Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные други мои,
праздник и прославление Архистратига Михаила и неисчислимого сонма Ангелов. Это
великий праздник для всей Православной Церкви, а для нас он сугубый: храм, в
котором мы с вами сейчас находимся, освящен в честь Архистратига Михаила —
вождя и предводителя всего небесного ангельского воинства, верных и ревностных
служителей Вседержителя и Творца Бога. День этот (8 ноября по церковному
календарю) — главный из всех праздников в честь святых Ангелов. В просторечии
он именуется Михайловым днем, и очень чтим верующими людьми. А Церковь именует
его «Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных». Собор, то
есть соединение, совокупность всех святых Ангелов во главе с Архистратигом Михаилом,
ибо они все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат
Богу.
Этот день, дорогие мои, Церковь посвятила Архистратигу Михаилу — вождю
Небесных Сил, и на иконах изображают его в грозном и воинственном виде. На
голове его шлем, в руке меч или копие. Под ногами пораженный им дракон. С кем и
против кого воюет этот отважный предводитель?! Мы знаем с вами, други мои, что
весь ангельский мир, который был создан еще до создания человека и всего
видимого мира, был наделен при творении великими совершенствами и благодатными
дарами. И велико, и славно было его предназначение. Среди этого ангельского
мира один из верховных ангелов — Денница — открыл в самом себе источник зла и
гордости и восстал против своего Творца. Ангелы, подобно людям, сотворены со
свободной волей. И вначале они могли злоупотребить этой свободой и впасть в
грех. Что и произошло с Денницей. Он пожелал быть самостоятельным, не зависящим
от Бога. Мир духовный поколебался, и часть Ангелов последовала за ним. И вот в
этот момент из той же ангельской среды выступает поборник славы Божией и
защитник чести ангельского мира — Архистратиг Михаил. Он властно произносит:
«Никто как Бог!» — обращаясь этим призывом ко всем Ангелам. Этими дерзновенными
словами он показал, что он знает Бога, признает только Его одного — Единого
Бога, Творца и Властителя всей Вселенной. «Никто как Бог!» — смело и решительно
заявляет он, свидетельствуя о величии Божием. В этом его поступке проявились
его личные качества: твердая вера, смелость и решительность в действиях,
способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге; излучая,
распространять воспринятый им Божественный свет на весь мир. Борьба была
трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра
превозмогли над силами зла… Денница свергнут с неба со всеми своими
последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира,
верного Богу. С тех пор в руках Архистратига Михаила меч, ибо сатана,
свергнутый с неба, не перестает воевать против небожителей. Падшим ангелам
пресечена возможность проникать в высшие области мироздания. И потому они всю
злобу свою устремили на людей, и в первую очередь на всех верующих в Бога.
Может ли меч Архангела Михаила при таких обстоятельствах оставаться в
бездействии? Конечно, нет! Архистратиг не перестает воевать с ангелами зла и
тьмы, ограждая верных чад Божиих от их коварных происков. И борьба сия в высшей
степени ожесточится перед концом мира. Теперь всем нам должно быть понятно,
почему Архистратиг Михаил изображается в таком воинственном виде. Он защитник
Церкви Божией. И вид его должен приводить в страх врагов Божиих. Мы же должны
радоваться, что имеем такого отважного защитника — победоносного вождя Небесных
Сил. Мы должны помнить, что охранительный меч его будет всегда за нас, если
только мы не вступим в союз с тем врагом, против которого борется Архистратиг
Михаил. Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство
Архистратига Михаила, с течением времени настолько утвердились в добре, что
грех для них сделался невозможным. Не потому, что они, имея свободную волю, не
могут преступить воли Божией, а просто потому, что они не захотят этого делать,
не захотят грешить. Обратите внимание, други мои, на эти слова. Не захотят
грешить! Как это для нас с вами назидательно. Не захотеть грешить — значит
получить возможность приблизиться к Богу и видеть Его, как видят Его Ангелы.
Служить Ему и только Ему, исполняя Его повеления.
Слово «ангел» означает «вестник». Такое наименование имеют бесплотные духи
потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел — это тот, кого Господь может
послать с поручением и который в точности исполнит то поручение. Ангелы обитают
везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Там, где Бог наиболее
открывает им Свою славу, а через них и Свою волю в отношении людей. Святые отцы
Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света. Они —
светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему
уму?..
Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются
восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовию
Творца Вселенной к Своей твари. Некий Божественный свет широкой рекой свободно
льется через них. Но не просто протекает через них, как по свободному желобу,
и, не задерживаясь, истекает и пропадает. А льется так, как льется, искрясь и
сияя, свет, когда он попадает на драгоценный камень. Дойдет свет до его
середины и оттуда отразится ответным сиянием, и распространяется, и, множась,
бьет во все стороны, преломляясь на гранях, окрашивается в изумительные цвета,
озаряя, а порой и ослепляя своей красотой. В этом образ подлинной святости.
Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и
раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав
людям, способным к его восприятию. И вот в этом отраженном сиянии Божественного
света, сиянии неуменьшенном, непотемненном, но сиянии, приумноженном и
радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаем Бога! Если бы не Ангелы, мы
никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и
воспринимать Божественный свет. Сами мы не способны видеть и ощущать славу
Божию — нам нужны посредники, которые так преобразуют ее, что она становится
доступной и нам. И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.
Други мои! А отражают ли люди этот воспринятый ими Божественный свет?
Способны ли люди на это?! Да! Люди безупречной жизни и пламенной любви к Богу
зримо для окружающих в определенные моменты жизни светятся этим Божественным
светом. Читая жития святых, мы найдем много примеров тому. Про таких людей
богослужебные тексты говорят нам: «Ангельски пожив на земли… — или — житие твое
равноангельно бысть». Назову вам, как пример, два имени наших
соотечественников, живших в очень близкие к нам времена. Это всем нам хорошо
известный преподобный Серафим Саровский и менее известный Харьковский святитель
Мелетий. Оба они носили в своих сердцах горящий пламень любви к Богу. Вспомните
также повествование из Деяний апостольских. Когда судили первомученика архидиакона
Стефана, он сказал, что видит небо отверстым и славу Божию — и все, сидящие в
синедрионе, видели лицо его как лицо Ангела. Это свидетельствует о возможности
и доступности для нас еще в этой земной жизни уподобляться Ангелам. Было бы
только стремление к этому с нашей стороны. Святые Ангелы не только восхвалением
служат Богу. Они еще стремятся подражать Ему и в действиях. Ангельскому миру
усваивается истинный дух разума, действительное участие в человеческой истории.
Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришел на землю, чтобы послужить
людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью — служения людям.
Первые христиане по откровению и опыту знали предстательство о себе честных
бесплотных Сил. Чтобы и мы с вами реально ощущали бытие Ангелов и их постоянное
присутствие, очистим свое сердце и душу от греховных помыслов, желаний и тем
более дел. Стой постоянно на страже твоей души, пекись о ее чистоте — и увидишь
и Ангелов, и с их помощью приблизишься и к Богу, и увидишь Его, ибо сказано:
чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5,8). Очисти свое сердце и удостоишься тогда
высокой радости, как некогда праотец Авраам, принять под сенью своей Ангелов.
Старайся избегать общения с грешниками и сам не твори греховных дел — и тогда,
как праведного Лота, изведет и тебя за руку твой Ангел из погибельного
окружения мирской суеты. Будь кротким, смиренным, побеждай зло добром. И тогда,
как некогда Иакова, встретит и тебя на пути твоего шествия к Богу сонм Ангелов
(Быт. 32,1). Уясните себе, други мои, как важно нам зорко следить за своим
поведением, чтобы не удалять от себя наших верных помощников — Ангелов. По
мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число
отпавших ангелов. Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А для этого, подумайте,
дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как еще здесь, на земле,
мы должны заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению
в их светлое и святое собрание. В тот их собор, который мы с вами ныне так
торжественно празднуем! Но для этого мы должны приобрести и мысли, и чувства
ангельские. От нас требуется очистить место для любви, приготовить свое сердце
для принятия в себя любви сверхъестественной, той любви, которой от нас ждет
Бог. И это несложно! Живи по евангельским заповедям — и достигнешь
необходимого. А они не являются невыполнимыми. И в этом деле опять помогают нам
Ангелы, просвещая наш ум познанием Святого Евангелия. Сознавая важность нашего
тесного союза с Ангелами, поставим себе, други мои, цель, чтобы каждый прожитый
день не разъединял нас, а сближал с Ангелами, особенно с нашим Ангелом
Хранителем. Для этого очень полезно читать ежедневно не только молитвы к Ангелу
Хранителю, вошедшие в состав наших Утренних и вечерних молитв, но и специально
составленные в помощь нам «Размышления на каждый день об ангелах». Их всего 31,
по числу дней в месяце. Они кратки по содержанию. И они помогут нам любить
Бога, как должны любить верные чада Божии. Особенно, если почаще будем
произносить слова из размышления на 19-й день. «Вдохни в мое сердце, Ангел мой,
хоть несколько искр той любви, которою ты пламенеешь!»
В заключение к нашему очень краткому пояснению значения нынешнего
празднества в честь Архистратига Михаила и всего Собора Ангелов Божиих добавим
еще следующее. Мы знаем из Священного Писания, что в день Страшного суда
Господня, в день восьмой, когда придет Сын Человеческий в славе Своей и все
святые Ангелы с Ним, пошлет Господь Ангелов собрать по всему миру и сжечь
плевелы, а пшеницу — то есть избранных верных чад Своих — убрать в житницу Его.
О, если бы они тогда взяли в числе этих избранных и нас, ныне с честью
празднующих их Собор! Аминь.