(память 27 декабря/9 января и 2/15 августа)
Святой
апостол первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов,
поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом.
Святой
Стефан происходил из евреев, живших за границей, т.е. вне Святой Земли. Такие
евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой
культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на
апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о
сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили
христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих
семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их
своими ближайшими помощниками.
Среди
диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый
архидиаконом, т.е. первым диаконом. В скором времени диаконы кроме помощи
бедным стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.
Стефан
проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов
знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него
ненависть ревнителей закона Моисея - фарисеев. Они схватили его и повлекли в
синедрион - высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных
свидетелей, которые утверждали, что он в проповедях оскорбляет Бога и пророка
Моисея.
В свое
оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа,
показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали
посланных Им пророков. Члены синедриона, слушая его, все более разгорались
гневом.
В это время
Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и воскликнул: «Я вижу небеса
отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав
это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая уши, они бросились на
Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые
обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями.
При этом
присутствовал юноша именем Савл, которому было поручено стеречь одежды
побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан
воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие
это и речь Стефана в синедрионе описал евангелист Лука в книге Деяний
Апостолов, главы 6-8.
Так
архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. X. После
этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены
были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны.
Так
христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь
первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это
убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом - одним из самых
успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим,
был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В
своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в
ней (Деян. 22).
В IV в.
нетленные мощи святого первомученика Стефана были обретены. Вот как это
произошло. Однажды пресвитеру Лукиану явился в сонном видении благолепный муж,
назвавший себя Гамалиилом, и повелел ему испросить у архиепископа
Иерусалимского Иоанна благословение на открытие находящихся в земле мощей
первомученика Христова Стефана, его, Гамалиила, с сыном Авивом и Никодима.
Лукиан, проснувшись, не решился следовать этому видению, не зная, от Бога ли
оно. Пресвитер пребывал в посте и молитве, ожидая указания свыше.
Гамалиил
снова явился во сне Лукиану, упрекая за промедление. Так продолжалось до трех
раз. Тогда пресвитер поверил видению и, возблагодарив Бога, отправился в
Иерусалим к архиепископу Иоанну. Архиепископ прослезился от радости и
благословил Лукиана на поиски... Как только открыли был гроб первомученика
Стефана, земля потряслась, послышалось ангельское пение и благоухание наполнило
всю пещеру. Собралось множество народа - и все больные от мощей Стефана
получали исцеление. Святыню с честью доставили в Иерусалим.
Прошли годы.
Из Константинополя в Иерусалим прибыл благочестивый муж по имени Александр,
служивший в царском синклите, с женой своей Иулианией на поклонение святым
местам. Здесь он и умер, а перед кончиной завещал жене положить его тело в
ковчеге, по всему подобном раке Стефана, к которому он имел горячую веру, и
поместить его рядом с ковчегом первомученика. Иулиания исполнила завещание
мужа, но впоследствии замыслила возвратиться в Константинополь.
Не желая
расставаться с дорогим для нее прахом, она испросила у императора позволение
перевезти тело мужа с собою в Константинополь. Но по воле Божией ошиблась. Во
время путешествия из Иерусалима в Константинополь многие знамения и чудеса
открыли Иулиании, что она везет не тело мужа, а мощи Стефана; однако
благочестивая женщина усмотрела в этом Промысел Господень. Когда она плыла на
корабле, поднялась страшная буря, угрожая потопить его. В это время зримо для
всех явился Стефан и сказал: «Не бойтесь: я с вами». Святой сделался невидим, и
буря прекратилась. Ночью над мощами Стефана являлся необыкновенный свет, из
ковчега исходило благоухание. Во время путешествия от мощей угодника Божия
совершились многие исцеления.
В
Константинополе Иулиания немедленно сообщила императору и патриарху о
случившемся. Все исполнились радости. Патриарх со всем клиром, сопровождаемый
громадными толпами народа, отправились к пристани в сретение мощей
первомученика Христова. С честью изнесли святыню с корабля, возложили на
колесницу царскую и повезли к царским палатам с пением псалмов и песнопений
церковных, причем от нетленных мощей произошли многочисленные исцеления и
чудеса. Во время этого торжественного шествия святой Стефан чудесно указал
место, где должны быть положены его мощи - там император и повелел поставить
каменную обширную церковь в его честь.
Источник:
http://www.tayninskoye.ru
Известно о нахождении мощей св. Стефана в следующих
православных монастырях:
- в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры
(Украина) хранится большой палец правой руки святого Стефана. Он был привезён в
монастырь в 1717 году из Нямецкого монастыря (Румыния) и первоначально хранился
в Успенском соборе лавры. В XIX веке для него была изготовлена серебряная рака
весом в 150 кг. На её крышке было изображение святого Стефана в полный рост, а
на месте руки была помещена реликвия. Раку установили в Стефаниевском пределе
Успенского собора. Сейчас эта рака находится в коллекции Национального
Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990-е годы с неё сделана
копия из кипариса, в которой и хранится теперь перст святого.
- в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры хранится десница первомученика
(до локтя);
- в афонских монастырях Зограф, Ставроникита, Кастамонит хранятся небольшие
частицы мощей.