Уроженец гор. Козельска, сын купца Севрюкова, Елеазар еще
в молодых летах пришел в Соловекую обитель и, испытанный послушаниями,
пострижен был в монашество; строгим постом, крепостью в молитве, глубоким
вниманием к себе самому он приобрел себе уважение братии и любовь игумена
Иринарха. Ревнуя служить Господу с самоотречением более тяжким, по
благословению преподобного Иринарха удалился он на Анзерский остров, за 20
верст от обители, и здесь стал подвизаться отшельником, не развлекаемый никем.
Сперва жил он на горе у озера. Для пропитания своего на пустынном острове делал
он своими руками деревянные чашки, ставил их у морской пристани, и временные
гости – моряки оставляли отшельнику хлеб и другие съестные припасы.
Спустя 4 года, в 1616 г., постриженный в схиму, перешел
он к ветхой церкви св. Николая, поставленной для временных тружеников на
солеварнях. Здесь поставил он себе малую келлийку и жил с Господом. Мало-помалу
собралось к нему несколько ревнителей скитского жития. Преподобный Елеазар ввел
для сподвижников древний чин скитского жития. Келлии безмолвных пустынников
поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером собирались они для
общей молитвы и в следующий день, совершив воскресное пение, расходились по
келлиям для богомыслия. Молитва, псалмопение, рукоделие по силе составляли
обыкновенное занятие их. О душевных смущеньях открывали они преподобному
старцу. Преподобный был не только великим подвижником, но и любителем духовного
просвещения. «От многого Божественного писания, – сказано о нем во вкладной
книге скита, – различные повести собра и три книги Цветника своею рукою написа
уставом; такожде и чин монашеского келейного правила в писании – от искусу,
добре истолкова». В другое время преподобный то коленопреклонно молился, то
рубил дрова и носил их на спине своей. Немало пришлось ему претерпеть искушений
то от духа злобы, то от людей немощных. Раз явился ему искуситель в виде брата
обители с приглашением в обитель. Подвижник не хотел идти в путь прежде, чем
совершит правило келейной молитвы, и стал на молитву. Но когда приходилось ему
читать молитву Господню – «Отче наш», мнимый брат выходил из келлии; подвижник
изумлялся и продолжал молиться. Наконец, после нескольких опытов повторения той
же истории мнимый брат исчез без следа, а подвижник увидел, что если бы
отправился он в обитель, то бурное море поглотило бы его.
Царь Михаил, скорбевший о том, что не имеет наследника
престола, и узнавший о преподобном Елеазаре от прежнего келаря Лавры, а теперь
подвижника Соловецкого, Александра Булатникова, вызвал старца в Москву и просил
молитв его. Старец сказал царю, что родится наследник, и после теплой мольбы
старца в 1629 году родился царевич Алексий. Признательный царь Михаил до гроба
своего благотворил Анзерскому скиту. Царь Алексий по вступлении на престол
предписал строить каменный храм в скиту, начатый по воле отца его, но постройка
которого была остановлена. Он желал видеть старца лично, и старец, уже дряхлый,
опять был в Москве. Старец был обласкан царем. Но в Соловецкой обители
негодовали на то, что Анзерскому скиту предоставлена была независимость от
обители. Вследствие того не только не оканчивалось построение храма, невзирая
на царский указ, но сам старец заключаем был в оковы и темницу. Преподобный
образовал из учеников своих строгих подвижников. Таков был Никодим, бывший
преемником наставника своего в скиту; великий Никон также был учеником
Елеазара. Когда сей анзерский скитник стал восходить со степени на степень власти
и силы, он делал все, что мог, для покоя преподобного Елеазара. Будучи
митрополитом, писал он к архимандриту: «поберегите Анзерских старцев, строителя
и братию», и предписывал исполнить просьбу старца Елеазара – отпустить в его
скит больничного старца Кирика; в 1655 г. патриарх Никон выпросил у царя
отпускать в Анзерский скит более прежнего свеч, ладану, вина и муки для
церковной службы; установил быть 17 братьям в скиту и послал от себя серебряные
оклады на иконы и дары скитникам деньгами и рыбою.
Св. старец скончался после 40-летних подвигов января
13-го дня 1656 г.
Тропарь
преподобному Елеазару Анзерскому, глас 3
Отве́рг
пло́ти тле́нная,/ нетле́нных потща́лся еси́ дости́гнути,/ и, ми́ра удали́вся,/
всели́лся еси́ в морски́й о́стров,/ и на нем усе́рдно мно́га ле́та Го́сподеви
порабо́тал еси́,/ сего́ ра́ди и да́ры прозре́ния и чуде́с обогати́лся еси́,/
о́тче преподо́бне Елеаза́ре.// Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти нам мир и ве́лию
ми́лость.
Кондак
преподобному Елеазару Анзерскому, глас 1
Я́ко
лучу́ тя со́лнечную, Христо́с показа́, преподо́бне,/ сия́ющу во стране́
примо́рстей чуде́с благода́тию,/ уставля́еши бо пла́вающим тишину́ морску́ю,
ве́рою моля́щимся тебе́ и вопию́щим:/ ра́дуйся, Елеаза́ре, о́тче наш,// страны́
Беломо́рския похвало́ и утвержде́ние.
Молитва
преподобному Елеазару Анзерскому
О,
преподо́бне о́тче наш Елеаза́ре, Богоизбра́нный нача́льниче и основа́телю
безмо́лвнаго и́ноческаго жития́ в пусты́ни А́нзерстей, дарова́нной ти ми́лостию
царе́вою, су́щия ра́ди в тебе́ благода́ти проро́ческия. Мо́лим тя мы,
смире́ннии и недосто́йнии, испроси́, уго́дниче Бо́жий, у Вседержи́теля Бо́га, в
Тро́ице покланя́емаго, Ему́же в дерзнове́нии предстои́ши с ли́ки святы́х, да
да́рует стране́ на́шей мир и утвержде́ние, на враги́ побе́ду и одоле́ние,
церква́м благостоя́ние и всем лю́дем тишину́, и благоде́нствие, и изоби́лие
плодо́в земны́х. Угаси́ моли́твами твои́ми разжже́нныя на ны стре́лы
диа́вольския, да не прико́снется нам зло́ба грехо́вная, да, благоче́стно
сконча́вше вре́менное житие́, сподо́бимся насле́довати Ца́рствие Небе́сное и
ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в.
Ами́нь.