Узница
концлагеря Терезиенштадт Эла Вайсбергер — об опере в бараке и жажде жизни
"Известия".
9 мая Михайловский театр приглашает на программу «Победа: с болью и гордостью».
Прозвучат песни военных лет и детская опера «Брундибар». Сочинение приобрело
мировую известность после того, как в 1943 году было исполнено малолетними
узниками концентрационного лагеря Терезиенштадт (чешская крепость Терезин).
«Известия» публикуют беседу с Элой Вайсбергер, одной из участниц этого
легендарного спектакля.
— Когда для
вас началась война?
— Мне было
восемь лет. Моя семья жила в Брно, я ходила во второй класс школы. Однажды всех
школьников повели на парад приветствовать Гитлера. Я до сих пор слышу звук его
голоса, помню свой страх... Это был день, когда нацисты оккупировали Чехию — 15
марта 1939 года.
Еврейские
дети были сразу же исключены из школ, нам запрещалось ходить по центральным
улицам. В трамваях мы могли стоять только на задней площадке вагона. Фамилия
моего дяди начиналась на букву А, и в концлагерь Терезиенштадт нас отправили
одним из первых поездов. Мы могли взять с собой только 50 кг багажа, и было
непонятно, что брать в первую очередь. Мама надела на нас с сестрой множество
одежды, и я едва могла идти.
— Известно,
что партитура детской оперы «Брундибар» была спрятана в одном из чемоданов.
— Да,
«Брундибара» тайно пронесли в лагерь. Наш педагог Руди Фрёденфельд сохранил
клавир композитора Ганса Красы. Сам Краса был уже в Терезине, как и почти все
дети из Праги, которые пели эту оперу. Автор либретто Адольф Хоффмайстер сумел
уехать в Англию. Руди знал, что в лагере есть кому исполнять «Брундибар», и
устроил конкурс. Сегодня это называли бы кастингом. Я не знала нот, но умела
петь, и мне дали партию Кошки.
— Вы помните
день премьеры?
— Премьера
состоялась в Магдебургских бараках. В небольшом помещении было человек сто, в
том числе и нацисты, нас охранявшие. Постановщиком был Франтишек Зеленка,
который до войны работал главным художником в Национальном театре Праги. Он
остался с нами на все 55 спектаклей. Франтишек сохранил маленький тюбик крема
для обуви, и мои усы нарисовал этим кремом. На сцене мы не обязаны были
надевать желтые звезды Давида, и это были несколько минут свободы. Мы выходили
на сцену каждую неделю в течение года и всегда ждали день спектакля.
— Для детей
злой шарманщик Брундибар был олицетворением нацизма, а победа над ним —
надеждой на собственное освобождение. Как нацисты разрешили такой спектакль?
— Опера
исполнялась по-чешски, нацисты наш язык не понимали и думали, что мы играем
просто детскую сказку. К тому же они готовили съемки документального фильма,
чтобы потом показывать его по всему миру и опровергать слухи об уничтожении
детей.
Съемки
проходили в бараке, который использовался как лагерная больница. Первым делом
нацисты убрали кровати и отправили больных детей в Освенцим. Это был последний
спектакль. Вскоре после него началась транспортировка узников в другие концлагеря.
Из 140 тыс. людей, прошедших через Терезин за годы войны, в живых осталось
менее 20 тыс.
—
Исполнителям оперы «Брундибар» удалось выжить?
— Совсем
немногим. Почти все после съемок фильма были отправлены в Освенцим. Сегодня нас
еще меньше. Мы, бывшие узники, мечтаем, чтобы «Брундибар» не умирал. Сегодня
эта опера напоминает о том страшном времени...
Никогда не
забуду майское утро, когда русские солдаты на мотоциклах ворвались в
Терезиенштадт. Не забуду их лица и возгласы: «Здравствуйте! Вы свободны!».
После солдат прибыли русские врачи лечить нас — в лагере была эпидемия
дизентерии и брюшного тифа. Мы всегда помним, кто сохранил нам жизнь и подарил
свободу, и, пока живы, будем об этом рассказывать.
Справка
Премьера
оперы «Брундибар» чешского композитора Ганса Красы на либретто Адольфа
Хоффмайстера состоялась в Праге в 1938 году. Современные постановки оперы
охватывают Европу, Северную Америку, Австралию и всегда посвящаются памяти
детей, погибших в концлагерях. На русском языке «Брундибар» был впервые
представлен весной 2015 года, в год 70-летия Победы в Великой Отечественной
войне.
Источник:
http://nashaplaneta.su/