Конгрегация
Восточных церквей и папский восточный институт в Риме отметили свое столетие
международным симпозиумом, участники которого размышляли об истории и
пастырских вызовах, стоящих сегодня перед восточными католическими церквами,
сообщает «Радио Ватикана».
В симпозиуме
принимал участие монсеньор Клаудио Гуджеротти, апостольский нунций на Украине.
В интервью «Радио Ватикана» он рассказал об обстановке на Украине.
«Конгрегация
Восточных церквей родилась как аванпост восточного присутствия в Католической
церкви, но в конце концов ее стали считать тылом и своеобразным историческим
обломком того, что уже не является реальным, - заявил он. - Такое крупное
направление мысли существует внутри Католической церкви, а часто и в восточных
православных Церквах, которые, занятые возвращением к собственной
самоидентификации - истинной или предполагаемой, - видят в восточных
католических церквах своего рода грубую ошибку по отношению к тому, чем
являются они, чем хотели быть в прошлом и чем хотят быть сегодня. В этом
смысле, восточные Церкви служат целебным «жалом в плоть» для того, чтобы,
наконец, оставить исторические упрощения и взглянуть на вещи во всей их сложности,
чтобы избавиться от критерия «мы были правы, а вы ошибались». История состоит
не из явных и нравственных суждений, но из понимания фактов».
Он отметил,
что на Украине многочисленны католики восточного обряда, и особенно эта община
получила свое развитие после коммунистических преследований, открываясь для
новых территориальных перспектив. «Она живет бок о бок с церковью латинского
обряда, обладающей иной историей и иной восприимчивостью. Таким образом, первый
диалог происходит внутри Католической церкви в ее разновидностях». «В стране,
где конфессиональные разделения значительны, глубоки и часто связаны с
разнообразными политическими факторами, - сказал далее католик, - существует
непростая проблема: определить, кто является в настоящий момент твоим собеседником,
с кем можно говорить, с кем тебе дано вступать в диалог, - если кто-нибудь
вообще хочет тебя слушать. Большая задача Украины заключается в национальном
примирении, в восприятии внутренних различий как богатства, а не как
противоположностей, примкнувших к мировым и внешнеполитическим конфликтам. Это
большой вызов, без которого компрометируется сама достоверность наших
экуменических позиций».
Интервью
Гуджеротти прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат
филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории
Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной
богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:
За привозом
мощей святителя Николая Чудотворца, за громкими заявлениями о нашем духовном единстве,
за молитвами об объединении мы как-то проглядели одно малозаметное, но
чрезвычайно важное событие, а именно: 100-летие Папского восточного института в
Риме. Он был создан для широкомасштабной экспансии на православные земли, в
частности, в Россию. О том, какова была экспансия, свидетельствует Иван Ильин,
когда, по его словам, католические прелаты с горящими глазами говорили ему о
том, что Господь для того железной метлой выметает Православие с русских
земель, чтобы там воцарилась «святая католическая вера».
В частности,
мы не заметили очень интересного интервью папского нунция на Украине
Гуджеротти, который заявил о том, что восточно-католические церкви создавались
как своеобразный аванпост, авангард католического мира, его движения на Восток.
Он отметил, что восточно-католические церкви служат целебным «жалом в плоть»
для того, чтобы напомнить о реальности, о реальных фактах, а не для того, чтобы
кто-то думал, что он прав.
В данном
случае монсеньор Гуджеротти очень интересно играет со смыслами, потому что, как
мы помним, из Послания к Коринфянам «жало в плоть» - это пакости сатаны.
Соответственно, восточно-католические церкви, получается, предстают
пакостниками сатанинскими в представлении монсеньора Гуджеротти.
Но чему
удивляться, если папа Франциск говорит, что Христос стал грехом, и едва ли не
сравнивает Его с люцифером. Это очень тонкая и подлая игра со смыслами в
последнее время стала характерна для Ватикана. Но для нас важно другое - все
широковещательные заявления Гаванской декларации о недопустимости прозелитизма
и униатства на поверку оказываются пустым звуком. Нас в очередной раз обманули,
как обманывал Наполеон Александра I, подписывая с ним Тильзитский мир, но
намереваясь, в конечно счете, идти на Восток. Как обманывал Гитлер Сталина в
1939 году, подписывая с ним акт о ненападении. Германия довольно много нам
дарила перед войной, начиная от территорий, кончая новейшими технологиями. А
потом, сколько она у нас взяла и разрушила. То же самое и теперь.
Нам могут
сколько угодно привозить мощи святителя Николая, при этом ложно утверждая, что
на Руси, якобы, нет ни частицы его мощей. Да у нас в Никольском соборе
пребывает частица мощей святителя Николая, и не только в нем. Конечно, нас
могут сколь угодно ублажать разговорами о нашем мнимом единстве, а в час ноль
начать свой «Drang nach Osten» (натиск на Восток). В результате теперь мы можем
остаться уже не у разрушенной страны, а у разрушенной Церкви. И поэтому стоит
вспомнить мудрые слова Вергилия: «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих».
Тем паче,
что в вопросе о принесении мощей святителя Николая мы не обязаны католическому
миру абсолютно ничем. В свое время на Запад их переносили православные греки,
которых в XII-XIV вв. силой и хитростью заставили стать католиками. Извините,
это все равно, что благодарить католиков за то, что они дозволяют нам
прикладываться к тем православным святыням, которые были добыты разбоем при
взятии Константинополя. К примеру, тот же самый Терновый венец Спасителя. Мы не
обязаны им в историческом плане абсолютно ничем.
И не стоит разводить по этому поводу особых
восторгов. Нужно помнить две мудрые пословицы. Первая: «Бойтесь данайцев, даже
дары приносящих», поскольку по духу Ватикан ничем не отличается от греческих
захватчиков с их умом, хитростью и беспощадной жестокостью. И вторые мудрые
слова: «Врагов имеет в мире всяк, но от друзей спаси нас, Боже».