22 июля 2017
года редакционная группа Синодальной библейско-богословской комиссии
подготовила проект текста нового Катехизиса Русской Православной Церкви,
который вынесен на общецерковное обсуждение. В связи с разработкой нового
Катехизиса в среде православных верующих высказывалась озабоченность, что в
него могут войти сомнительные, с точки зрения православного вероучения,
положения. Предлагаем читателям мнение Вячеслава Фоминых о наличии в проекте
нового Катехизиса ссылок на т.н. «новооткрытый 2-й том прп. Исаака Сирина» в
переводе игумена (ныне митрополита) Илариона (Алфеева). Напомним, что ранее
многие православные богословы и публицисты критически отзывались об этом
лже-втором томе прп. Исаака Сирина, обоснованно ставя под сомнение авторство
прп. Исаака.
* * *
В данной
заметке мы коснемся лишь ряда ссылок на лже-второй том, приписывающийся в этом
проекте Катехизиса преп. Исааку Сирину.
На русский
язык часть лже-второго тома переведена митрополитом Иларионом (Алфеевым) (тогда
еще иеромонахом) в 1998 году, приписана преп. Исааку и опубликована
издательством Олега Абышко. На 2013 год этот перевод выдержал семь изданий, т.
е. примерно по изданию в несколько лет.
В проекте
катехизиса цитаты из лже-второго тома встречаются в следующих местах:
Стр. 38, сн.
106: «Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах. 38. 1–2».
Стр. 55-56,
сн. 208: «Исаак Сирин, прп. Главы о знании. I. 49».
Стр. 55-56,
сн. 209: «Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах. 40. 14».
Стр. 72, сн.
281: «Исаак Сирин, прп. Главы о знании. III. 74».
Напомним,
что ещё в 1909 году католик-лазарист П. Беджан опубликовал новонайденные
фрагменты, приписываемые преп. Исааку[1]. В 1918 году, во время первой мировой
войны, рукопись, использованная Беджаном, была утрачена[2]. Но в 1983 западный
профессор С. Брок обнаружил рукопись с сочинениями, приписываемыми преп.
Исааку, и идентифицировал в ней фрагменты, ранее изданные Беджаном[3], эти
тексты были названы Броком вторым томом Исаака Сирина и опубликованы в 1995
году[4]. Данные тексты содержат множество ересей и богохульств, так что не
могут принадлежать святому Православной Церкви.
Автор
лже-второго тома называет богохульным учение о вечности геенских мук[5], учит о
спасении даже демонов[6], отрицает догмат Искупления[7], учит о сотворении
Богом мира уже с грехом[8], ссылается на еретиков Феодора Мопсуестийского и
Диодора Тарсийского, именуя последнего «мудрейшим», «великим учителем церкви» и
т.п.[9], исповедует несторианскую христологию[10], превозносит еретика
Евагрия[11]. В одной из бесед автор лже-второго тома и вовсе произносит
отлучение (по мнению митр. Илариона (Алфеева) – анафему) на отрицающих учение
Феодора Мопсуестийского[12].
В своих же
подлинных творениях преп. Исаак исповедует вечность геенских мучений[13],
догмат Искупления[14], ссылается не на еретиков, а на святых Отцов Православной
Церкви[15] и т.д.
Вячеслав
Фоминых
[1] Кессель
Г.М. Рукописное наследие прп. Исаака Сирина: обзор сирийских рукописей //
Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная
аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 45, 53.
[2] Муравьев
А.В. Исхак Ниневийский в каталоге книг мар Авдишо бар Бриха // Scripta antiqua.
Вопросы истории, филологии, искусства и материальной культуры. Альманах. Т. I.
М., 2011. С. 408; Митрополит Иларион (Алфеев). В поисках духовного жемчуга.
Преподобный Исаак Сирин и его творения // Преподобный Исаак Сирин и его
духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв.
Кирилла и Мефодия, 2014. C. 37; Кессель Г.М. Рукописное наследие прп. Исаака
Сирина… С. 53.
[3]
Митрополит Иларион (Алфеев). В поисках духовного жемчуга… C. 37.
[4] Муравьев
А.В. Исхак Ниневийский в каталоге книг мар Авдишо бар… С. 408.
[5] Свящ.
Георгий Максимов. Вопрос о вечности адских мук в работах православных
богословов XX века // Журнал «Благодатный Огонь». – № 7, 2001
[Электронный
ресурс]. – URL: http://www.blagogon.ru/articles/119/; Митр. Иларион (Алфеев).
Духовный мир преподобного Исаака Сирина. – М.: Издательство Московской
Патриархии Русской Православной Церкви: Вече, 2013 – 6-е изд. С. 396.
[6] Митр.
Иларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина… С. 405-406.
[7] Свящ.
Георгий Максимов. Вопрос о вечности адских мук…; Митр. Иларион (Алфеев).
Духовный мир преподобного Исаака Сирина… С. 112.
[8] Бумажнов
Д.Ф. Мир, прекрасный в своей слабости: Св. Исаак Сирин о грехопадении Адама и
несовершенстве мира по неопубликованному тексту Centuria 4,89 // Символ, 61,
2012. С. 181, 188.
[9] Свящ.
Георгий Максимов. Вопрос о вечности адских мук…; Митр. Иларион (Алфеев).
Духовный мир преподобного Исаака Сирина… С. 79.
[10] Свящ.
Даниил Сысоев. Пятый Вселенский собор и новый оригенизм, 1998-2000 [Электронный
ресурс]. – URL: http://www.protiv-eresi.ru/2013/07/17.html; Митр. Иларион
(Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина… С. 116.
[11] Митр.
Иларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина… С. 77-78.
[12] Свящ.
Даниил Сысоев. Пятый Вселенский собор и новый оригенизм…; Свящ. Георгий
Максимов. Вопрос о вечности адских мук…; Митр. Иларион (Алфеев). Духовный мир
преподобного Исаака Сирина… С. 79.
[13]
Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические, М.: Правило Веры – 1993 [Репринт
1911 года]. С. 311-312; Свящ. Георгий Максимов. Вопрос о вечности адских мук….
[14]
Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические… С. 207-208; Свящ. Георгий
Максимов. Вопрос о вечности адских мук….
[15] Свящ.
Георгий Максимов. Вопрос о вечности адских мук….
Источник: http://www.blagogon.ru