Глубоко
важный и таинственный догмат о троичности в Лицах Единого Бога отличает нашу
христианскую религию от всех других религий.
Целые
тысячелетия жил Богоизбранный еврейский народ верою в Единого Бога, явившего
Свое всемогущество и непостижимую премудрость в творении вселенной; Свою правду
– во всемирном потопе, Свое милосердие и любовь к Своему народу – в чудесном
изведении народа еврейского из долгого Египетского плена, в переходе через
Чермное море; в беседах на горе Синае с великим пророком Моисеем и в даровании
чрез Него Своих десяти заповедей, и во многих, многих других великих событиях,
о которых с большой силой так говорит Апостол Павел в послании в Римлянам: "…
что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое
Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений
видимы…" (Рим. 1, 19-20).
Такой верой
в Единого Иегову жил многие сотни лет Богоизбранный народ еврейский, ничего не
зная о Троичности Его в Лицах, и только тогда, когда Предвечный Сын Божий,
Второе Лицо Святой Троицы, воплотился от Пресвятой Девы Марии, проповедал
Евангелие правды, когда был распят на кресте и в третий день воскрес, и через
40 дней вознесся от земли на небо, – тогда только познали уверовавшие в Него
всем сердцем, что Он – прежде бытия мира Рожденный от Отца Его Единосущный Сын.
О Пресвятом
Духе, Третьем Лице Пресвятой Троицы, почти ничего не знали в Ветхом Завете.
Только великие праведники, подобные Ною, Аврааму, Исааку, Иакову, подобные
Псалмопевцу Давиду, ощущали в сердцах своих дыхание Духа Святого. А великие
пророки воспринимали от Него глубокие тайны своих пророчеств и жили в близком
общении с Ним.
Но вот в
великий день Пятидесятницы впервые явил Себя миру Дух Святой ощутимым и явным
образом, сойдя с небес на главы Апостолов Христовых в виде огненных языков при
мощном шуме как бы несущегося бурного ветра.
Эти огненные
языки сожгли в их душах и сердцах все нечистое, всякий страх и боязнь,
совершенно переродили их. Дух Святой напомнил им все, что когда-либо слышали
они от Господа Иисуса Христа, и дал им неслыханную миром мудрость и чудесный
дар говорить на языках всех народов, которым понесут они проповедь
Евангельскую.
Он дал им
чудесное знание всего Священного Писания… Он дал им огромные силы для
низложения языческого суемудрия. А любимого Апостола Христова Иоанна поставил
Он неизмеримо выше богословов всего мира, и написал он изумляющее нас своей
глубиной четвертое Евангелие.
Правда, и в
день Крещения Христова во Иордане Дух Святой явился в виде голубя,
сгустившегося с небес на главу выходившего из воды Иисуса Христа, но это было
несравненно менее ясное явление Духа Святого, чем сошествие Его в день
Пятидесятницы в виде огненных языков на главы Апостолов.
С такой
ясностью оно никогда более не повторялось.
Вот почему
день сошествия Святого Духа на Апостолов Христовых мы называем также праздником
Святой Троицы.
Напомню вам
и необыкновенные слова Апостола Павла в первом послании Коринфянам, слова
удивительные и крайне важные для нас: "Разве не знаете, что вы храм
Божий, и Дух Божий живет в вас?' (1 Кор. 3, 16).
О, что
говоришь ты, великий. Павел?! Неужели и в наши сердца нисходит Дух Святой?!
О да!
Глубоко истинны слова Павловы, и их подтверждает с большой силой любимый
Апостол Христов Иоанн в своем первом соборном послании, в котором находим
глубоко утешительные для нас слова о том, какими благодатными изменениями наших
сердец сопровождается тихое и незаметное сошествие в них Духа Святого (1 Ин. 2,
3-4).
Если всем
сердцем веруем мы в Господа нашего Иисуса Христа и исполняем заповеди Его, то
любят нас и Отец Его Небесный, и Дух Святой, и вселяется в сердца наши Он Сам
со Отцем Своим и Духом Святым, и становимся мы храмами Божьими (Ин. 14, 23).
Это
сказывается медленным, но неуклонным освобождением нас от всякой скверны плоти
и духа. Мы становимся смиренными и кроткими, тихими и молчаливыми, милосердными
и правдивыми, любящими ближних наших.
Это тихое
общение с Духом Святым да будет для всех вас, духовные дети мои, целью жизни
вашей, да будет глубокой и тихой радостью.
Заслужите
великое счастье быть храмами Божьими и обителью Святого Духа, и защитит Он вас
от всех зол и соблазнов мира, и даст вам вечную радость и вечный покой.
Аминь.
(Войно-Ясенецкий)
Архиепископ Лука
1958 г.