Начинается
Страстная седмица: воспоминание о последних днях земной жизни Христа, усиленный
пост и отказ от мирских развлечений —финальная неделя Великого поста и
предвестник Пасхи. Страстной ее назвали потому, что внимание в это время
сосредоточено на Страстях (страданиях) Христа, а все дни носят название Великих
—чтобы подчеркнуть важность происшедшего.
Святитель
Иоанн Златоуст в IV веке писал: в дни Страстной седмицы прекращали всякие суды
и споры, освобождали от цепей узников, заключенных за мелкие нарушения, и всю
неделю проявляли исключительное милосердие. Так христиане первых веков
подражали Господу, который претерпел страдания из любви к человечеству.
Страстная
седмица начинается Великим Понедельником.В этот день Церковь вспоминает
ветхозаветного патриарха Иосифа, проданного братьями за двадцать сребреников.
История Иосифа выступает как прообраз будущего предательства Христа Иудой.
Также в Великий Понедельник вспоминают о бесплодной смоковнице.Спаситель,
видя листья на ней, но не найдя плодов, проклял ее, и она тотчас засохла до корня,
сообщает евангелист Марк.
Образ бесплодной смоковницы в Церкви символизирует
пустую душу, которая не приносит духовных плодов в виде покаяния, молитвы и
милосердных дел.
Великий
Вторник —день, когда Христос училв Иерусалимском храме, а
первосвященники задумали его убийство. Церковь делает акцент на пророчестве
Христао Страшном Суде и притче о десяти девах. Десять дев вышли встречать
жениха, было среди них пять мудрых и пять неразумных, приводит притчу Христову
евангелист Матфей. У неразумных закончилось масло в лампадах, и пока искали
его, не попали на брачный пир. Этой притчей верующим напоминают о необходимости
беспрестанной молитвы.
Великая
Среда —в этот день Иуда предал Спасителя за 30 серебренников, пообещав
показать его воинам. В Церкви вспоминают также эпизод с грешницей, возлившей
миро на Христа и таким образом подготовившей его к погребению. Миро
—ароматное масло, которое используют в Церкви. Иоанн Златоуст так толкует
действия грешницы и Иуды: «Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся.
Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его».
Великий
Четверг —день Тайной Вечери, установления Таинства Причащения (или
Евхаристии, от греческого слова, означающего «благодарность») и предательства
Иуды. Таинство Причастия, в ходе которого верующие вкушают освященные хлеб и
вино («Тело и Кровь Христову»), в Церкви понимают, как приобщение души к высшей
природе.
Великая
Пятница —осуждение на смерть, крестные страдания и смерть Спасителя. День
великой скорби.
Великая
Суббота —Церковь вспоминает пребывание Христа телом во гробе, сошествие
Его в ад и возвещение победы над смертью. После Великой Субботы начинается
Пасха, праздник Воскресения Христова.
В эти дни правильным
будет отказаться от всякого рода увеселений: от посещения клубов, кино, театров,
празднования дней рождения, от просмотра телевизора, сидения в социальных сетях…
Советуют также ограничивать себя в общении с людьми, чтобы не проводить время в
праздном пустословии, а сосредоточиться на духовных вопросах.
Что совершается в
храме на Страстной седмице
В Великий Понедельник начинается чин мироварения —
миро начинают варить и доводят до кипения. Патриарх совершает молитвы на начало
чина. Миро варят в течение трех дней —до утра Великой Среды. Освещение
миро проводят в Великий Четверг.
Первые три
дня Страстной седмицы проводят литургию Преждеосвященных Даров —это особый
вид богослужения, на которой предлагаются для причащения Святые Дары,
освященные прежде (на последней полной литургии). Три утрени подряд Церковь
будет прославлять Христа – Жениха Церкви тихим и кротким тропарем, который в
течение года слышен только на полунощницах:
Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же
паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да
не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: /
Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас…
На вечерней службе Великой
Среды происходит Таинство исповеди. В это же день прекращаются великие (земные)
поклоны, творимые при молитве Святого Ефрема Сирина.
Великим Четвергом совершается
причастие, а в кафедральных соборах (тех, где служит епископ) можно наблюдать
чин омовения ног. Епископ омывает ноги священникам, как Христос омыл ноги
учеников на Тайной Вечере.
В Великую Пятницу обычно не
бывает литургии. На вечерне выносят плащаницу, как напоминание о крестных
страданиях Христа. В Великую Субботу после литургии освящают праздничную
трапезу, куличи и пасхальные яйца.