В
последнее время некоторые люди распространяют мнение, что якобы необходимо
прекратить поминовение Патриарха в Божественном тайнодействии, предлагают
прервать общение с Московской Патриархией и искать Истину в другом месте.
Ошибка этих несчастных людей прежде всего заключается в
том, что они не понимают разницы между обличением и осуждением и берут на себя
право судить, на что не имеют власти от Бога.
Пресвитер имеет власть совершать Таинства, но не все.
Он, например, не может рукополагать. К тому же он не в силах запретить или
лишить сана кого-либо из клириков. Эта власть принадлежит лишь епископам. А
потому Святые Отцы IX Поместного Константинопольского Собора (861 г.) рекли в
13-м правиле:
«Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена
еретических плевел, и видя, яко они мечем Духа посекаются из корени, вступив на
другой путь козней, покушается безумием раскольников рассекать Тело Христово;
но и сей его навет совершенно воспрещая, святый Собор определил ныне: аще
который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде Соборнаго исследования и
рассмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити
от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на
литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да
лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвитера и
восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и прежде суда, сам собою
осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже
наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных,
такожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся
вовсе от Церкви, доколе не отвергнутся сообщения с раскольниками и не обратятся
к своему епископу».
Святые Отцы, ведая лукавство врага спасения рода
человеческого, дабы не было истолковано правило указанное как-нибудь превратно,
приняли следующее, 14-е правило, в котором подтверждается данное постановление:
«Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего
митрополита, прежде
Соборнаго рассмотрения отступит от общения с ним и не будет
возносити имя его, по обычаю, в Божественном тайнодействии: о таковом святый
Собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от
своего митрополита и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою меру: и
ниже пресвитер да пренебрегает своего епископа, ниже епископ своего
митрополита».
Итак, оба правила говорят нам о том, что никто из клира
и мирян не имеет права отделяться от епископа и прекращать поминать его имя на
Божественной Литургии прежде
соборного осуждения его.
В 15-м правиле того же Собора читаем:
«Что определено о пресвитерах и епископах и
митрополитах, то же самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще
который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со
своим Патриархом и не будет возносити имя его, по определенному и
установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде Соборнаго оглашения и
совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый
Собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен
будет в сем беззаконии...»
Итак, пока Патриарх не будет осужден соборно, мы
обязаны его поминать. А если прежде перестанем поминать, то сами явимся
нарушителями канонов и попадем под определение раскола.
«Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под
предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят
расколы, и расторгают единство Церкви, - говорит все то же 15-е правило. - Ибо
отделяющиеся от общения с предстоятелем ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами,
когда, то есть, он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви,
таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборнаго
рассмотрения - не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и
достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а
лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но
потщились охранити Церковь от расколов и разделений».
Ересь экуменизма - это, безусловно, всеересь, которая
искажает догмат о Церкви. Но она не осуждена пока ни на одном Соборе Поместных
Православных Церквей. Другое дело, если Патриарх или кто-либо из епископов
станет открыто проповедовать с амвона арианскую, монофизитскую или какую-либо
иную, ранее осужденную ересь, - тогда, без сомнения, необходимо отмежеваться от
таковых. Но пока мы, напротив, слышим скорее оправдания (пусть и лукавые), чем
проповедь: патриархийные СМИ нас убеждают, что «не было служения», «не было
моления» и т.д.
Прекращающие поминать Патриарха восхищают суд, данный
Господом митрополитам, и как бы лишают его патриаршего звания.
Сторонники непоминовения часто ссылаются на преп.
Максима Исповедника, который отступил от общения с еретиками-монофелитами,
утверждавшими, что Христос обладал одной лишь волей - Божественной. Однако
исторические факты доказывают, что преп. Максим прекратил общение лишь после
того, как эта ересь была осуждена соборно.
Когда еретик Афанасий, Патриарх Антиохийский, спросил
императора Ираклия (611-641), как должно говорить: обладает ли Христос одной
волей или двумя - Божественной, и Человеческой, тогда Ираклий обратился к
Сергию, Патриарху Константинопольскому, а также Киру, епископу Фасидскому, и,
спросив их, нашел, что они учат об одной воле и одном действии. Император же
обратился к Римскому архиепископу Иоанну, который не только не принял, но и
подверг анафеме таковую их ересь. А Софроний, Патриарх Иерусалимский, узнав это
и собрав подвластных ему епископов, анафематствовал монофелитское учение и
соборное определение послал Сергию Константинопольскому и Иоанну Римскому (см.
Житие преп. Максима Исповедника). Следовательно, у святого Максима были все
основания, чтобы перестать поминать Патриарха-еретика и отступить от общения с
ним.
Прекратив поминовение Патриарха Сергия, проповедавшего
монофелитскую ересь, осужденную Иерусалимской Поместной Церковью, преп. Максим
не собрал вокруг себя какую-то новую Церковь, как это делают раскольники,
устраивающие самочинные сборища, а в 633 г. перешел в юрисдикцию Церкви
Иерусалимской и находился там под омофором свт. Софрония, Патриарха
Иерусалимского.
Иначе говоря, 15-е правило Двукратного Собора считает
похвальным, если кто-либо перестанет поминать предстоятеля-еретика и прекратит
с ним общение «ради некия
ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами, когда, то есть,
он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви». Однако оно не
дозволяет при этом создавать иную «церковь», как это делают раскольники.
Напротив, правила строго осуждают раскол и повелевают, отделяясь от
предстоятелей-еретиков, вступать в подчинение верным предстоятелям, что
последовательно подтверждается канонами.
Свт. Василий Великий в Первом правиле говорит, что
древние иное нарекли «ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем.
Еретиками называли они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся;
раскольниками - разделившихся во мнениях о некоторых предметах церковных, и о
вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами - собрания,
составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами и ненаученным народом».
Правило 18-е Четвертого Вселенского Собора повелевает:
«Составление или соумышление скопища, аки преступление, совершенно воспрещено и
внешними законами: кольми паче должно возбранять в Церкви Божией, дабы сего не
было...» Это подтверждает и 34-е правило Шестого Вселенского Собора. Очевидно,
что преп. Максим Исповедник поступал в соответствии с церковными канонами. В
647 г. он принял участие в африканских соборах епископов, где монофелитство
также было осуждено как ересь.
В октябре 649 г. римским епископом Мартином был собран
Поместный Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и
37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преп. Максим
Исповедник. Собор осудил ересь монофелитства и проповедников ее.
Итак, абсолютно ясно, что преп. Максим не поминал и не
был в общении с Константинопольским Патриархом, осужденным соборно. И хотя
правило «о необходимости поминать погрешившего Патриарха до полного его
соборного осуждения» было официально записано лишь в 861 г. на Двукратном
Соборе, все же Церковь и ранее следовала этому правилу, как изустному
наставлению апостольскому.
Следовательно, и мы не должны покидать Церковь и прекращать поминовение
епископов, доколе не осудит их собор. А если и понесем какое-либо неправедное
наказание от еретиков, то да потерпим, благодаря Господа. Свт. Иоанн Златоуст
писал: «Как на сражениях мы видим доблестных воинов и сражающимися усердно и
падающими мужественно, так и вступающие в это служение должны и священствовать
и принимать низвержение с этой власти так, как надлежит христианским мужам,
знающим, что такое низвержение доставляет не меньший венец, как и самая власть.
Кто подвергается ему, не сделав ничего непристойного и противного этому
достоинству, тот уготовляет несправедливо низложившим его наказание, а себе
большую награду: блажени
есте, - говорит Господь, - егда
поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5,
11-12).
Когда собор под Дубною, недалеко от Халкидона, на
котором председательствовал Феофил, осудил свт. Иоанна Златоуста и лишил его
сана, то Святой не составил новую Церковь из многочисленных своих чад, но
поступил так: «Выходя в последний раз из церкви, Иоанн Златоуст вошел в
крестильню, позвал блаженную Олимпиаду с диаконисами Пентадиею, Проклиею и
Сальвиною, добродетельною вдовою, и сказал им: „Подите сюда, дети мои, и
послушайте меня. Что против меня ведется, вижу я, подходит к концу. Я свое дело
сделал и думаю, едва ли вы еще увидите меня. Поэтому прошу вас, не оставляйте
церкви из-за епископа, которого поставят на мое место, по принуждению ли или
общим советом, но повинуйтесь ему, как повиновались Иоанну: церковь не может
быть без епископа. Итак, да будет с вами милость Божия, поминайте меня в своих молитвах!"»
(см.: Житие св. Олимпиады. Двадцать пятый день июля // Свт. Димитрий
Ростовский. Жития святых).
Конечно, могут сказать: «Кто же осудит нынешних
епископов-экуменистов, которые, захватив власть в Церкви, низвергают верных
епископов и устраивают гонения на истинных пастырей?» На это ответим словами
святого апостола и евангелиста Матфея: надлежит
всему тому быть (Мф. 24, 6). Преп. Оптинский старец Нектарий,
пророчествуя, говорил, что многие верующие отпадут от Истины и будет в Церкви
«один епископ, один священник и один мирянин». Этими словами Святой хотел
сказать, что очень мало останется людей, истинно верующих во Христа.
Но как учит нас Священное Писание, не будем страшиться
- все в руце Божией. Еще каких-то 20 лет назад никто и не помышлял о том, что
мощная социалистическая система может развалиться. Однако сегодня мы видим, что
осталось от коммунистических идей.
Веруем, что Бог и ради одного праведного епископа
спасет Россию и подаст ей возрождение, и, по пророчествам старцев, будет в
России православный Царь, который соберет Поместный Собор - тот, что осудит все
нынешние ереси и всех еретиков.
Священник Александр Комаров
Иеромонах Геронтий (Костенко)