«У нас вера Православная, Церковь, не имущая
никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам
страшна, и непреоборима, имущая веру и благочестие – в щит и в броню – правду:
сих врата адова не одолеют».
Эти слова преподобного и богоносного отца нашего
Серафима, Саровского чудотворца, невольно приходят на память при настоящем
церковном торжестве. Ряд славных торжеств по случаю открытия святых мощей
преподобного заканчивается ныне истинно церковным делом – освящением первой
церкви во имя его. Но этот конец торжеств в Сарове есть начало их по всей Руси.
Уже завтра освящается другая церковь его имени в Дивееве, давно, в ожидании
прославления святого старца, сооруженная «сиротами» дивеевскими. Но мы веруем,
что эти храмы на местах дивной славы преподобного суть только предтечи многого
множества храмов в честь его на всем пространстве Святой Руси, славной лучшим
украшением ее – святыми храмами. <…>
Велико, братия, значение святого храма на Руси! С него
начинается поселение; в нем сходятся все – малые и старые, простые и знатные, и
находят удовлетворение своих запросов: душа верующая стремится в горние
обители, и храм служит для нее Небом на земле, она хочет учиться – и храм
служит для нее училищем благочестия, она ищет сил к совершению добра, к
устроению своего спасения – храм служит для нее сокровищницею благодати. Храм
есть лучшее украшение родного села, деревни или города, в него влечет и нужда,
и горе, и радость; от колыбели до могилы, и даже за гробом он нужен каждому; он
то же, что маяк для пловцов в бурном море, крепость – для осажденных сильным и
искусным врагом, вооруженным раскаленными стрелами. Он и указатель истинного
пути, и охрана для путника.
К сожалению, братия, ныне не все так думают. Все более
и более умножается число людей, по происхождению русских, часто по рождению
даже православных, которые не посещают храмов, считая их, вместе с Церковью
Православною, безблагодатными, или рассадниками суеверий, или не
удовлетворяющими новых запросов, которые народились в обществе. Я разумею не
только наших раскольников, которые давно выбросились с корабля церковного на
малых ботиках среди бурного моря и думают спастись на них; не только новейших
сектантов, которые всецело предоставили себя действию стихий мира по преданию
человеческому, а не по Христу, и не имеют даже и тени церковного устройства. И
старым, и новым отщепенцам Святой Церкви одинаково можно напомнить ответ
святого Серафима одному старообрядцу, который спрашивал его:«Скажи,
старец Божий, какая вера лучше: нынешняя церковная или старая?»(прибавь
– и самоновейшая). –«Оставь свои бредни,– отвечал святой
Серафим, –жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь наша –
корабль, а кормчий – Сам Спаситель. Если с Таким Кормчим люди, по своей
греховной слабости, с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от
потопления, то куда же стремишься ты со своим ботиком и на чем утверждаешь свою
надежду – спастись без Кормчего?»
Но не этих старых и новых отщепенцев Церкви разумею я,
а главным образом тех братий наших, объявляющих себя не чуждыми веры и Церкви
Православной, которые, однако, находят, что Церковь утратила душу живую,
окаменела в своих формах и в своих храмах не удовлетворяет живых запросов
современного общества. Они хотели бы оживить Церковь, вдохнуть в нее больше
любви к человечеству, его немощам и слабостям, к его жизненным потребностям.
Недовольные путем веры, покаяния и воздержания в жизни и непостыдного упования
в чаянии грядущих благ за гробом, которым Святая Церковь ведет верующих ко
спасению, они начертывают новый путь жизни.
Здесь не место и не время знакомить вас, братия, с
этим новым путем. Освобождая от всех прикрас, которыми обставляется начертание
этого пути, нельзя не видеть, что это – старый путь, осужденный Господом в
словах:Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет
ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом
нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне(Мф. 6, 24). Это также тот
путь, о котором сказал Спаситель:Широки врата и пространен путь,
ведущие в погибель, и многие идут ими(Там же. 7, 13).
Путь, указуемый Церковью, прост и ясен. Он не чернилом
и тростию начертан, но дан в живом примере Господа, Который сказал о Себе:Аз
есмь путь(Ин. 14, 6). Это – путь смирения и воздержания, труда и
молитвы, служения ближним и самоограничения – словом, путь подвига или путь
креста, без всякой поблажки чувственности, в идеале, с искренним раскаянием в
грехе в случае падения. Этим путем шел в земной жизни Христос Спаситель, его
заповедал Он людям. Указуя этот путь чадам своим, Святая Церковь дает им и силы
для прохождения его, от рождения и до смерти, в благодати Святых Таинств, в
молитве, в помощи святых и примере их жизни. Храмы наши, расписанные ликами
святых и картинами, изображающими события из жизни их, учат нас без слов тому
же пути. В самом деле, представьте себе храм, весь расписанный картинами из
жизни преподобного Серафима – сколько уроков уму и сердцу давало бы его с
детства послушание Святой Церкви, его покорность матери, затем – иноческие
подвиги в столярничестве, в лесу, его затвор, молчальничество, тысяченощное
моление на камне, земные поклоны всем, кормление медведя, раздаяние сухариков и
воды из источника, исцеление больных, утешение скорбящих, и все это – с ласкою,
с нежностью, с радостью; затем – его келейное правило с молитвою за живых и
усопших, его способ «томить томящего» его, явления ему Пресвятой Богородицы,
видение в храме Самого Господа Иисуса Христа и, наконец, блаженная кончина его
на молитве пред образом Богоматери. Какой разнообразно-полный путь
самоотверженного подвига, добровольного мученичества для спасения души!
В настоящем случае я хотел бы, братия, чтобы вы
напечатлели в сердцах своих образ старца Серафима в пути и унесли его с собою в
дома свои. Вот он с раннего утра, в четыре, иногда и в два часа пополуночи
отправляется из этой вот кельи, над которою построен ныне освященный храм, в
ближнюю пустыньку. Он идет в своем белом холщевом балахоне, в старой камилавке,
с топором в руке. На спине у него котомка, набитая камнями и песком. Поверх
песка лежит Евангелие. У него спрашивали, зачем он удручает себя этой тяжестью.«Томлю
томящего меня!»– отвечал старец.
Не забудем никогда этого образа и краткого ответа
старца в пояснение его. В нем начертан весь путь жизни: сначала победить врага
в себе самом, а потом уже помогать другим побеждать врага.«Радость
моя!– говорил преподобный, –молю тебя, стяжи мирный дух, и
тогда тысячи душ спасутся около тебя».
В заключение же снова прошу вас, братия: будем
молиться Господу Богу, да распространит Он славу преподобного и богоносного
Серафима по лицу всей земли Российской, да умножаются храмы во имя его, да
усвояет в них и чрез них все блага святой веры и Церкви русский народ, ибо,
повторим слова преподобного,«у нас вера Православная, Церковь, не
имущая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и
врагам страшна, и непреоборима, имущая веру и благочестие – в щит и в броню –
правду: сих врата адова не одолеют».
Это вещее слово крепкой веры и пламенной любви святого
Серафима к Матери-Церкви да будет заключением и всех торжеств Саровских. Аминь.
Священномученик
Философ ОРНАТСКИЙ
Произнесено 21 июля /
3 августа
1903 года при освящении
храма во имя преподобного
Серафима над его кельей
в Саровской пустыни