В последние
годы публикации о мироточениях, слезоточениях и кровоточениях в некоторых
церковных средствах массовой информации стали обыденным явлением: мироточат
тысячи и тысячи икон, бумажных репродукций, а в иных случаях начали мироточить
даже памятники…
Слыша о
чудесах и знамениях, случающихся по местам, православным христианам не следует
забывать, что не все чудеса имеют Божественное происхождение. Когда чудеса
вокруг умножаются и умножаются, православным христианам нужно быть весьма
осторожными. «Чудеса» могут быть и от князя тьмы. Они могут быть устроены и
некоторыми людьми с нечистой совестью. Как пишет известный обличитель масонства
Ю. Воробьевский, ему «известен случай, когда устроители одного крестного хода
тайком капали благовонным маслом из шприца на иконы, а потом всем кагалом
поднимали истерический гвалт» (Наступить на аспида // Неожиданный Афон. М.,
2000. С. 160).
Очевидно,
что устроители таковых «мироточений» не видят никакого греха в своих действиях.
Если тот или другой человек, по их мнению, святой, а общественное мнение пока
«не созрело» для этого, то «мироточение» может помочь «благому» с их точки
зрения делу – «подтолкнуть» общественное мнение к вере в святость их
избранника. Такая логика может рождаться только по наущению врага рода
человеческого.
Несколько
лет назад в телерепортажах передавалась новость, как в Израиле вдруг
«заплакала» Стена плача, в чем некоторые иудеи поначалу увидели скорый приход
Машиаха. Но даже и они по случаю «слезоточения» Стены плача назначили комиссию,
которая пришла к выводу о естественности характера истечения влаги.
Известно,
что приснопамятный митрополит Нижегородский Николай (Кутепов; †2001) после
появления мироточения у нескольких икон в одном из храмов его епархии приказал
опечатать этот храм. И мироточения сразу прекратились: «Есть у нас приход в
Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову
взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все
иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька
появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью».
Мироточения
(слезоточения) не относятся к тем чудесам, которые не могут повторить демоны, чтобы
прельстить, если возможно, и избранных (см. Мф. 24, 24). Не так давно по
телевидению показали сюжет, как в Индии каменные идолы пили и источали молоко.
Есть даже случаи благовонного мироточения статуй Будды…
В Клину у
некоей женщины в доме годами мироточит все подряд, чуть ли не мебель и утварь.
Если же без
всяких выводов и рассуждений следовать логике принятия всех случаев «чудесных»
явлений за подлинные чудеса, то можно уйти далеко от православной Веры, потому
что Вера наша не может и не должна быть основана на чудесах: ни в Священном
Писании, ни у святых Отцов не заповедуется искать чудес. Более того, тяга к
чудесам однозначно осуждается в духовной литературе. Недаром в Евангелии
сказано: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет (Мф. 16, 4). В книге
Деяний апостолов Симон волхв удивлял чудесами многих людей, которые признавали
действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10). Как пишет
святитель Игнатий Брянчанинов, «знамения ложные были споспешниками заблуждения и
истекающей из него погибели... Человеки... потеряв смирение, признающее себя
недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, ждут чудес более,
нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением, самонадеянностью,
невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному...
Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное
позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех
несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты
этими чудесами» («О чудесах и знамениях»).
Следует
сказать, что автора сей статьи Господь несколько лет назад удостоил видеть
мироточение от бумажной иконы: постоянно проступающее множество маленьких
капелек можно было стереть, но они вновь начинали появляться. Это явление я не
могу никак расценивать в качестве знамения, повлекшего за собой какие-либо
необычные события в моей жизни, в жизни Церкви или нашего общества. Просто
свидетельствую это как факт.
Принятие
ложных чудес за истинные, как показывает опыт Церкви, повреждает душу. Посему в
отношении любых встретившихся на жизненном пути человека случаев проявления
чудес следует руководствоваться святоотеческим правилом «не отвергатьи не принимать». Ибо ежели мы примем ложное чудо – можем
впасть в обольщение, а ежели сразу отвергнем чудо истинное – можем впасть в
неверие или похулить Промысл Божий.
Область
непонятного в нашей духовной жизни – нормальная, и даже необходимая часть
нашего внутреннего мира. Поэтому недоверчиво относиться к явлениям из духовного
мира есть признак духовного здоровья верующей души православного человека.
А нездоровая страсть некоторых верующих к чудесам,
в частности, к мироточениям свидетельствует об ослаблении, а не усилении веры.
Вера же православная основана на величайшем чуде – Чуде Воскресения Христова.
Источник: http://www.blagogon.ru