27 октября в Совете Федерации прошли
Парламентские слушания на тему: «Основные направления совершенствования
семейного законодательства Российской Федерации на современном этапе», на
которых сенатор Елена Мизулина представила к обсуждению результаты работы
«Временной комиссии по реформированию Семейного кодекса», созданной в Совете
Федерации под её руководством в июне 2016 г. (в составе: В.Петренко,
Е.Афанасьева и др.).
Несмотря на широкое анонсирование
«судьбоносных изменений», общественность по-прежнему не имеет возможности
воочию увидеть и проанализировать конкретные юридические разработки «Временной
комиссии по реформированию Семейного кодекса». Вниманию участников слушаний
были предложены только презентация и устные комментарии сенатора Елены
Мизулиной, но в итоге они должны были «одобрить концептуальные положения
проекта федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс РФ».
Богатая антиювенальная риторика докладчика
не должна сбивать общественность с толку, и рассматривать столь судьбоносные
предложения «Временной комиссии» нужно по существу.
Как следует из раздаточных материалов
слушаний, одна из главных «изюминок» предстоящих изменений – «судебный порядок
отобрания ребёнка», то есть передача монопольного права отобрания ребенка от
опеки суду. В неменяющемся контексте семейного права это ведет к созданию
судов, специализирующихся именно на отобраниях детей, то есть судов ювенальных,
о необходимости которых недавно заявил председатель Верховного суда Лебедев.
И если общественности пока удавалось в
отдельных случаях добиться отмены решения опеки об отобрании ребёнка до её
выхода с иском в суд, то отменить готовое решение суда никаким общественным
протестом сделать уже невозможно, а апелляция судебного решения в большинстве
случаев крайне затруднительна.
Предложенный сенатором 24-часовой
регламент принятия таким судом решения по судьбе конкретного ребёнка лишь
закрепляет создание механизма скоростного ювенального конвейера.
«Только суд, и только с учетом мнения
ребенка, если это не противоречит интересам ребенка», - утверждает Елена Борисовна,
но норма о «непротиворечии интересам ребёнка» существует и сейчас, создавая
широкие возможности для ювенального манёвра, когда ребёнка отбирают у любящих,
но малоимущих родителей именно «в его интересах».
Предложенное Временной комиссией «предупреждение
родителей» как мера «мягкого воздействия» также не является новацией, поскольку
постоянно используется в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите
их прав.
А вот предложение Временной комиссии о
«наделении органов полиции, выявивших в ходе мероприятий ребёнка, оставшегося
без попечения родителей, полномочиями составлять акты об отобрании ребёнка и
передаче его органам опеки и попечительства для последующего устройства
ребёнка» – куда серьёзнее. Оно узаконивает и без того всё более распространяющуюся
практику силового изъятия ребёнка из семьи работниками опеки с привлечением
сотрудников полиции, а зачастую, и просто единолично самими полицейскими, и
ведёт в итоге к созданию самой настоящей ювенальной полиции.
В российском законодательстве уже в
течение 20 лет не раскрываются понятия «неисполнение обязанностей по содержанию
и воспитанию несовершеннолетних» и «жестокое обращение по отношению к ребёнку»
(ст. 156 УК РФ и ст. 5.35 КоАП РФ), и правоприменитель (органы опеки,
социальные службы, КДН, ПДН и даже прокуратура) трактует их всякий раз
по-своему, множа количество отобраний только из-за того, что семья бедна или
слаба.
Именно эти пробелы и должен в первую
очередь устранить законодатель, не перекладывая непосильное бремя защиты семьи
на плечи общественности. Но на деле мы видим предложения, напротив, вводящие в
нашу жизнь ювенальные суды и ювенальную полицию.
К сожалению, мы сейчас становимся
свидетелями очередной попытки манипулирования общественным мнением, когда
некоей «группе общественности» предложено одобрить законопроект, лишь
поверхностно пересказанный докладчиком, а под шум громких обещаний радения за
семью в отечественном правовом поле продавливаются крайне опасные, откровенно
ювенальные нормы без принятия реальных мер в её защиту.
Людмила Рябиченко, председатель движения
«Семья, любовь, Отечество», эксперт в сфере семейной политики