С началом осени
общественная жизнь в Белоруссии заиграла новыми красками. Как принято в
республике, «краски» отбирались строго под контролем местного руководства и на
этот раз коснулись некоторых послаблений в религиозной жизни белорусов.
Огорчение вызывает лишь факт, что при этом власти исходят не из принципа
свободы совести, а из желания снизить духовное влияние Москвы.
Как пишет
местная пресса, 1 сентября официальный Минск дал добро на приезд и работу в
республике нового нунция Ватикана Габора Пинтера, который на радостях успел
обозначить главную цель будущей миссии – поддержку католической общины,
популяризацию христианских идей и организацию визита Папы Римского Франциска в
Белоруссию.
Казалось, исключительное географическое положение страны «на стыке»
восточного и западного христианства должно только поощрять конфессиональное
разнообразие. Однако, если вспомнить многолетнюю неприязнь белорусского
президента Александра Лукашенко к местным католикам, становится ясно, что
разговоры о визите главы Римско-католической церкви все больше сопряжены с
соображениями политического характера. Ведь без реальной нормализации отношений
с католическими священниками белорусскому руководству все труднее продвигаться
навстречу сотрудничеству с Евросоюзом.
Удивительно, как наряду с этими
свободами неотъемлемой частью эфиров гостелевидения стали дискуссии о
необходимости автокефалии Белорусской Православной Церкви (БПЦ), которая
подчинена Московскому патриархату.
Искусственная тенденциозность этого вопроса
отражает заигрывания на националистическом поле, которые так полюбил в
последние годы самый народный президент. Для Лукашенко важно сохранять контроль
над процессами внутри белорусского общества, поэтому желание сформировать
очередной заслон в противовес влиянию Москвы не может обойти стороной
религиозный аспект. Более того, стараниями официального Минска вопрос о
независимости белорусских православных от РПЦ вышел на международный уровень:
осенью 2010 года Лукашенко поднимал эту тему в ходе личной встречи с
Константинопольским патриархом Варфоломеем в Турции. Тогда договориться о сколько-нибудь
значимой поддержке со стороны Вселенского патриархата не удалось благодаря
позиции предстоятеля РПЦ патриарха Кирилла, который недвусмысленно указал на
нежелательность визитов посланников Константинополя или Ватикана в республику и
роста влияния альтернативных церквей в Белоруссии. За демонстрацией Лукашенко своей
лояльности Западу просматривается очевидная политическая взаимосвязь этого
процесса с давними разговорами о самоуправляемой Белорусской Православной
Церкви.
Такое мнение в беседе с корреспондентом «Колокола России» высказывает
заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ имени М.В.
Ломоносова Богдан Безпалько. «Ориентация белорусской элиты на Запад происходит
медленно, но верно. В отличие от Украины, она не сопровождается показательными
акциями или эксцессами в общественной жизни. Благодаря Лукашенко процесс
«белорусизации» не вызывает болезненную реакцию населения и вообще не так
заметен. В этом смысле белорусский лидер выгоден Западу, поскольку его политика
позволяет избежать ошибок «мгновенного майдана» и отвечает стратегической цели
– цивилизационно-мировоззренческому и экономико-политическому отрыву Белоруссии
от России. В этом ключе идея изменить подчиненность Белорусской Православной
Церкви отчасти напоминает раннюю украинскую практику. Там в начале 1990-х годов
также высказывались об экзархате, после чего экзарх – блаженнейший, как тогда
говорили, митрополит Филарет – превратился в самозваного главу «Киевского
патриархата».
Возможно, что в Белоруссии будет иметь место нечто подобное, но в
более мягкой форме. Например, может быть осуществлена попытка провозгласить
автокефалию БПЦ на законных основаниях, чтобы она по всем православным
традициям стала канонической церковью, а не очередной самопровозглашенной
раскольнической группировкой». При этом в ближайшее время говорить об автокефализации
БЦП рано, но курс на это просматривается и потенциальные сторонники нового
религиозного раскола также имеются, говорит политолог в интервью «Колоколу
России». «История с автокефалией для БПЦ традиционна для Лукашенко: шантажом он
стремится получать максимальные экономические бонусы и при этом двигаться на
Запад. Местные иерархи очень сильно ориентируются на позицию президента
Белоруссии, на его курс по «белорусизации», формирование антирусской
национальной идентичности. В этой логике не зависимая от Московского
патриархата Белорусская Православная Церковь рассматривается как инструмент
оправдания существования элит белорусского государства и законности тех
бонусов, которые они от этого государства получают, – утверждает Безпалько. – В
дополнение стоит сказать, что возможный визит Папы Римского усилит позиции
католиков в белорусском обществе, которые, по разным оценкам, составляют от 8
до 16% населения республики, а в Гродно и других западных областях – более
значительный процент.
В преддверии выборов власть, вероятно, хотела бы видеть
их своими сторонниками».
***
Добиваясь расположения Запада, Лукашенко давно
понял, насколько выгодно извлекать политико-дипломатические дивиденды от
положения главы «срединного» государства, старающегося быть равноудаленным как
от Востока, так и от Запада, и потому удобного места для разного рода
судьбоносных встреч. Зимой 2012 года, задолго до ночных переговоров в Минске
«нормандского формата», Лукашенко хотел организовать в Белоруссии встречу Папы
Франциска и Патриарха Кирилла. Однако инициативе не суждено было осуществиться
из-за негативной реакции предстоятеля РПЦ, как главы господствующей в
республике церкви, не согласившегося сделать Минск местом исторической встречи.
Однако Батька быстро нашел, чем ответить и не оказаться надолго скованным
позицией главы РПЦ. Недавно с подачи властей белорусское общество с удивлением
узнало о «вредительской» роли военно-патриотических лагерей для местной
молодежи, в которых воевавшие за Новороссию инструкторы из России при поддержке
священнослужителей РПЦ распространяют якобы ультраправые идеи о величии
Русского мира, «подрывая» основы белорусской государственности сильнее, чем
прозападные маргиналы-националисты. Как следствие, утверждает президентская
администрация, структуры Белорусского экзархата Московского патриархата
нуждаются в большей самостоятельности, чтобы взять «духовный процесс» в стране
под свою опеку. Очевидно, придать ему правильное направление, с точки зрения
Лукашенко, способно сближение с Римско-католической церковью, а также
перехваченное у активистов местного «Народного фронта» требование
популяризировать деятельность неканонической Белорусской автокефальной
православной церкви (БАПЦ), имеющей многочисленные приходы на Западе и только
один – в самой Белоруссии.
***
Вместе с тем, по мнению Богдана Безпалько, в
сложившихся условиях третьи силы вроде Константинопольского патриархата вряд ли
прибегнут к возможности даровать БПЦ автокефалию.
«Константинопольский патриарх
Варфоломей выступит стервятником: он не будет делать никаких резких движений по
признанию автокефалии, пока не убедится, что это останется безнаказанным – на
данный момент таких предпосылок не создано, – делится с «Колоколом России»
Безпалько. – В случае сильного ослабления духовно-политического влияния России
в Белоруссии можно говорить о приезде Варфоломея и его конкретных попытках
вмешаться в ситуацию, но исключительно после приглашения белорусской стороны».
Эксперт полагает, что в настоящее время процесс вокруг статуса БПЦ пока еще
является обратимым, и обратимость зависит как от белорусского руководства и
граждан, которые должны сделать какой выбор в пользу общего русского
пространства, так и от дальнейших шагов самой России. «Российское руководство,
на мой взгляд, должно увязывать экономическое сотрудничество с Белоруссией не
только с политическими или оборонными вопросами, но и с гуманитарной
спецификой. Парадоксально, но вместе с простыми белорусами мы финансируем и
болтунов при должностях и в званиях, которые постоянно твердят об опасности
России. В пику им на примере Украины Россия может апеллировать к тому, что
искусственный переход в статус ассоциированного с Европой государства не
приносит даже материальных выгод. При необходимом уровне работы и должном
финансировании Россия сможет сохранить независимую Белоруссию в качестве
элемента подлинно русского пространства», – заключает Богдан Безпалько. ***
Затеянная Лукашенко околорелигиозная игра явно не стоит мессы. Понятно, что
устремления властей вынужденно поддерживаются местными церковными иерархами,
ставшие заложниками политических разногласий белорусского президента с Москвой.
В начале 2014 года, вскоре после не согласованного с властями назначения
бывшего рязанского митрополита Павла предстоятелем БПЦ, духовенство Минской
епархии выразило свое одобрение идее о праве на автокефалию.
Эти соображения
подкрепляются тем, что, во-первых, перед Белоруссией – пример соседней Украины,
где самосвяты из апостольской православной церкви и патронируемые хунтой
раскольники так называемого Киевского патриархата получают все большее влияние,
чем поддерживаемое РПЦ МП традиционное православие. Во-вторых, разговоры об
автокефалии связаны с желанием белорусских епископов получить большую
финансовую самостоятельность от Москвы, куда сегодня уходит львиная доля
церковных доходов. Для Батьки откровенно агрессивные попытки «продавить»
спорный независимый статус местного православия несут в себе большое количество
неоправданных рисков, связанных с противостоянием России. Во-первых, это
действия лишают его инструментов контролировать настроения в церкви, через
которую, в свою очередь, в общество транслируется определенная модель
поведения, удобная властям для поддержания повсеместной лояльности. Появление
разного рода раскольнических и многочисленных околоцерковных структур в пику
РПЦ вносит брожение в умонастроения белорусского социума, часть которого
по-прежнему желала бы ослабления правящей в Белоруссии власти.
Во-вторых, роль
руководства БПЦ на процесс принятия решений в настоящее время минимальна, и
подогреваемые сверху дискуссии о ее церковно-каноническом статусе лишь
выдавливают из умов белорусов истинное православие, представления о гармоничном
мироустройстве, укрепляют влияние подлинных противников белорусской
государственности, мечтающих спекуляциями на тему веры выдавить Беларусь за
пределы Русского мира.
Александр Андреев
Источник: http://kolokolrussia.ru/