«Если кто и спасет
свою душу, то только живя в Православной Вере»
Преподобный Феодосий Печерский
«Сибирская католическая газета» с
великой радостью сообщила: «В Польше подписано соглашение о католическо-православном
сотрудничестве между Жешувом и Кемеровом»:
http://sib-catholic.ru/v-polshe-podpisali-soglashenie-o-katolichesko-pravoslavnom-sotrudnichestve-mezhdu-zheshuvom-i-kemerovom/
«12 мая 2017 г. ординарий Жешувской
епархии епископ Ян Вонтроба и митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх
(Смирнов) подписали соглашение о католическо-православном сотрудничестве,
сообщает Katolicka Agencja Informacyjna.
В нем примут участие
Богословско-пастырский институт имени святого Иосифа Себастьяна Пельчара и
Кузбасская православная духовная семинария. Речь идет о совместных
научно-исследовательских проектах и обмене преподавателями и студентами.
Ректор Высшей духовной семинарии
Жешува отец Павел Петрущак обратил внимание в своем приветственном слове на
практическое и символическое значение подписания соглашения.
"Это событие имеет особое значение в
наши дни тревог и разделений, потому что два научных учреждения, связанные с
разными христианскими общинами, чувствительностью и историей, смогли
объединиться в деле обучения и изучения тайны христианской веры”, – подчеркнул
отец Павел.
Митрополит Аристарх в свою очередь
рассказал собравшимся, что в России с 1990-х годов постепенно увеличивается
число практикующих православных, отчего каждый год вырастают храмы, монастыри и
приходы. В отношении сегодняшних конфликтов он с сожалением отметил, что
сегодня часто говорят слова о дружбе и мире, но результатов мало.
Епископ Ян Вонтроба, продолжив мысль
православного владыки, добавил, что нынешнее событие в Жешуве является как раз
специфическим актом сотрудничества и экуменизма».
Подобные печальные события уже не
редкость в церковной жизни. Мы живем во время подмен и размывания истинного
Православия. Невольно задумываешься, что бы сказали по поводу подписания этого соглашения
в Польше святые отцы наши – преподобный Феодосий Печерский, святой благоверный
великий князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный
Серафим Саровский, преподобный Амвросий Оптинский, святитель Игнатий
Брянчанинов, святитель Феофан Затворник Вышенский, праведный Иоанн
Кронштадтский и другие столпы Русской Церкви?
Достаточно привести лишь слова отца
русского монашества – преподобного Феодосия Печерского: «Вере латинской
/католической/ не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их
бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Берегитесь, чада, кривоверов и всех
бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то
только живя в Православной Вере, ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая и
святая Вера Православная... Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру.
Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит...
Чадо, если тебе нужно будет даже
умереть за святую свою Веру, с дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали
за веру, а ныне живут во Христе. Ты же, чадо, если увидишь иноверных с верными
спорящих, лестью хотящих отвести их от правой веры, – помоги православным. Этим
как бы овцу избавишь от пасти льва. А если смолчишь и оставишь их без помощи,
то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее
сатане.
Если скажет тебе противящийся: "Ваша
вера и наша вера от Бога”, – то ты, чадо, ответь так: "Кривовер! Или ты и Бога
считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит
Писание: "Един Бог, едина вера, едино
Крещение” (Еф. 4, 5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголющего: "Аще ангел, пришед с небесе, благовестит
вам, не яко же мы благовестихом, да будет проклят” (Гал. 1, 8)».
Возникает естественный вопрос: «А чему
можно научится у еретиков-кривоверов, которые не покаялись в своих погибельных
заблуждениях и не предали их анафеме?»
Здесь невольно вспоминается учение
святителя Игнатия Брянчанинова: «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад,
от которой произошли, как от дерева ветви, различные протестантские учения...
Ересь – грех ума. Ересь – более грех
диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, –
нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство
нечестием, а ересь – злочестием. В идолопоклонстве диавол принимал себе
божескую честь от ослепленных человеков, а ересию он делает слепотствующих
человеков участниками своего главного греха – богохульства...
Всякая ересь содержит в себе хулу на
Духа Святого: она или хулит догмат Святого Духа, или действие Святого Духа, но
хулит непременно Святого Духа. Сущность всякой ереси – богохульство!»
Думается, что о душепагубных
еретических заблуждениях латинян хорошо должно быть известно каждому
православному. О каком «объединении» в совместном «деле обучения и изучения
тайны христианской веры» (!!!), как говорит польский «отец», можно рассуждать!?
Святитель Игнатий пишет о ереси: «Грех
этот малоприметен и малопонятен для незнающих с определенностию христианства, и
потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушное и
поверхностное исповедание христианства».
К величайшему сожалению, в наши дни
«поверхностное исповедание христианства» стало типичным явлением среди
православных. Ересь есть великое зло, а примирение со злом или даже оправдание
его, и все разговоры о «христианской дружбе» и «мире» – это «кривоверие», по
слову преподобного отца нашего Феодосия Печерского.
Случившееся событие есть не что иное,
как реальный плод последовательно развивающегося отступления, о котором пишет
святитель Феофан Затворник Вышенский: «Хотя имя христианское будет слышаться
повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные; но все это только
видимость, внутри же отступление истинное. На этой же почве народится антихрист
и вырастет в том же духе видимости, без существа дела. Потом, отдавшись сатане,
явно отступит от веры и, вооруженный его обольстительными кознями, всех, не
содержащих христианства в истине, увлечет к явному отступлению от Христа
Господа, заставив себя самого почитать за бога. Не увлекутся избранные, но он
будет иметь покушение прельстить и их, если возможно. Чтобы этого не случилось,
прекратятся дни те злые. Явится Господь и упразднит антихриста и все дело его
явлением пришествия Своего».
«Православие есть истинное
Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною;
Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему;
Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия,
дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39).
Где нет Духа, там нет Православия, – пишет святитель Игнатий Брянчанинов. – Нет
Православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует
лжеименный разум – плод падения. Православие – учение Святаго Духа, данное
Богом человекам во спасение. Где нет Православия, там нет спасения...
Как волков хищных, как змей смертоносных,
как татей и убийц, Церковь обличает эти учения; охраняя нас от них и воззывая
из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти учения и тех, которые
упорно держатся их... Значение анафемы есть значение духовного церковного
врачевства против недуга в духе человеческом, причиняющего вечную смерть...
Ересь, будучи грехом смертным,
врачуется быстро и решительно, как грех ума, искренним, от всего сердца
преданием ее анафеме. Святой Иоанн Лествичник сказал (Слово 15, гл. 49): "Святая
Соборная Церковь принимает еретиков, когда они искренне предадут анафеме свою
ересь, и немедленно удостаивает их Святых Тайн, а впавших в блуд повелевает, по
Апостольским правилам, на многие годы отлучать от Святых Тайн” (Лаодикийского
Собора правило 6). Впечатление, произведенное плотским грехом, остается в
человеке и по исповеди греха и по оставлении его; впечатление, произведенное
ересью, немедленно уничтожается по отвержении ее. Искреннее и решительное
предание ереси анафеме есть врачевство, окончательно и вполне освобождающее
душу от ереси. Без этого врачевства яд богохульства остается в духе
человеческом и не престает колебать его недоумениями и сомнениями,
производимыми неистребленным сочувствием к ереси; остаются помыслы, взимающиеся
на разум Христов (2 Кор. 10, 5), соделывающие неудобным спасение для одержимого
ими, одержимого непокорством и противлением Христу, пребывшего в общении с
сатаною. Врачевство анафемою всегда признавалось необходимым Святою Церковию от
страшного недуга ереси».
Врачевства анафемою должны потребовать
православные у католиков прежде чем вступать с ними в какое-либо «сотрудничество»
и разрабатывать «совместные научно-исследовательские проекты», но упорствующие
в своих заблуждениях еретики-латиняне никогда этого не сделают...
Святой праведный отец наш Иоанн
Кронштадтский пишет: «Кто бы не желал из православных соединиться с католиками
или лютеранами и быть с ними одно – во Христе, одною Церковью, одним обществом
верующих!? Но кто из членов этих глаголемых "церквей”, особенно предстоятелей,
именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или
же ксендзами, патерами, – согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы
согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному
спасению. Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиною?»
«Не
преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с
беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и
Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6, 14-15), – учит нас Слово
Божие.
Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф и
публицист,
академик Православного богословского
отделения Петровской академии наук и искусств