Статья
В.П. Филимонова в связи с поручением президента правительству России до 1
января 2017 года разработать и внести в Госдуму закон о преимущественном
использовании госорганами единой инфраструктуры электронного правительства.
21 июля 2016 года Президент РФ Владимир Путин дал
поручение правительству обеспечить разработку и внесение в Госдуму федерального
закона о преимущественном использовании госорганами единой инфраструктуры
электронного правительства. Об этом сообщил официальный сайт Президента.
«Для повышения безопасности и устойчивости работы
информационных систем органов государственной власти обеспечьте разработку и
внесение в Государственную думу... федерального закона о преимущественном
использовании государственными органами единой инфраструктуры электронного
правительства», - говорится в поручении премьеру Дмитрию Медведеву.
Закон должен предусматривать утверждение состава и
требований к элементам единой инфраструктуры, в том числе инженерной части,
включающей сети связи, центры обработки данных и систему информационной
безопасности, и информационных систем, а также поэтапный переход к
использованию единой инфраструктуры электронного правительства.
Правительство также должно подготовить в проекте правовые
и экономические механизмы поэтапного перехода на финансирование создания,
развития и эксплуатации единой инфраструктуры с привлечением внебюджетных
средств.
Срок исполнения поручения - 1 января 2017 года.
Еще в 2003 году Министерство экономического развития и
торговли представило отчет под названием «Разработка типовых требований к
процессам информатизации органов государственной власти, включая разработку
единой методологии построения "электронного правительства"».
Электронное правительство, построенное по единым
международным стандартам на единой информационной и программной платформе,
создается в каждой стране мира согласно «Плану действий...», принятому в 2003
году на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам глобального
информационного общества в Женеве.
Сам термин «электронное правительство» появился как
«калька» с английского Electronic Government или e-government. В переводе с
английского слово «government» означает, в том числе правление или управление
как действие или процесс. Именно в этом значении употребляется слово «government»
в словосочетании «electronic government». Таким образом, понятие e-government
относится к формам и методам деятельности правительства, а не к правительству
как субъекту этой деятельности. Electronic government означает буквально
«электронное правление» или «электронное государственное управление».
Оно включает в себя разработку, распространение и
поощрение политики, законов и регламентирующих документов, необходимых для
поддержки функционирования цифрового общества и цифровой экономики, а также для
обеспечения эффективности и легитимности деятельности электронного
правительства. В стратегическом плане электронное правительство должно
охватывать все основные сферы жизни общества: социальную, технологическую,
экономическую, политическую, экологическую.
Электронное правительство может рассматриваться с четырех
различных перспектив: электронная демократия (e-democracy), электронные услуги
(e-service), электронное управление (e-management) и электронная коммерция
(e-commerce).
Необходимым условием существования электронного
правительства является наличие электронного населения. Таким образом идеологи
построения электронного правительства скромно умалчивают о том, что для
реализации их планов, прежде всего, необходима трансформация традиционного
общества в цифровое! В нем каждый человек становится подконтрольным элементом
кибернетической системы, а точнее, ее жестко управляемым придатком или узлом,
который должен быть «однозначно обозначен (идентифицирован)» своим уникальным в
мире цифровым кодом.
В то же время, отвечая на обращение Святейшего Патриарха
Кирилла, Государственно-правовое управление Президента РФ в письме от 22 января
2014 года №А6-403 указывает: «Разделяя Вашу озабоченность по вопросу нежелания
некоторой части российских граждан получать другой вид паспорта - документ
нового поколения, содержащий электронные носители информации, полагаю возможным
отметить, что любые формы принуждения людей к использованию электронных
идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета
персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы...
Представляется, что при решении данного вопроса необходим взвешенный,
дифференцированный подход. При этом граждане Российской Федерации должны иметь
право выбора получать документы, удостоверяющие личность, в виде пластиковых
электронных карточек или на бумажных носителях, с использованием электронных
носителей информации или без таковых».
А в Документе «Позиция Церкви в связи с развитием
технологий учета и обработки персональных данных», принятом Архиерейским
Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года, четко заявлено:
«Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию
электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и
учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию
права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо
обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо,
правовыми гарантиями».
Остается напомнить, что в пункте 6 статьи 4 Федерального
закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг» говорится, что граждане
должны иметь «возможность получения государственных и муниципальных услуг в
электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя»,
то есть в формах традиционных.
Валерий Павлович Филимонов,русский писатель,
эксперт в области кибернетики и систем управления