Вчера, 11 апреля 2016 года в 7 часов утра после принятия Святых Христовых Таин на
78-м году жизни в Москве преставился ко Господу наместник Заиконоспасского ставропигиального мужского
монастыряархимандрит Петр (Афанасьев).
В этот же день председатель Синодального отдела по монастырям и
монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил литию по
новопреставленному архимандриту Петру в приделе прп. Никона, игумена
Радонежского, Троицкого собораТроице-Сергиевой лавры, информирует Патриархия.ru
Прощание
будет проходить в Заиконоспасском монастыре (Москва, ул. Никольская, 7-9, м.
"Театральная") 11 и 12 апреля с 8.00 до 21.00.
Отпевание состоится 13 апреля в Заиконоспасском монастыре, начало литургии в
8:00 отпевание в 9:30.
Похоронен архимандрит Петр будет в Свято-Троицком Александро-Невском
ставропигиальном женском монастыре в селе Акатово Клинского района Московской
области.
****************
Архимандрит Петр родился 20 ноября 1938 года в с. Реп-Плата Курской
области. Крещен в младенчестве. С 1963 по 1965 гг. проходил срочную службу в
рядах Вооруженных сил. В 1965 году окончил Московскую государственную
консерваторию.
В 1989 году рукоположен в сан диакона, в 1991 году — во пресвитера. С 1992
по 1994 гг. был заведующим кафедрой церковного пения Российского православного
института им. св. ап. Иоанна Богослова. В 1994 году окончил Московскую духовную
семинарию.
В 1997 году назначен настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа —
Патриаршего подворья в Заиконоспасском монастыре г. Москвы. В 1999 году
назначен настоятелем Патриаршего подворья храма свт. Николая Мирликийского в с.
Шостье Касимовского района Рязанской области, в декабре 2015 года
преобразованного в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь
(журнал № 115 заседания Священного Синода от 24 декабря 2015 года).
В 2000 году пострижен в монашество с наречение имени Петра в честь
святителя Петра, митрополита Московского.
В 2005 году назначен настоятелем Патриаршего подворья храма святого
благоверного великого князя Александра Невского в селе Акатове Клинского района
Московской области. Решением Священного Синода от 29 мая 2013 года (журнал №
63) подворье преобразовано в ставропигиальный женский монастырь.
В 2006 году возведен в сан игумена.
Решением Священного Синода от 5 марта 2010 года (журнал № 29) назначен
наместником вновь открытого Заиконоспасского ставропигиального мужского
монастыря.
В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл во время посещения обители вручил
отцу Петру игуменский жезл и удостоил права ношения креста с украшениями.
В 2013 году возведен в сан архимандрита.
****************
Из интервью архимандрита Петра разным СМИ в разное время:
- Отец Петр, расскажите,
пожалуйста, немного о себе, о Вашем жизненном пути?
- С Церковью был связан с материнской груди. В семье все были верующие - и я
был верующим.
Учился, как все. В школе, меня ругали за то, что я ходил
освящать куличи, тогда как мои сверстники были пионерами. В очень раннем
возрасте, с юных лет, я познакомился с Троице-Сергиевой Лаврой.
Жил с Евангелием и старался жить по Евангелию, хотя это
очень трудно, особенно в наше время.
Я выбрал путь с Богом. Наша семья была верующая, в роду я
восьмой священник. И как-то не задумывался, монашеский или светский путь
выбрать. Один старец мне сказал: «Когда наступит старость, тогда и примешь
монашество, а так - живи по-монашески». И я все время так и старался и как бы
уже вел себя к монашеству.
После окончания вуза, работал, занимал высокий пост, но
потом, когда возник вопрос о том, чтобы оставить эту работу, мне благословили
это – и я спокойненько ушел со своей должности, не задумываясь. А монашество
принял 11 лет назад, и прекрасно себя чувствую. И хорошо, что принял в это
время, в этом возрасте. Я был уже зрелым человеком, уже не терпел таких
страстей, которые испытывают 17-18-летние дети, хотя раньше претерпевал, знал,
что это такое.
Таков мой духовный путь.
Как сюда, в Заиконоспасский монастырь, попал? Просто я
шел по Промыслу Божию, принимал, что Господь дает. Стать наместником или
совершать какой-то особый духовный подвиг не стремился. У нас в семье вообще
ругали за желание как-то выказать себя. Мне говорили так: «Твое дело – царское,
срединный путь. Иди потихонечку – и все». Мама меня воспитывала так: «Терпи,
что тебе Господь даст». И я терпел. Учился – терпел, поступил – терпел, защитил
– терпел, и гонения терпел, и нападки…
На службах в Спасском соборе, куда меня назначили
настоятелем в 1998 году, сразу стали бывать не только монахи, но и
прихожане-миряне. Монахи – это соль. Именно соль. И то, что миряне больше
обращаются к монахам, – это закономерно, веками сложилась такая традиция. Монах
– это чистота, нравственная, духовная, телесная. Люди к этому тянутся. И мы
принимаем прихожан как сродников.
С первых дней я приучал прихожан читать молитвы, читать
Псалтирь. В день община прочитывала всю Псалтирь. Мы пробовали разные варианты,
например, собирались все в храме и по очереди читали по кафизме. Службы с
первого дня у нас были монастырские, без всяких сокращений.
Вообще я люблю служить, люблю Православие. Православие –
это очень трудно. Быть православным христианином – это надо заслужить,
заслужить своим поведением, обращением с людьми, где бы ты ни был – в лесу, в
поезде. В каких бы обстоятельствах ни оказывался, ты всегда должен быть
одинаков и стараться любить. У меня вот не всегда получается.
И главное – никого не оскорблять.
Мы забыли, что такое вообще любовь. А ведь без любви
невозможно. Говорим о любви – а ее нет. Конечно, не 100 % нет, но в наше время
она иссякает, слишком много лицемерия – и во всем надо разобраться.
***
- Жизнь сейчас очень
сложная, и в этой сложности надо не потерять душу, потому что душа дороже всего
в мире. Можно говорить о высоких материях, об атомах, об электричестве – о чем
угодно, а можно жить очень просто - но нельзя быть бездуховным.
***
Иногда я задумываюсь, как же
говорят, что Ломоносов, родившись и выросши в какой-то поморской деревеньке,
мог стать таким великим ученым? Но он ведь был воспитан не в какой-то
глухомани, где не было ничего. На его малой Родине были грамотные люди, чистая
речь, чистое мышление. Сейчас дети наши запутаны, им преподают множество
предметов даже в школе, а надо учить главному – простоте. Корни Ломоносова были
в земле, не испачканной духовно, он шел в Москву – и знал, куда шел и зачем, а
главное - шел с верой. Он любил Родину, а ведь человек без Родины - без корней.
Что уж сказать о человеке без Православия!... «Без Бога – не до порога».
***
Говорят, у нас семьи
разваливаются. А потому что люди не знают, что такое любовь. Вот скажи мне, что
такое любовь, одним словом?.. Бог – да, конечно. А вот я тебе скажу одним
словом: любовь – это жертва. Я жертвую для тебя, для него, для людей… Люблю
людей, потому что это творение Божие. Могу ли я не любить девушку или жену,
если это творение Божие? А если так, то я не имею права блудить, оскорблять и
так далее. А значит, семьи будут очень чистыми, прочными…
***
- А людей надо учить и показывать своим поведением, а не
так, что говорить одно, а делать по-другому. И надо любить все, что дает
Господь Бог. Ведь без Господа Бога мы не можем сделать ничего.
***
- Мы самые счастливые на земле, потому что
рождены и живем в России. Мы живем в самой богатой в мире стране. В стране,
богатой не только обширной и плодородной землей, недрами, полноводными реками,
но, прежде всего, богатой боголюбивым православным, чистым душой народом, который,
несмотря на обрушившуюся на него грязь с запада, на пропаганду чуждого образа
жизни и псевдокультуры, остается верен Богу и своему предназначению. Сейчас
сатана устроил настоящую бойню на русской земле. Пропаганда через телевизор и
другие, так называемые, СМИ разврата и распущенности; аборты, которые есть не
что иное, как убийства младенцев, наркомания, алкоголизм - это все орудия
уничтожения нашего народа. Все это попущено нам, потому что мы забыли, кто наш
Бог, оставили Спасителя нашего Иисуса Христа и Его святые заповеди.
Господь пришел на землю спасти нас от рабства греха, а мы отвернулись от Него.
Русские люди забыли, что значит быть русскими! Быть русскими - это значит жить
по-русски, жить во Христе!
***
Весь разврат к нам приходит с запада. Так называемая эпоха Возрождения
привела к упадку христианской культуры на западе и открыла дорогу распущенности
и вседозволенности, всему греховному. Вы только вдумайтесь, в одном Риме за
этот период число проституток увеличилось на 16 тысяч, учитывая число населения
Рима той эпохи, цифра огромная. Всю свою последующую историю запад
оскотинивался и падал все ниже и ниже.
Вы посмотрите, геи с лесбиянками ходят на парады. Содомия - мерзость сплошная.
Так какая же это культура? Чему нам у них можно научиться? Вы окиньте взглядом
нашу недавнюю историю: какие были красивые платья, какой был благочестивый
уклад жизни, какая была культура. Да хотя бы старые фильмы посмотрите,
«Кубанские казаки», например. Умели работать, умели отдыхать, любили и верили,
а как пели!
Нам навязывают все с запада, реформируют образование по западному образцу.
Преподают какие-то уроки сексуальности в школе, какой-то единый экзамен
придумали. Да это просто преступление. Школьное и высшее образование в России
всегда было лучшим в мире, а, прежде всего, - нравственным…
Искусство, наука всегда несли, прежде всего, духовность, нравственность. Нас
хотят заставить перестать быть русскими, забыть свою культуру, традицию, свою
веру.
***
- Мы все украшаем храмы, золотим, а надо
души человеческие золотить словом Божиим. Духом Святым движется все.
Как преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен». Просвещенным
Духом откроется все. И надо, прежде всего, возродить православную семью, чтобы
дети росли в полноценных семьях. Запретить разводы, запретить аборты.
У птицы два крыла, и она летит, парит. Так
и семья - это два крыла: муж и жена, на них все и держится. А если одно, то
будет птаха только крутиться на месте и взлететь не сможет. Так и неполные
семьи мыкаются, и несчастные их дети…
***
- Возрождение России произойдет тогда,
когда вырастет целое поколение верующих православных людей. Без веры мы ничего
не сделаем. Даже в семье, если она - практикующий врач, а он - ученый, то что
их может объединять, какие общие интересы? Что бы их ни объединяло - все это
ненадежно и недолговечно. Только вера соединяет накрепко и навсегда. Дух Божий
с ними пребывает и соединяет их. Для возрождения России нужно, чтобы
православный народ, объединенный в Вере, взялся за это дело… Только в храме это
единение в Духе может произойти. Сейчас много храмов возрождается, но храм без
людей, соединенных молитвой, - это просто здание, простые стены. Прежде всего,
основная работа ложится на священство. Надо трудиться, устал ты или нет, но
хоть два слова в назидание скажи. Надо быть вместе с народом, со своей паствой.
Если священник не несет Божиего слова людям - это пустой священник. Каждый
священник должен знать, что пастырское служение - тяжелый крест, и его надо
нести, а с креста не сходят, с креста снимают…
**************
Упокой
Господи душу усопшего раба Твоего новопреставленного архимандрита Петра
Свято-Троицкий Александро-Невского ставропигиальный женский
монастырья в селе Акатово Клинского района Московской области