17 декабря отмечается день памяти великомученицы
Варвары. Святую великомученицу Варвару обычно изображают как прекрасную деву.
Родилась она в IV веке на территории нынешней многострадальной Сирии, в городе
Илиополе, в семье знатного царедворца Диоскора. Рано овдовев, он был страстно
привязан к своей единственной дочери. Языческое общество было неистово
развратным, и для того, чтобы сохранить красивую дочь для выгодного брака,
Диоскор практически запер ее в богатом поместье. Здесь прекрасная девица
изучала науки при помощи домашних учителей. Постигая красоту и сложность
окружающего мира, она пришла к познанию его Божественной основы и осознала
суетность язычества, была просвещена благодатию Святого Духа.
В языческом обществе девушки и женщины не принадлежали
себе, а были собственностью сначала отца, а потом мужа. Диоскор был немало
удивлен отказу дочери вступать в брак, но поначалу решил, что тому причиной
затворническая жизнь Варвары. Подумав, что общение со сверстницами подвигнет ее
к нужному решению, несколько ослабил контроль. И это было промыслительно, т.к.
Варвара познакомилась с христианами, приняла крещение и еще более укрепилась в
своем решении о безбрачии.
Упорное непослушание Варвары и отказ от традиционных
представлений о жизненных ценностях привели ее отца в самое настоящее
бешенство. Обезумевший отец собственноручно казнил родную дочь, отрубив ее
голову мечом. За это последовала немедленная Божия кара – Диоскор был буквально
испепелен молнией. Прямо у плахи.
* * *
Так началась вечная жизнь святой великомученицы
Варвары. Спустя всего два столетия, ее мощи были перенесены в Константинополь. В
XII веке состоялся брак княжны Варвары, дочери византийского императора Алексея
Комнина, с русским князем Михаилом Изяславичем. Царственная невеста и привезла
мощи своей небесной покровительницы в Киев.
Впрочем, среди историков факт этого брака подвергается
сомнениям, т.к. письменные родословные не упоминают девицу по имени Варвара
среди дочерей императора Комнина. Однако митрополит Евгений (Болховитинов) в
начале XIX века предположил, что она могла быть не дочерью, а близкой
родственницей императора.
Михайловский монастырь
Среди православных утвердилось мнение, зафиксированное
в «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского, о том, что мощи святой
великомученицы Варвары привезла, выйдя замуж за Михаила-Святополка, дочь
византийского императора Алексия Комнина по имени Варвара, а при разорении
Киева монголами в 1240 году святыню сокрыли «под ступенями столпа каменного,
ведущего на верх церкви». Характерно, что в 1888 году под остатками
винтовой лестницы на полати действительно был обнаружен тайник.
Немалый интерес представляют и сохранившиеся описания
святыни. Так, немецкий посол Эрих Лясота оставил свидетельство, датированное
1594 годом, что в главном храме монастыря [Михайловского] «по левую сторону
лежит в деревянном гробу тело святой девы Варвары, молодой невзрослой девушки,
лет около 12, как можно заключить по длине ее. Оно еще нетленно и покрыто
тонким полотняным покрывалом до ног, которые не прикрыты. Я к ним прикоснулся и
нашел их твердыми и нетленными. На голове у нее деревянная вызолоченная корона».Описание Гийома Левассера де Боплана (1650 год) гласит, что в обители «показывают
мощи великомученицы Варвары».
В 1654 году Михайловский монастырь посетил патриарх
Антиохийский Макарий, направляясь в Москву. Его сын и спутник архидиакон Павел
Алеппский записал, что в северном нефе храма стоит «красивая рака с мощами
святой Варвары Илиопольской». На обратном пути в 1656 году владыка
Макарий и отец Павел вновь посетили обитель: «Здесь мы присутствовали за
обедней в приделе святой Варвары Илиопольской, ибо они празднуют воспоминание
перенесения ее мощей из Константинополя в этот город [Киев]. Когда в первый раз
мы прикладывались к мощам этой святой, то думали, что она – одна из новых
святых Московии, но теперь, услышав чтение ее синаксаря, поняли, что здесь именно
святая Варвара мученица Илиопольская. Тело молодой девицы с маленькими ножками
и ручками. Недавно устроили для нее прекрасную раку из черного дерева,
обложенную серебром. По просьбе нашего владыки патриарха, архимандрит дал ему
частицу от ребра ее».
Пережив татаро-монгольское нашествие,
польско-литовскую католическую оккупацию, полные святые мощи великомученицы
Варвары пребывали в Михайловском монастыре, даря по благодати Божией всем
притекающим к ней многочисленные исцеления и утешения. Так было до 1930–х годов
ХХ века, когда святыня была перенесена в музей-заповедник на территории
Киево-Печерской лавры. После Великой Отечественной войны она пребывала в
знаменитом храме святого апостола Андрея Первозванного над Андреевским спуском,
а позже в кафедральном Свято-Владимирском соборе.
Свято-Владимирский собор
В начале 90-х годов этот собор был захвачен
раскольниками, а мощи святой великомученицы Варвары оказалась у них в пленении.
Восстановленный Михайловский монастырь, в котором изначально находились мощи
великомученицы, распоряжением украинских властей также отдан раскольникам.
Можно говорить, что и нынешняя Украина находится в
пленении. Тем не менее православные могут прикладываться к мощам
великомученицы, несмотря на место их нынешнего пребывания. Ведь из-за того, что
святыня временно находится в чужих руках, она не утрачивает своего значения.
Мощи великомученицы Варвары во Владимирском соборе
Сегодня с особой надеждой звучит тропарь
великомученице:
«Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши и, яко птица,
избавися от них помощию и оружием Креста, всечестная».
Источник: http://odnarodyna.org