«Царский»
батюшка отец Александр Захаров
перед храмом святых Царственных Мучеников в Сологубовке
Протоиерей Александр Захаров – настоятель
храма Святых Царственных Страстотерпцев в поселке Сологубовка Ленинградской
области. Известен православной патриотической общественности подвижнической
деятельностью на ниве просвещения Русского народа, восстановления его
исторической памяти; автор ряда душеспасительных книг и брошюр, не раз выступал
в эфире радиостанций «Радонеж» и «Православное радио Санкт-Петербурга».
– Отец Александр, многие знают Вас как
«Царского» батюшку. Давайте начнем с того, что сейчас у всех на слуху – с ситуации
вокруг кощунственного фильма, провокации режиссера А. Учителя «Матильда». Что
Вы об этом думаете?
– Когда я учился в семинарии, нам на уроке
Катехизиса предлагали наизусть заучивать некоторые цитаты святителя митрополита
Филарета (Дроздова). И вот одна из них мне так понравилась, что я ее до сих пор
помню. Это цитата о Промысле Божием: «Промысел Божий <…> всякому
добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и
обращает к добрым последствиям». Знаете же, есть и в народе такая
поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
С одной стороны, фильм, конечно, не заслуживает
того интереса, который вызвала возникшая по поводу него полемика. Но, с другой
стороны, общаясь с людьми, я понял, что многих эти дебаты подтолкнули к
изучению вопроса. В частности, моя дочь, может быть, никогда бы не обратилась к
этой теме, но теперь, чтобы знать, о чем так спорят, решила ознакомиться с
перепиской Царской Семьи, с историческими документами. Т. е. хорошо, что
пробудился интерес. И теперь каждый человек, овладев информацией, может сам для
себя решить, какого мнения держаться.
Здесь всякому нужно ориентироваться на свою
совесть. Что касается меня, то чем дальше и глубже знакомлюсь с жизнью Царской
Семьи – по воспоминаниям о них, по их дневникам – тем больше их люблю!
Кстати, сто тысяч подписей, собранных
православными против «Матильды» – не такая уж малая цифра, как говорят
некоторые сторонники А. Учителя, указывая на количество населения нашей страны.
Ведь в общей массе есть и дети несмысленные, и люди, совершенно далекие от
кинематографа. Поэтому сто тысяч активных православных граждан, высказывающих
свою позицию, – это совсем немало!
– Батюшка, а сами Вы как стали почитателем
святых Царственных Мучеников?
– Путь к почитанию Царской Семьи, а, точнее, путь
именно к нашему Царю-Батюшке Николаю II Александровичу, у меня был очень
непростой. Монархистом я стал раньше, чем пришло это чувство к Государю Николаю
II, – стал во многом благодаря «Народной Монархии» Солоневича (Иван Лукьянович Солоневич
(1891–1953) – Русский мыслитель, публицист, исторический писатель и
общественный деятель. Пропагандировал идею самобытной Русской Самодержавной
Монархии, критикуя не только социализм, но и вообще любые попытки устройства
государственной жизни России путем внедрения заимствованных извне идеологий. – Примеч.
ред.). Увидев в начале 90-х годов эту книгу на прилавке, я заинтересовался
названием. В школе ведь учили, что Царь – главный эксплуататор, деспот, тиран и
проч. А тут – «Народная Монархия». Это словосочетание мне показалось каким-то
недоразумением, как «круглый квадрат» или «деревянное железо». Я задумался:
интересно, что за человек написал книгу с таким названием? О чем здесь? И когда
прочитал ее, она на 180 градусов развернула все мои представления о Монархии и
сделала меня убежденнейшим монархистом, так что теперь могу твердо сказать: я
монархист до мозга костей!
Но при этом путь к почитанию Государя был еще
долгим. Потому что изначально я разделял мнение, что Царь отрекся от престола и
этим совершил ошибку, что нельзя было так делать. Думалось: что ж, «кругом
измена, трусость и обман», но ты же – Царь, прояви свою власть, прогони
обманщиков, трусов и изменников… Имея такую точку зрения, я участвовал во
многих дебатах на эту тему и порой даже ерничал над текстом «Отречения» – мол,
что это такое, Царь пишет: «Я люблю Родину, желаю ей блага и… ухожу с престола,
снимаю с себя верховную власть»?! Мне казалось, что это подобно тому, как если
прийти к постели больного и сказать: «Я тебя люблю, желаю тебе здоровья, но
голову с тебя снимаю». И Царь, мол, поступил так же: с ним Россия была больна,
но хоть жива. А не стало головы – Царя – у России, – и непонятно что начало
твориться – кровавое месиво, война и т. д. И никто ничего логически возразить,
объяснить мне тогда не мог.
Но по мере знакомства с воспоминаниями людей,
живших в то время, я постепенно приходил к следующему пониманию. Те, кто
советовал Царю: «Две-три сотни виселиц, и Россия надолго забудет про
революцию», – очень серьезно ошибались. Во-первых (не говоря вообще о таком
подходе) – в цифрах. Революция 1905–1907 годов требовала не две-три сотни
виселиц, а на порядок больше – три-пять тысяч, по разным данным. Прошло всего
десять лет, и ситуация не улучшилась – виселиц нужно стало еще больше, а что
самое грустное – на них следовало бы отправить многих своих генералов и даже
родственников, которые в трудную минуту оказались предателями. Вот этого
православный Царь сделать, конечно, не мог – тогда бы он точно святым не был.
(Зато большевики пошли как раз таким путем – всех, кто с ними был не согласен,
неугоден, миллионами уничтожали).
В общем, когда я это осознал, то стал
дистанцироваться от дискуссий против Царя. Я просто отмалчивался, потому что
трудно человеку, многих «на лопатки положившему» своими доводами, вдруг
сказать: «Знаете, простите дурака, я был не прав!» И я бы, возможно, еще долго
так отмалчивался, если бы не один случай.
Чудотворная
мироточивая икона Царя Мученика Николая II
Это произошло в июне 1999 года. Лухский
Свято-Николо-Тихонов монастырь в Ивановской епархии отмечал очередную годовщину
своего основания. Я участвовал в празднике. Из Москвы привезли мироточивую
икону Царя Мученика Николая II. На Всенощном бдении храм наполнялся волнами
благоухания. Сначала я подумал, что это какой-то дивный ладан воскурили. Но
потом мне объяснили, что аромат источает икона. Бывает, как мне тоже потом
рассказали, такое специфичное мироточение, когда капельки очень маленькие, и
они не успевают кристаллизоваться в заметную каплю, а испаряются сразу с
поверхности и наполняют воздух необыкновенным запахом. Позже я не единожды
становился свидетелем такого чуда, в том числе и когда привозили Царские вещи к
нам в храм. Удивительное благоухание!
Так вот, тогда на Всенощной эта икона благоухала,
а на следующий день после Литургии она замироточила. Мироточение было очень
обильное, прямо струйки текли. Я заканчивал помазывать подошедших людей, а на
иконе уже мало осталось мира, она вся матовая сделалась. Я ищу, ищу, где еще
там остаточки какие-то блестят и вдруг слышу: «Батюшка, смотрите, по рамке
течет!» И я гляжу – действительно, из верхнего угла киота, как родничок,
пульсирует и стекает струйка… Кстати, потом, когда в Сологубовку этот образ
привезли и я его держал, мироточило именно то же место. Просто чудо!
И вот когда это все на моих глазах произошло, моя
прежняя логика рухнула. Я почувствовал глубокую вину перед Государем и теми
людьми, с которыми спорил. Думаю: что мне голову ломать, свят он или нет, если
Сам Бог показывает явно его святость через такие чудеса?! И тогда там, перед
чудотворной иконой, я дал себе торжественное слово – что сделаю все от меня
зависящее, чтобы то, что я сейчас испытал, смогли увидеть и испытать и мои
соотечественники в городе трех революций.
И получилось организовать приезд иконы в
Петербург! Народа много шло, и чудеса тоже были. Помню, привезли инвалида,
который как овощ, лицо – будто маска, никаких эмоций. И впервые за всю его
жизнь у него слеза покатилась по щеке – перед этой иконой! Еще во время
Крестного хода раздавали маленькие иконочки Царские с молитвой на обратной
стороне. И вот, на такой бумажной иконе тогда у одной женщины красное пятно
проступило, причем там, где молитва, именно на слове «кровь»!
– Батюшка, а как Вы думаете, почему мы в
начале ХХ века утратили Монархию? И каким Вы видите путь к возрождению России?
– Отступление от Монархии началось с отступления
от Бога. Сначала многим Русским людям стал не нужен Царь Небесный, а потом – и
Царь земной.
Но надо сказать, что Монархию никто не отменял,
официальных документов с такими постановлениями нет, и до сих пор мы живем, не
приняв никакого законного решения. Поэтому, конечно, я очень надеюсь, что
Русские люди когда-нибудь переосмыслят все те события, сделают правильные
выводы и созреют для того, чтобы вернуться к богоустановленной Монархии.
Мы должны осознать, что полную картину
происходившего тогда знает только Бог, а мы судим каждый «со своей колокольни».
Но спустя век нам важно понять, что все разногласия и проблемы надо улаживать в
рамках спокойного и конструктивного диалога. Не нужно словесного лая, который
ранее уже привел Учредительное собрание к лаю пулеметному.
Со своей «маленькой колокольни» я могу сказать о
следующих путях-выходах из сложившейся ситуации. Чем дальше я живу, тем глубже
проникаюсь словами преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи
вокруг тебя спасутся». Т. е. спасайся сам, и люди рядом с тобой преобразятся.
Это означает, что на каком бы мы сейчас месте ни были поставлены, кем бы ни
работали, где бы ни служили – в сане или нет, дворником или министром –
необходимо не только кого-то звать к богоугодной и благочестивой жизни, но и
самому так жить. Потому что словам люди уже мало доверяют, – их уже столько
наслушались – и умных, и правильных, и красивых… Сегодня можно верить только
образу жизни.
Ведь почему преподобного Серафима до сих пор так
любят и почитают? Потому что он не только кого-то учил: «Стяжи дух мирен», но и
сам его стяжал. И это чувствовалось – на каждого приходящего изливалась его
любовь уже в приветствии «Радость моя!» Вот такому человеку я поверю. И за ним
я пойду. Вообще самый востребованный в мировой истории человек – святой.
– И к Монархии можно прийти только так –
устроением своей жизни по закону Божию?
– Конечно! Я сам по натуре человек очень свободолюбивый.
И в моих глазах Монархия всегда была формой правления, которая ограничивает,
держит в рамках, а демократия ассоциировалась со свободой. Но, наряду с книгой
Солоневича, на меня повлияли именно наглядные примеры. Почему-то, общаясь со
сторонниками демократических убеждений, я понимал, что с ними, пожалуй, в
разведку бы не пошел. А когда познакомился с монархистами, то понял, что вот с
такими людьми, наверное, нигде не пропадешь. И поначалу даже сам дивился: как
так – по убеждениям я, вроде бы, демократ, а сердце мое тянется к «Царским»
людям?!
Но как каждый отдельно взятый человек приходит к
предпочтению Монархии? Два лица могут жить одинаково, учиться в одном месте,
читать одни и те же книги, а в итоге один станет монархистом, другой –
демократом; один – консерватором, другой – реформатором; один – атеистом,
другой – верующим. Т. е. тут дело не в эрудиции, не в информации (хотя и это
тоже важно), а – в сердце!
Если говорить о возрождении, о реставрации у нас
Царской власти, то это станет возможным только тогда, когда Россия будет
воцерковленной православной страной. Вот таким людям нужен Монарх. Потому что у
них главное дело жизни – спасти душу. Им груз власти, ответственности хочется
возложить на законного Божиего правителя: слава Тебе, Господи, что Царь-Батюшка
взял этот крест на себя и несет. А нам – мирное и благоденственное житие, и
рады мы безмерно. А если человек так не живет, если у него цель – не спасение
души, а где-то что-то урвать, кого-то в чем-то превзойти, – то неинтересно
такому человеку станет жить при Царе. У него смысл жизни – в этих партийных
дебатах и склоках. А принуждать – толку мало, да и какой Царь с такими
хулиганами, какие мы сейчас, захочет иметь дело?!
Т. е. надо нам, безусловно, возвращаться тем же
путем, которым отошли – сначала утверждаться в Православии, а потом живущие по
вере люди обязательно вспомнят и о Монархии. Очень верно сказал отец Роман
(Матюшин):
Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком.
Или глуха, или слепа,
Иль, что еще страшней, – жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Источник: газета
«Православный Крест», № 22 (190)
http://www.christian-spirit.ru/