Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая
София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех
христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу
Христу.
Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто
исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану,
и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые
девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не
устрашиться предстоящих мук и смерти.
Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все
присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на
светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан
убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде –
10 и Любови – 9 лет) оставались непреклонны.
Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной
решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь
Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били
палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану.
Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и
оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей,
пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила
необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя
Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую
кончину. Они были обезглавлены.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять
тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на
колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не
отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу.
Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года
покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.
Патриарх
Пимен: Проповедь в день памяти святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови
Во Имя Отца
и Сына и Святого Духа!
Сегодня,
дорогие братья и сестры, мы с вами празднуем память святых мучениц Софии, Веры,
Надежды и Любови. Имена этих святых мучениц созвучны важнейшим христианским
добродетелям. Ваше внимание я сегодня хочу остановить на содержании этих
духовных добродетелей, в честь которых были наименованы святые мученицы.
Первая
добродетель это — вера. Я прошу всех вас сейчас пропеть Символ веры, и пропеть
его так, чтобы вдуматься в его содержание. (Народ поет Символ веры.) Вот это,
дорогие братья и сестры,— наш ответ, если нам зададут вопрос:како
веруеши?Наша Святая Церковь имеет обычай петь Символ веры всем
присутствующим за богослужением народом. Это делается потому, что Святая
Церковь считает: каждый христианин, каждый верующий человек должен знать Символ
веры наизусть.
Итак, если
спросят, как вы веруете, то самый основной ответ заключается в Символе
веры.Веруем во Единого Бога Отца Вседержителя, и в Господа нашего
Иисуса Христа, Сына Божия, и веруем в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже
от Отца исходящего. Веруем во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.Это
надо всегда помнить, что Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская.
Это та Церковь, членами которой мы состоим и в которую мы верим и должны
верить.—Исповедуем едино Крещение во оставление грехов.Мы
должны знать о том, что святое Таинство Крещения имеет силу оставлять и прощать
все грехи.Чаю воскресения мертвых— говорит далее Символ
веры, то есть ожидаю воскресения мертвых,чаю и жизни будущего века.Вот
такой ответ наш на вопрос: как веруешь?
Но, дорогие
братья и сестры,вера без дел мертва есть(Иак. 2, 17).
Апостол по этому поводу говорит, что и бесы веруют и трепещут, но, однако же,
они остаются бесами (Иак. 2, 19). Следовательно, у христианина должна быть
такая вера, которая является верой действенной. А что значит — вера
действенная? Это значит — исполнение заповедей Господних. Только тогда вера
будет и твердая, и истинная. Вспомните, что Христос говорил юноше, который
спрашивал у Него, как спастись.— «Исполняй заповеди».— «Какие?» — задает вопрос
юноша. «Первая—люби Господа Бога своего, а вторая, не менее важная заповедь,—
возлюби ближнего своего, как самого себя». Юноша на это ответил, что все это он
исполняет от юности своей. Тогда Господь говорит: «Осталось тебе совершить одно:
иди продай имение твое и раздай его неимущим, и будешь иметь сокровище на
Небе». И говорит Святое Евангелие, что этот «юноша отошел скорбя», потому что
он был очень богат. Тогда Господь сказал, чтолегче верблюду пройти
сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие.Это
евангельское повествование (Мф. 19, 16—24) говорит о том, что для спасения надо
исполнять заповеди и надо любить ближнего своего и для него пожертвовать всем
тем, что имеешь.
Следующая
добродетель — надежда. Для того, чтобы понять, что это за добродетель, я
попрошу вас сейчас спеть псалом Давида «Хвали, душе моя, Господа», который
всегда поется за литургией. (Народ поет псалом 145.)
Почему я
вашему вниманию представил псалом Псалмопевца Давида? Потому что в нем
рассказывается как раз об этой добродетели, о которой мы с вами сейчас
беседуем,— о добродетели надежды. Здесь совершенно определенно говорится:«Не
надейтеся на князи и на сыны человеческия, в них же несть спасения».Почему?—«Изыдет
дух его и возвратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления его».И
Псалмопевец дальше взывает:«Блажен муж, емуже Бог Иаковль Помощник
его, упование его на Господа Бога своего».Псалмопевец призывает надеяться
на Бога, все надежды возлагать на Него. Потому что далее псалом поясняет,
чтоГосподь сотворил небо и землю, Господь умудряет слепцы, Господь
любит праведники, что Он творит суд, что Он сира и вдову приимети что
Он способенпуть грешных погубить.Вот это пример, что такое
христианская надежда и как мы должны надеяться на Бога, надеяться на Спасителя
нашего и всегда жить и питаться этой надеждой.
Следующая
добродетель — любовь. О любви очень много можно говорить. Святой апостол и
Евангелист Иоанн Богослов называется апостолом Любви. Христианин должен иметь
любовь к Богу и любовь к ближнему. Любовь к ближнему бывает как бы различна.
Есть любовь, которая обращается к бедным, к неимущим, к болящим, но все это та
же любовь к ближним, любовь к человеку. Святой Иоанн Богослов, когда был уже в
глубокой старости, часто своим ученикам говорил так: «Любите друг друга,— в
этом весь Закон и все пророки». Таким образом, вывод один—прежде всего, надо
любить Бога, а потом любить своего ближнего, и не просто, а как самого себя.
Апостол говорит:Если кто говорит, что он любит Бога, а брата своего
ненавидит, ложь есть. Потому что как он может любить Бога, Которого не видит, а
брата своего, который пред ним всегда,—он ненавидит(1
Ин. 4, 20). И это действительно так. Поэтому мы с вами, любя своего ближнего,
через любовь к нему простираем нашу любовь к Богу. Вот что значит христианская
добродетель любви.
Необходимо
теперь также вспомнить и о родительнице святых мучениц— святой мученице Софии.
Имя София переводится как Премудрость. Есть несколько храмов, алтари которых
посвящены Софии Премудрости Божией. София—Премудрость. Как это понимать? В
одном ветхозаветном чтении (Притч. 9, 1—2) говорится так, чтоПремудрость
созда себе Дом, и утверди столпов седмь; яви своя жертвенная.Что это
такое? Господь создал себе Дом на земле, это — Церковь, Церковь зиждется на
семи столпах,— это семь Таинств, которые все мы принимаем.«И яви своя
жертвенная»—это то, что принес в мир Господь наш Иисус Христос. Его
страдания за нас это— «Жертвенная», то, что Он воскрес для того, чтобы спасти
всех нас,— это тоже Жертва. И то, что Он сказал, что «не оставлю вас сирых, а
приду к вам»,— это тоже Жертва. И то, что Он сказал, что «Я пришел не для того,
чтобы погубить грешников, а для того, чтобы спасти»,— это тоже Жертва.
В связи с
этим необходимо помнить, с каким благоговением и трепетом в древние времена
относились верующие к храму, потому что это—Дом Божий. Были времена, когда
верующие, входя в храм, целовали каждую его ступень. Было такое время. Было
время, когда в святой храм верующие поднимались по ступеням на коленях, с
великим благоговением. Было и такое время. Было такое время, когда мытарь
считал себя недостойным войти в храм, а на пороге останавливался, бил себя в
грудь и молился: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это время было.
И вот, если
мы то древнее благоговение, которое было у верующих прежде, сравним с тем, что
у нас есть сейчас, то, конечно, разница огромная. Я не хочу указывать всех
недостатков, которые у нас существуют. Я не хочу говорить о том, как многие
приходят в храм на богослужение заранее, садятся на скамеечки и начинают вести
такие разговоры, что тяжело слушать. Это, конечно, полное отсутствие какого бы
то ни было благоговения. Всем нам известны и такие моменты, когда раздают
святую воду, когда прикладываются к Святой Плащанице, а мы так себя ведем, что
становится страшно: происходит что-то кощунственное, что-то недостойное. И
этого надо остерегаться, стремиться, чтобы этого не было, стремиться к тому,
чтобы возвратилось нам благоговение к Дому Божию, где мы получаем отпущение
грехов, где мы соединяемся в Таинстве Святой Евхаристии с Господом нашим, чтобы
Дом молитвы не превращался, как Господь сказал, «в вертеп разбойников». Это
надо всем помнить и непременно надо стараться выработать у себя должное
благоговение и почитание
Мы должны
почитать святых угодников Божиих, мы должны почитать святые иконы, мы должны
почитать Животворящий Крест, ибо это орудие нашего спасения, и все, что мы
воздаем иконе, восходит к ее Первообразу.
Вот что
очень кратко, очень сжато я сказал вам в нынешней беседе о главнейших
христианских добродетелях. Эта тема очень значительная, о каждой добродетели
можно говорить помногу, но я сказал об этом очень кратко, с желанием, чтобы это
быстрее дошло до вашего сердца.
А сейчас в
связи с тем, что пред нами лежит принесенный на поклонение святой Крест, мы с
вами пропоем«Кресту Твоему покланяемся, Владыко…»и на этом
закончим нашу беседу. Аминь.
Патриарх Пимен (Извеков)