспомнить, что это было
когда-то заповедано Моисеем?
Или совершается
что-то такое, для чего мы собрались ныне праздновать Сретение Господне,
совершается что-то великое, для чего каждый младенец приносится в храм?
Вот каждый
младенец крещен, он освящен, рожден для благодатной духовной жизни, и мы
думаем, что все кончено, и остальное – просто обычай.
Самое
главное, что заключается в этом принесении, это то, что отец и мать приносят
свое чадо, уже рожденное не только плотским рождением, но и духовно, для жизни
во Христе, для нетленной жизни, приносят его и отдают в дар Богу. Вы скажете:
«Ну, а крещение?» Крещение это есть рождение духовное. Некрещенный младенец не
родился еще духовно, он еще не живет, он мертв духовно.
А вот теперь
младенца, уже живущего духовной жизнью, мать приносит и отдает Богу. «Это Твое,
и я отдаю его Тебе, этого нетленного младенца, с которого крещением снят
первородный грех».
Это
величайший момент в жизни ребенка и его родителей. В этот момент мы отдаем
ребенка Богу, Тому, Кто является его и нашим Творцом, и уже больше не считаем
его своим. Так и Господь Иисус Христос, как воспевают стихиры, был принесен
Богу.
Так и мы
были некогда принесены и отданы Богу. А мы думаем, что здесь все сводится к
тому, чтобы «получить очистительную молитву матери, и между прочим совершить
что-то очистительное над ребенком (что и его очищает каким-то образом)». А
между тем мы в этот день навсегда отдаемся Богу.
Не только
первенцы мужеского пола, как в Ветхом Завете «всяк мужеский пол ложесна
разверзаяй свят Богу», но и все дети в Новом Завете, не только мужеского пола,
но и женского, отдаются, посвящаются Богу. Это добровольный акт родителей,
добровольная отдача Богу. Мы не чувствуем этого праздника, и проходит он мимо
нашего сознания и не затрагивает он нас, как затрагивают другие праздники. А в
день Сретения Господня празднуется именно принесение Матерью Божией Иисуса
Христа в дар Богу.
И если
каждый из нас не будет в своей жизни помнить, что когда-то святая Церковь
потребовала от наших родителей этой отдачи, и они, может быть не сознавая,
действительно отдали нас Богу, и с этого момента мы Ему посвящены, если каждый
из нас будет памятовать об этом и не только в эти дни, но и всегда, то,
мало-помалу, в нашу душу, в наше сердце будет все больше проникать духовная
связь с Тем, Кому мы принесены в жертву. И тогда, мало-помалу, детский
праздник, праздник Сретения, будет становиться для нас все ближе и ближе и
будет говорить нашей душе так же много, как и Рождество. Но тогда нам надо
помнить, зачем мы были принесены Богу и зачем мы ныне собрались здесь.
Сегодня
святая Церковь призывает Анну Пророчицу и Симеона Богоприимца участвовать с
нами в этом величайшем событии: «О дщи Фануилева, прииди, стани с нами...» Нам,
которые так далеки от внутренней жизни Церкви, которые привыкли брать только
все внешнее – все это остается непонятным.
Давайте,
братья и сестры, каждую черту, каждую молитву, которую дает нам Церковь,
понимать не так, как мы обычно понимаем, а так, как понимает и дает нам ее
святая Церковь.
Тогда,
мало-помалу, вы будете чувствовать этот великий праздник и свою связь с
Христом, и тогда недаром, не напрасно будет для вас ваше принесение во храм на
служение Богу. Помните, чьи вы, для чего вы были принесены во храм и отданы на
служение Владыке Христу.
Аминь.
Священномученик Сергий Мечёв