Премьер-минстр России Дмитрий
Медведев надеется, что новый минстр образования Ольга Васильева сумеет развить
тенденцию на позитивные изменения в российском образовании. Об этом премьер
рассказал в интервью программе «Вести в субботу» с Сергеем Брилевым, вышедшей в
эфир 10 сентября на телеканале «Россия-1».
«Я рассчитываю, что новый
министр, Ольга Юрьевна Васильева, продолжит те позитивные вещи, которые
создавались в последнее время.
Какие-то позиции и улучшит, изменит, более
плотно будет работать с педагогическим сообществом и в школах, и в
университетах, внедрять новые методики. Много сейчас говорится о необходимости
улучшения воспитательной функции в школе. Всего этого я жду от нового
министра», – сказал Медведев.
О позитивных изменениях в
российском образовании, по мнению главы правительства, свидетельствуют, в том
числе, международные рейтинги российских высших учебных заведений: «У нас вузы
стали выходить на новые рубежи и в рейтингах занимать хорошие места», – заявил
Медведев. Позитивных изменений в образовании от нового министра Васильевой,
пришедшей на смену непопулярных у россиян Дмитрия Ливанова и его
предшественника Андрея Фурсенко, ждут и представители российского
педагогического сообщества и родительские общественные организации, и сами
ученики. Однако позитив позитиву рознь. Так, согласно Всероссийскому опросу
общественного мнения АКСИО-6, посвященному проблемам образования в РФ и
проведенному активистами организации защиты семьи «Родительское Всероссийское
Сопротивление» (РВС) летом 2015 года, ожидания россиян совпадают с оценками и
пожеланиями премьера лишь в самой малой их части, например, с необходимостью
вернуть школе воспитательную функцию учащихся. В целом же, согласно результатам
опроса, в котором приняло участие почти 25 тысяч человек, граждане России
(более 50% опрошенных) системой современного российского образования недовольны
и считают, что она не в состоянии решить те задачи, которые стоят перед страной
и обществом. При этом, согласно тому же опросу, такое мнение разделяют более
половины (51 %) работников самой системы образования.
Отметим, россияне в корне не
согласны с заявленной еще Фурсенко целью образовательного процесса – «взрастить
квалифицированного потребителя, а не пытаться, как это делалось в СССР,
готовить человека-творца». 81,5% жителей страны считают, что цель образования –
воспитание именно человека-творца. Особенно остро на эти коренные расхождения
между целевой «прозападно-ориентированной» направленностью современного
образования в РФ и мнением жителей России отреагировали в Крыму, где после
многолетней «украинизации» образования ожидали возвращения советско-русской
образовательной традиции, а получили программы, противоречащие детской психике
восприятия учебного материала. Так учебно-методические комплексы для начальной
школы «Школа России» и «Гармония», по которым было предложено обучаться
крымским школьникам после перехода полуострова под юрисдикцию РФ, вызвали у
родителей и педагогов шок. Педагоги отметили, что эти программы учат
первоклашек не счету и вычислениям, а закономерностям числовых отношений, не
смыслам правописания, а формальным правилам. Есть в этих программах и вовсе
необъяснимые «образовательные новшества». Зачем, например, первоклашек учить
писать вместо слов их транскрипцию? Ведь это может привести только к путаннице
в детских головах, тем более что, например, у севастопольских школьников и без
того было немало противоречий в правописании, когда их учили грамматике
украинского и русского языка одновременно. То же самое происходит и с
арифметикой. Зачем и кому в начальной школе понадобилось обучать первоклашек
алгебраическим методам? В 7 - 10 лет детям присуще наглядно-образное мышление,
говорят специалисты, а маленьким ученикам предлагают оперировать абстрактными
понятиями, задачи решать не по соображению (интуитивно), а на основе принципов
матанализа! Педагоги Крыма вынесли свой вердикт – программы «Школа России» и
«Гармония» делают образовательный процесс путанным, скучным, у детей падает
интерес и мотивация к обучению, существенно падает качество и объем усвоения
детьми школьного материала.
Добавим, что итогом
возмущения крымских педагогов и родителей стал выпуск творческим коллективом
РВС первого в современной редакции тиража советского учебника по арифметике для
1-го класса авторов А. Пчёлко и Г. Поляк, предназначенного для обучения
школьников по классической отечественной методике. Инициаторы переиздания
знаменитого учебника отмечают, что «Арифметика» Пчёлко – это только первый шаг
на пути создания качественного учебно-методического комплекса на базе
классической отечественной методики, зарекомендовавшей себя лучшей в мире.
Коллектив родительской организации не только планирует выпустить учебники по
другим предметам – в первую очередь «Букварь» с «Русским языком», но и добиться
внесения всей линейки в федеральный перечень учебников, содержание которых
соответствует федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования.
Ольга Аветисян, РВС