Каждый гражданин РФ получит свой уникальный
неизменяемый номер – это предусматривает проект концепции создания и ведения
единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении
страны.
В январе этого года президент Владимир Путин своим указом поручил правительству
в целях совершенствования порядка исчисления и уплаты страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды внести в Госдуму законы, предусматривающие
формирование и ведению единого федерального информационного ресурса,
содержащего сведения о населении РФ.
Во вторник проект концепции обсуждался на заседании правительственной комиссии
по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и
условий ведения предпринимательской деятельности. По итогам заседания глава
Минкомсвязи Николай Никифоров сообщил, что премьер-министр Дмитрий Медведев
поручил в сентябре-октябре завершить разработку концепции, а в ноябре –
подготовить федеральный закон. "Сегодня мы в целом одобрили подходы, и
планируем детализировать их на уровне конкретных нормативных актов, в том числе
на уровне федерального закона”, – сообщил он.
Содержание реестра
Проект концепции, с текстом которой ознакомился "Интерфакс”, подготовил Минфин.
Предполагается, что реестр будет содержать базовые сведения о населении России,
через него будет вестись персонифицированный учет отдельных сведений о
гражданах, формироваться актуальные данные, которые используют органы власти
для обеспечения прав граждан и выполнения своих функций и оказания услуг.
Минфин ссылается на успешный зарубежный опыт функционирования единых реестров:
в некоторых странах благодаря наличию такой системы даже отпала необходимость в
проведении переписи населения.
В реестре будут содержаться сведения о гражданах РФ, иностранных гражданах и
лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также о
российских гражданах, постоянно проживающих за рубежом.
В реестр будут включены персональные данные граждан (настоящая и предыдущая
фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, место жительства, место
пребывания, гражданство, об умерших – дата и место смерти, место захоронения).
Помимо этого в него будут вноситься дополнительные персональные данные, в
частности, сведения об образовании и обучении, отношение к воинской
обязанности, дееспособность, сведения о судимости, для иммигрантов – страна
прибытия, а также персональные данные родственников (фамилия, имя, отчество
родителей, супругов, детей, дата и место их рождения). Также в реестре будет
содержаться информация о документах граждан (номера свидетельства о рождении,
виды, номера и другие сведения о документах, удостоверяющих личность,
удостоверяющих право на определенные виды деятельности), данные о постановке
гражданина на учет в налоговых органах, на учет по месту жительства, сведения о
регистрации в системе обязательного пенсионного, медицинского, социального
страхования; сведения о постановке на учет в органах занятости и на учет в
качестве нуждающегося в соцзащите.
Не будет вноситься в реестр информация о расовом или этническом происхождении,
политических, религиозных убеждениях, принадлежности к профсоюзным объединениям
и обществам, состоянии здоровья.
Сведения о каждом физлице будут формировать запись, которой будет присваиваться
уникальный неизменяемый номер. Это 12-разрядный код, в котором учитывается год,
месяц и день формирования записи, ее порядковый номер в реестре и контрольное
число.
Записи реестра не могут уничтожаться или изыматься, при их изменении ранее
внесенные записи также сохраняются.
В реестр могут вноситься только сведения, которые уже содержатся в других
государственных и муниципальных информсистемах. Внесение сведений, которые
раньше не были учтены, "напрямую” в единый реестр не должно предусматриваться,
полагают разработчики концепции.
Основу реестра будут составлять сведения Единого государственного реестра
записей актов гражданского состояния и сведения, содержащиеся в информационных
системах министерства внутренних дел РФ, в части иностранных граждан и лиц без
гражданства. Остальные сведения будут поступать в реестр из других
специализированных информсистем.
Доступ и формирование реестра
К информации в реестре будут иметь доступ все совершеннолетние граждане в той
части сведений, которая касается непосредственно их самих и их
несовершеннолетних детей. Органы власти будут иметь доступ к информации,
необходимой им для выполнения государственных и муниципальных функций.
Граждане будут иметь доступ к сведениям реестра через Единый портал
государственных и муниципальных услуг. Органы власти смогут получать
персонифицированные сведения из него только через регламентный обмен
информацией или по запросу. Доступ органов власти к реестру через
информационную систему его ведения будет предоставляться только к обезличенным
сведениям после процедуры регистрации, идентификации и аутентификации.
Минфин будет руководить формированием и ведением ресурса с точки зрения
методологии и координировать действия других органов власти по формированию и
ведению реестра. Федеральная налоговая служба будет создавать и развивать
информационную систему ведения реестра, в том числе
информационно-технологическую инфраструктуру, а также будет оператором
информационной системы ведения реестра.
Минкомсвязи будет проводить экспертную оценку документов по информатизации,
формируемых при создании системы ведения реестра и обеспечивать подключение
системы к инфраструктуре.
Этапы создания
Концепцию создания реестра предлагается реализовать в три этапа. На первом
этапе, в 2016-2018 годах, планируется разработка законодательных и нормативных
правовых актов, регламентирующих формирование и ведение реестра, а также
проектирование информационной системы ведения реестра. На втором этапе, в
2019-2020 годах, будет создана информационная система ведения реестра,
проведено первоначальное наполнение ресурса и организовано взаимодействия этой
системы с системой ведения реестра записей актов гражданского состояния и
другими специализированными государственными информсистемами.
На третьем этапе, в 2021-2024 годах, предусматривается дальнейшее развитие
системы ведения реестра.
С точки зрения технического обеспечения на первом этапе будет создана
отказоустойчивая информационно-технологическая инфраструктура, на втором этапе
– катастрофоустойчивая информационно-технологическая инфраструктура, в это же
время система ведения реестра будет подключена к инфраструктуре, которая
обеспечивает ее взаимодействие с другими информсистемами.
Источник:http://www.interfax.ru/