Донецк, улица Колхозная, в нескольких шагах от сожжённого
микрорынка. Во дворе дома сидят бабушки и кормят собак. В доме выбита половина
стёкол, каждый вечер неподалёку ухают выстрелы ВСУ, в микрорайоне не работают
аптеки и магазины. У бабушек пенсия две тысячи рублей. Помощи ждать неоткуда —
у одной сын сидит без работы, у другой дочь осталась на Украине, а сын погиб в
ополчении. Но эти бабушки, которым нечего есть самим, каждый вечер кормят
дворовых собак. Формально столующиеся здесь псы ничьи — но их нельзя назвать
ничьими. Собаки — часть дворового сообщества, старые знакомые, они принадлежат
большой семье, вместе переживающей войну. И пока живы бабушки, будут живы и
дворовые псы. Потому что друзей не предают.
А вот картина из другого мира. Процветающая Дания,
Копенгаген. Душевой доход граждан — пятьдесят тысяч долларов в год. Индекс
развития человеческого потенциала — третий в мире. Маленькому датчанину, обитателю
этого земного парадиза, надоел домашний кролик или хомячок. И он, по призыву
сотрудников столичного зоопарка, тащит своего пушистого друга в вольер к
африканским львам, чтобы скормить хищнику на завтрак. Да ещё увлечённо
наблюдает, как довольная зверюга отрывает от несчастной жертвы куски плоти и с
аппетитом их пережёвывает.
Вот как комментирует эту новую забаву датской детворы
сотрудница Копенгагенского зоопарка Анна-Софи Эллер: «Хорошо, когда у животных
разнообразное питание… Плюс мех весело жевать, а внутренние органы для них
очень полезны». Пускай «с ненужными домашними животными происходит что-то,
имеющее смысл»,- добавляет она. Ричард Остербалле, директор другого датского
зоопарка, внедрившего похожие практики, Гивскудского,- развивает мысль коллеги:
«Это зрелище не нужно скрывать от детей… рассказывая, что оставленные в
зоопарке домашние животные просто отправились в рай для кроликов».
Гуманистическим девизом старой Европы являлись слова
Антуана Сент-Экзюпери: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Похоже,
квинтэссенция нового европейского мышления будет звучать так: «Ты достоин
посмотреть, как аппетитно съедят твоего друга».
Моральную оценку действий датских зоологов трудно
выразить в приличной форме. А вот дать оценку их новаций в свете современных
данных о высшей нервной деятельности можно довольно точно.
Игры детей — это подготовка к будущей взрослой жизни. В
ходе игр формируется человеческая личность, и это не фигуральное выражение. В
детстве закладываются комплексы устойчивых нейронных связей, которые
впоследствии программируют поведенческие стереотипы. Эти, рождённые в детских
играх образцы отношения к окружающему миру, будут потом применяться всерьёз. По
причине отсутствия других. Как говорится, чужую голову никто не приставит.
Культура и религия проделали титаническую работу, чтобы
поднять человека над звериным уровнем сознания, чтобы вывести нас из царства
пожирающих друг друга в царство любви к ближнему своему. По крайней мере,
отодвинуть от первого и приблизить ко второму. Похоже, датские зоологи
предлагают человеку отправиться в обратный путь.
Какие стереотипы поведения сформируются у ребёнка,
который с детства знает, что близкое существо, доверяющее тебе, может надоесть
и тогда его надо «с пользой для дела» скормить хищнику? Раз друг больше не
нужен, пусть в его уходе будет «какой-то смысл».
Не доживём ли мы до того времени, когда в европейские
зоопарки будут приносить немощных стариков? А что? Седые волосы так «весело
жевать»! А подсевшая на склоне лет печень и барахлящий желчный пузырь, не
сулящие здоровья собственному владельцу, могут оказаться очень полезны для
здоровья крупных кошачьих. И незачем рассказывать детям, что их бабушки и
дедушки отправляются в рай для стариков…
В пасть тигру, ради того, чтобы продолжить круговорот биоматериала
в природе — это очень утилитарно и откровенно!
Не боятся сотрудники зоопарков, сочинившие эту новую
дивную мораль, что сами когда-то могут оказаться такими же ненужными?
Учитесь морали у донецких бабушек, господа, пока не
попали к тиграм на обед!
Источник:
http://novorossiy.info/