Мы празднуем сегодня память преславных мучеников
Севастийских.
Это было давно, в IV веке. Они были воинами римского
войска и исповедовали христианство. Начальник войска потребовал от них отречься
от Христа. Они отказались, и тогда их раздели догола и погнали в озеро. Стояла
промозглая мартовская ночь, озеро было подернуто льдом, дул холодный ветер. Для
соблазна на берегу была построена баня. Святые мученики стояли в воде до самой
полуночи, мужественно перенося мучения. Только один из них не вытерпел и побежал
в баню, но на пороге ее упал мертвым.
Тогда свет небесный воссиял над озером и на головы
тридцати девяти страдальцев опустились сияющие венцы. Увидев это, один из
стражей сбросил свои одежды и побежал к озеру с возгласом: «Я христианин!» И
так восполнил число мучеников до сорока. В это время свет небесный согрел воду,
и они не замерзли до утра. А утром их подвергли страшным мучениям и истязаниям,
а затем сожгли и кости их бросили в реку.
Господь внушил во сне епископу Севастийскому взять кости
мучеников из воды. И он ночью пошел исполнять повеление Божие. Придя к реке, он
увидел, что святые останки сияют на дне как звезды. Он вынес их оттуда, и они
стали предметом почитания верных, частицы их были отнесены во многие места.
Вот как охраняли святые мученики свою веру во Христа:
ничто не могло остановить их в следовании за Господом. А что ныне происходит у
нас, слабых христиан? Множество верующих отреклось от Христа тогда, когда никто
не мучил их, даже не угрожал никакими мучениями, когда просто требовалось написать
в анкетах, верует человек или не верует. И убоявшись страха там, где не было
страха(ср. Пс. 13:5), люди объявили себя неверующими.
А вы знаете, какие страшные слова сказал Господь Иисус
Христос о тех, кто отрекается от Него?Кто постыдится Меня и Моих слов в
роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда
придет во славе Отца Своего со святыми Ангелами(Мк. 8:38; Лк. 9:26). Эти
несчастные малодушные люди должны приносить беспрестанное, глубочайшее покаяние
до гроба! Покаяние, пример которого показали нам святые, например преподобный
Варвар, бывший разбойником. Размыслив однажды о своей жизни и содрогнувшись от
грехов, он пришел к священнику и просил пустить его в свиной хлев, где вместе
со свиньями он прожил три года, ходя на четвереньках. Так каялся он, и Господь
сподобил его дара чудотворения.
Преподобный Иаков, чудотворец, прозорливец, ухищрениями
сатаны впал в тяжкое преступление и, отчаявшись в возможности спасения, хотел
вернуться в мир. Но его нашел святой инок и убедил, что милосердие Божие к
кающимся всем сердцем грешникам безмерно. Тогда преподобный Иаков затворился в
пещере, наполненной костями мертвых, и прожил в ней десять лет, каясь в своем
тяжком грехе, и был прощен Богом, и снова получил дар чудотворения.
Вот примеры покаяния святых. Как же будут каяться
отступившие от Христа? Неужели только скажут на исповеди священнику: «Грешен,
батюшка, во всем грешен» — и затем уйдут, получив разрешение? Но Господь Иисус
Христос святым апостолам Своим, а через них преемственно и нам, архиереям и
священникам, дал власть не только разрешать грехи людей, но и вязать их,
сказав:что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите
на земле, то будет разрешено на небе(Мф. 18:18).
Разве мы не обязаны строжайшим образом относиться к делу
исповеди? Разве можем всем давать разрешение? Нет, не можем и не должны, ибо
дадим страшный ответ перед Богом за души ваши. Апостол Иуда сказал нам,
пастырям, как должно спасать вас:К одним будьте милостивы, с
рассмотрением; а других страхом спасайте, исторгая из огня(Иуд. 1:22—-23).
Многих надлежит страхом спасать, ибо у них нет
собственного страха, они слишком легко относятся к таким грехам, как
прелюбодеяние, блуд, сквернословие. Господь же сказал, что, кто скажет
брату своему: «Рака» (пустой, глупый человек), подлежит суду синедриона, а кто
скажет «безумный», подлежит геенне огненной(Мф. 5:22).
Святой апостол Павел заповедал нам, чтобы никакое гнилое
слово не выходило из уст наших, а только доброе для назидания в вере, чтобы оно
доставляло благодать слушающим (Еф. 4: 29). А люди оскверняют язык и душу
ужасными ругательствами и почти не замечают этого. Разве можем мы разрешать их
грехи? Мы ответим перед Богом, если допустим их к Святой Чаше. Мы должны
запрещать Причащение. Надо, чтобы человек пришел в себя, осознал тяжесть своих
грехов, глубоко задумался, исполняя епитимью, налагаемую на него.
Раньше за грехи назначали тяжкие епитимьи. Святитель
Василий Великий запрещал Причащение убийцам в течение двадцати лет, прелюбодеям— в
течение восемнадцати лет. Но постепенно наказания все больше и больше
ослаблялись, и от предписаний Вселенских Соборов, касающихся великих грешников,
мало что осталось.
Уже очень давно святой Иоанн Постник, Патриарх
Константинопольский, написал свои правила о наложении епитимьи за грехи. Он был
чрезвычайно мягким человеком и боялся налагать такие суровые наказания, какие
содержались в книге канонов, и во много раз их ослабил. Но и оставленное им так
тяжело, что вы и представить себе не можете.
У нас же епитимьи неизмеримо легче. Так дольше
продолжаться не может, ибо расслабление жизни христианской, распущенность
нравов среди нашего народа достигло уже вопиющих размеров. И как при тяжкой
болезни часто необходимы бывают тяжелые хирургические операции, так и мы должны
восстанавливать чистоту нравов христианских страхом и суровостью налагаемых
епитимий. Но святой Иоанн Постник в своих правилах говорит: «Если грешник
добросовестно будет нести тяжелую епитимью, если принесет глубокое покаяние в
грехах, то пастырь может и должен уменьшить наказание». Вот почему нужно
помнить о мучениках Севастийских, о великих святых и преподобных, которые дали
нам пример необычайного по силе покаяния.
Такая строгость может некоторых оттолкнуть от Церкви.
Найдутся такие, кому важно только слушать песнопения и вдыхать фимиам в храме
Божием, но они вовсе не вникают в свое сердце и легко продолжают совершать
смертные грехи. Впрочем, пусть они отходят от нас. Ибо строгость и чистота,
которую мы будем требовать от христиан, многих привлечет к нам, поскольку они
увидят, что Церковь Христова — это общество чистых и святых людей, которые несут
наказание за свои грехи, а их высокую нравственность блюдут пастыри и
архипастыри. И очищенная слезным покаянием, наша Церковь будет сиять светом
правды и любви Божией. Будьте же все светлыми, чистыми и святыми! Аминь.
22 марта 1945г.
Святитель
Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Проповеди. Господня Пасха.
Беседы в праздничные дни. М.: Издательство сестричества
во имя Святителя Игнатия Ставропольского,2004.