СМИ сообщили
о том, что Министерство юстиции РФ с начала этого года работает над созданием
единого реестра населения, в котором будут храниться сведения обо всех
гражданах России.
Комментирует
инициативу эксперт, председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Людмила
Рябиченко:
- По словам
чиновников из Минюста, создаваемый ими в рамках федеральной программы
«Электронная Россия» госреестр граждан, объединит информацию о жителях на
основании данных ЗАГСов начиная с 1926 года.
В него
войдут сведения из налоговой службы, полиции и других ведомств по 19 пунктам:
ФИО, пол, национальность, место жительства, родственные отношения, сведения о
рождении и смерти и др., при этом каждому человеку будет присвоен уникальный
неизменяемый номер;
Работу
намечено завершить к началу 2020 года, в пилотном режиме в создании реестра уже
участвуют 9 субъектов РФ; второй этап начнется с июля 2017 года и охватит все
регионы страны.
Это - не
первая инициатива определённых кругов по созданию единой базы данных на всё
население страны. В 2002 г. была принята федеральная целевая программа
«Электронная Россия», в 2010 году в её рамках был принят закон № 210-ФЗ о
госуслугах, переводящий обязанности государства в сферу электронных услуг, в
2016 - принят закон о создании межведомственной системы «Контингент»,
предусматривающий создание единой базы данных на всех жителей страны.
В рамках
«Контингента» файл на гражданина должен открываться с момента его рождения, а
закрываться после его смерти; единым идентификатором назван страховой номер
индивидуального лицевого счета (СНИЛС), данные должны стекаться из недр
Минобра, Минздрава, ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Рособрнадзора и пр.
и составлять всю полноту информации о гражданине, который тут именуется
«персоной»; доступ к информации должен иметь определённый круг лиц за
исключением самого гражданина.
Бурные
протесты общественности привели к тому, что Президент отклонил уже
принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон о создании
системы «Контингент». По его мнению, «необходимо проработать перечень
конкретных сведений, содержащихся в системе, а также определить тех, кому
разрешено иметь доступ к таким данным, и их ответственность».
В Комитете
Госдумы по образованию и науке позднее предложили создать комиссию для
доработки отклоненного Путиным закона, но целесообразность этого вызывает
вопросы: каждое ведомство и без того имеет свои базы данных, которые позволяют
ему четко отслеживать процессы и тенденции в своей сфере, но незачем ее делать
массивной и обширной.
Недавно член
Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Павлова
заявила, что персональные данные каждого второго россиянина в опасности. По её
мнению, «часть ответственности лежит на самих пострадавших, вместе с тем это и
зона ответственности интернет-ресурсов, откуда из-за плохой защиты уплывают
данные».
С этим
трудно не согласиться, но при этом мы видим действия, направленные не на
решение вопроса, а на увеличение рисков.
Так,
Минэкономразвития и Минкомсвязь России готовят соответствующие изменения в
законодательство, согласно которым банки возьмут на себя права и обязанности
многофункциональных центров (МФЦ), начнут приём и выдачу документов для
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также они начнут
осуществлять единую первичную очную идентификацию граждан, поскольку банковскую
идентификацию, по сути, уже приравняли в госидентификации; в дальнейшем
предполагается наделить банки правом выдачи паспортов гражданам.
В апреле был
принят закон о выдаче больничного листа в электронном виде, который вступает в
действие в июле 2017 года и позволит создать единую базу сведений такого
характера по стране.
Информация о
человеке - ключ доступа к нему, но при этом не предпринимается никаких мер по
охране этой информации. Единые базы данных создаются без согласия самих
граждан, в нарушение п.1 ст.23, п.1,2 ст.24 Конституции РФ.
Такая
ситуация может ассоциироваться только с установлением принудительного
информационного контроля над личностью, который приведёт к потере личностного
суверенитета и даже к краже личности, прецеденты которой на Западе уже
отмечались.
Это - не
имеющая мировых аналогов ситуация по созданию зоны риска для безопасности
граждан России, а следовательно, и для безопасности самого государства.
http://ruskline.ru