Возлюбленные братия! Святая Церковь, эта чадолюбивая мать верующих, родившая
их во спасение и принимающая на себя все заботы, чтоб чада ее не лишились
своего наследия — Неба, приготовляя их к успешному совершению наступающего
подвига святой Четыредесятницы, постановила сегодня читать на Божественной
Литургии притчу Господа нашего Иисуса Христа о блудном сыне.
В чем заключается подвиг святой Четыредесятницы? Это — подвиг покаяния. В
настоящие дни мы стоим пред временем, преимущественно посвященном покаянию, как
бы пред вратами его, и воспеваем исполненную умиления песнь: «покаяния отверзи»
нам «двери, Жизнодавче!» Что наиболее обнаруживает ныне слышанная нами во
Евангелии притча Господа нашего? Она обнаруживает непостижимое, бесконечное
милосердие Отца Небесного к грешникам, приносящим покаяние. «Радость бывает
пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся» (Лк. 15,10), возвестил
Господь человекам, призывая их к покаянию, и, чтоб эти слова Его сильнее
запечатлелись в сердцах слышателей, благоволил дополнить их притчею.
"Некоторый богатый человек — поведает евангельская притча — имел двух сынов.
Младший из них просил отца, чтоб он выделил следующую ему часть имения. Отец
исполнил это. По прошествии немногих дней меньшой сын, забрав доставшееся ему
имущество, ушел в дальнюю страну, где расточил имение, проводя жизнь распутную.
Когда он прожил все, в стране той сделался голод. Сын богача не только начал
нуждаться, но и пришел в бедственное состояние. В такой крайности он пристал к
одному из местных жителей, а тот послал его на поля свои пасти свиней.
Несчастный, томимый голодом, рад был бы наполнить чрево тем грубейшим кормом,
которым питались свиньи! Но это оказалось невозможным. В таком положении он
наконец очувствовался и, вспомнив обилие, которым преисполнен дом отцовский,
решился возвратиться к отцу. В мыслях он приготовил, для умилостивления отца,
сознание греха, сознание своего недостоинства и смиренное прошение о
причислении уже не к семейству отцовскому — к сонму отцовских рабов и
наемников. С таким сердечным залогом младший сын отправился в путь. Еще был он
далеко от родительского дома, как отец увидел его, увидел и сжалился над ним:
побежал навстречу к нему, кинулся на шею ему, стал целовать его. Когда сын
произнес приготовленные исповедь и просьбу, отец повелел рабам: "принесите
лучшую одежду, облеките его ею, возложите перстень на руку его и наденьте
сапоги на его ноги. Приведите и заколите тельца упитанного: мы вкусим и
возвеселимся. Этот сын мой был мертв, но ожил, пропадал, но нашелся!” Старший
сын, всегда покорный воле отца, и находившийся на поле, возвратился во время
пира в дом. Он нашел странным поведение отца в отношении к младшему сыну. Но
отец, воодушевляемый праведностию любви, пред которою всякая другая праведность
скудна, ничтожна, возразил ему: "Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое — твое.
А тебе надлежало бы возрадоваться и возвеселиться о том, что этот брат твой был
мертв и ожил, пропадал, и нашелся!” (Лк. 15,11—32).
Меньшой сын, по изъяснению святых отцов (См. толкование блаженного Феофилакта), может быть образом и всего падшего человеческого
рода и каждого человека-грешника. Следующая часть имения меньшему сыну — дары
Божии, которыми преисполнен каждый человек, преимущественно же христианин.
Превосходнейшие из Божиих даров — ум и сердце, а в особенности благодать
Святого Духа, даруемая каждому христианину. Требование у отца следующей части
имения для употребления ее по произволу — стремление человека свергнуть с себя
покорность Богу и следовать своим собственным помыслам и пожеланиям. Согласием
отца на выдачу имения изображается самовластие, которым Бог почтил человека в
употреблении даров Божиих. Дальняя страна — жизнь греховная, удаляющая и
отчуждающая нас от Бога. Растрата имения — истощение сил ума, сердца и тела, в
особенности же оскорбление и отгнание от себя Святого Духа деяниями греховными.
Нищета меньшего сына: это — пустота души, образующаяся от греховной жизни.
Постоянные жители дальней страны — миродержители тьмы века сего, духи падшие,
постоянные в падении своем, в отчуждении от Бога; их влиянию подчиняется
грешник. Стадо нечистых животных — помышления и чувствования греховные, которые
скитаются в душе грешника, пасутся на пажитях ее, они — неминуемое последствие
греховной деятельности.
Напрасно вздумал бы человек заглушать эти помышления и
ощущения исполнением их: они наиболее невыполнимы! А и выполнение возможных
человеку страстных помыслов и мечтаний не уничтожает их: возбуждает с удвоенною
силою. Человек сотворен для Неба: одно истинное добро может служить для него
удовлетворительною, жизнеподательною пищею. Зло, привлекая к себе и обольщая
вкус сердца, поврежденный падением, способно только расстраивать человеческие
свойства.
Ужасна пустота души, которую производит греховная жизнь! Невыносима мука от
страстных греховных помышлений и ощущений, когда они кипят, как черви, в душе,
когда они терзают подчинившуюся им душу, насилуемую ими душу! Нередко грешник,
томимый лютыми помышлениями, мечтаниями и пожеланиями несбыточными, приходит к
отчаянию; нередко покушается он на самую жизнь свою, и временную и вечную.
Блажен тот грешник, который в эту тяжкую годину придет в себя и вспомнит
неограниченную любовь Отца Небесного, вспомнит безмерное духовное богатство,
которым преизобилует дом Небесного Отца — святая Церковь. Блажен тот грешник,
который, ужаснувшись греховности своей, захочет избавиться от гнетущей его
тяжести покаянием.
Из притчи Евангелия мы научаемся, что со стороны человека для успешного и
плодовитого покаяния необходимы: зрение греха своего, сознание его, раскаяние в
нем, исповедание его. Обращающегося к Богу с таким сердечным залогом, «еще
далече ему сущу» (Лк. 15,20), видит Бог: видит и уже поспешает к нему
навстречу, объемлет, лобызает его Своею благодатию. Едва кающийся произнес
исповедание греха, как милосердый Господь повелевает рабам — служителям алтаря
и святым Ангелам — облечь его в светлую одежду непорочности, надеть на руку его
перстень — свидетельство возобновленного единения с Церковью земною и небесною,
обуть ноги его в сапоги, чтоб деятельность его была охраняема от духовного
терния прочными постановлениями — такое значение имеют сапоги — заповедями Христовыми.
В довершение действий любви поставляется для возвратившегося сына трапеза
любви, для которой закалается телец упитанный. Этою трапезою означается
церковная трапеза, на которой предлагается грешнику, примирившемуся с Богом,
духовная нетленная пища и питие: Христос, давно обетованный человечеству,
приуготовляемый неизреченным милосердием Божиим для падшего человечества с
самых минут его падения.
Евангельская притча — Божественное учение! Оно глубоко и возвышенно, несмотря
на необыкновенную простоту человеческого слова, в которую благоволило облечься
Слово Божие! Премудро установила святая Церковь всенародное чтение этой притчи
пред наступающею Четыредесятницею. Какая весть может быть более утешительною
для грешника, стоящего в недоумении пред вратами покаяния, как не весть о
бесконечном и неизреченном милосердии Небесного Отца к кающимся грешникам? Это
милосердие так велико, что оно привело в удивление самих святых Ангелов —
первородных сынов Небесного Отца, никогда не преступивших ни единой Его заповеди.
Светлыми и высокими умами своими они не могли постичь непостижимого милосердия
Божия к падшему человечеству. Они нуждались относительно этого предмета в
откровении Свыше, и научились из откровения Свыше, что им подобает «веселитися
и радоватися, яко меньший брат их — род человеческий — мертв бе, и оживе: и
изгибл бе, и обретеся» при посредстве Искупителя (Лк. 15,32). «Радость
бывает пред ангелами Божиими даже о едином грешнице кающемся» (Лк.
15,10).
Возлюбленные братия! Употребим время, назначенное святою Церковию для
приуготовления к подвигам святой Четыредесятницы, сообразно его назначению.
Употребим его на созерцание великого милосердия Божия к человекам и к каждому
человеку, желающему посредством истинного покаяния примириться и соединиться с
Богом. Время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную
участь. Да даруется нам решить вечную участь нашу во спасение наше, в радование
нам! Да будет радование наше бесконечно! Да совокупится оно с радостью святых
Божиих Ангелов! Да исполнится и совершится радость Ангелов и человеков в
совершении воли Небесного Отца! Яко «несть воля пред Отцем небесным, да
погибнет един от малых сих» (Мф. 18,14) человеков, умаленных и
уничиженных грехом. Аминь.
Святитель
Игнатий (Брянчанинов)