«Я верю в Бога и Судьбу», — не раз
приходилось слушать такие слова как от людей совершенно невоцерковленных, так и
более-менее постоянных «захожан». На самом деле, «Бог» и «судьба» — это понятия
несовместимые и в духовной жизни может быть либо одно, либо другое. Либо мы
верующие православные христиане и верим в Творца, руководящего нашей жизнью и желающего
нам лишь блага, либо мы язычники, верящие в слепую судьбу. Но это в идеале.
На самом деле, в наше время много людей,
которые искренне считают себя православными, сочетая христианствос верой
в судьбу, приметы и прочее. Так почему же православные не верят в судьбу и
говорят о ее несовместимости с верой в Бога?
Застрявшие
вантичности
Вера в судьбу была частью греко-римской
языческой религии. Греки называли своих богинь судьбы — Мойрами, а римляне –
Парками или Фатами. Они знали судьбу каждого человека и пряли нить его жизни, а
в нужный момент обрывали ее. Также любимыми занятиями греков и римлян были
гадания, разнообразие которых просто поражает: гадания на внутренностях
животных, по полету птиц и много других проявлений языческой фантазии.
Казалось бы, времена античности давно
прошли, но, к сожалению, два тысячелетия христианской культуры не смогли до
конца истребить веру в судьбу. Из античного мира гадания перекочевали в средние
века, когда астрологи занимались гаданиями, определением судьбы по звездам и
т.д. Воспетая художниками и поэтами эпоха Возрождения для православного
человека ставит вопрос — а, собственно говоря, возрождение чего? И, если
внимательно присмотреться, то это было возрождением язычества. Такой великий
представитель эпохи Возрождения, как, например, философ Гемист Плифон, был
откровенным язычником. И он был не одинок в своих исканиях.
Верующие в гороскоп
Проживший много лет в Италии эпохи
Возрождения православный святой Максим Грек писал о вере в судьбу и всякого
рода гаданьях как о биче своего времени.К сожалению, все это перешло и в
нашу культуру. Откроем словарь Даля и посмотрим, сколько в нем выражений о
судьбе: «кому что на роду написано», «знать, уж так суждено», «чему быть, того
не миновать», «кому сгореть, тот не утонет»… Эти и многие другие выражения
свидетельствуют о вере русского народа в судьбу.
И в наши дни эта вера не изжита до сих
пор. Практически любое уважающее себя издание или радиостанция снабжает свои
выпуски гороскопом састрологическим прогнозом. Современному человеку,
живущему в сумасшедшем ритме мегаполиса, проще верить, что все в его жизни уже
решено и лишь надеяться, что решено в пользу богатства и славы. Для него это
гораздо проще, чем долго и упорно работать над собой и заниматься
самосовершенствованием.
Клевета на Бога
Православная Церковь подчеркивает, что
вера в судьбу лишает человека самого главного — возможности выбора. Преподобный
Максим Грек, бывший свидетелем разгула всякого рода суеверий, в своей «Беседе
души и ума об астрологии» призывал не винить в своей греховности внешние
обстоятельства: «пусть ни ворующий не говорит, что в его воровстве виновата
планета Меркурий, как будто она влечет его, и против его желания, на татьбу; ни
развратник пусть не считает виновницею его разврата планету Венеру; ни убийца
да не выставляет планету Сатурна или Марса виновниками совершаемого им
убийства».
Вера в судьбу опасна еще и тем, что
является клеветой на Бога. Ведь если Он все предопределил, если по Его воле я
стал убийцей, то значит Господьне благ. Вера в судьбу, по словам
преподобного Максима, «представляет Бога виновником для людей всякого зла, и
несогласным Самому Себе, и несправедливым, тогда как Он один по существу
всеблаг и всеправеден; но и являет Его Самого виновником пагубы бесчисленного
множества людей».
Пересчитанные волоса
Православная Церковь противопоставляет
вере в судьбу — веру в Бога, дающего свободу своему созданию. «У вас же и
волосы на голове все сочтены» (Мф. 10,30), – напоминает нам евангелист
Матфей. Да, Господь знает наше прошлое, настоящее и будущее в мельчайших
подробностях, но, как любящий Отец, оставляет за нами свободу выбора. Вера в
Бога дает человеку надежду, вера в судьбу — лишает ее.
Хочу закончить цитатой из преподобного
Максима, в которой он напоминает нам о нашем высоком призвании: «Мы же, как
дети вышнего Царя, поставленные Им владыками и получившие от Него власть
наступать на змей и скорпионов, — не будем бояться ни влияния звезд, ни круга
счастья, но с радостью и свободно будем проходить поприще настоящей жизни,
воспевая всегда Христу Царю победную песнь».Вот так и будем делать.
священник Александр ЕРМОЛИН
Источник:
http://protoinfo.ru