С большим успехом 23 марта в г.
Пирее прошла научно-богословская однодневная конференция, посвященная вопросу
созыва и проведения Святого и Великого Собора на тему: «Святой и Великий Собор»
— большое приготовление без надежды.
Выступали с докладами видные иерархи Элладской Православной Церкви, профессора
Богословских факультетов, духовенство.
С вступительным словом выступил Пресвященнейший митрополит Пирейский и
Фалирский г. Серафим. Поблагодарил священные митрополии, которые приняли
непосредственное участие в организации этой важной конференции, Его
Преосвященство сделал исторический экскурс в процесс подготовки
Всеправославного Собора, формирование каталога вопросов для этого Собора.
Касаясь вопроса о признании этого Собора Церковью, Его Преосвященство в частности
сказал следующее:
"Признание решений какого-то Собора зависит исключительно от того,
является ли он авторитетным и подлинным продолжателем предшествующих соборов,
которым он обязан следовать и его решениям также, и прежде всего это относится
к верности догматов канонов, которые он полагает".
Критикуя Собор как обслуживающий интересы Экуменизма, этой злой всеереси, по
словам прп. Иустина Поповича, он говорит:
"Экуменисты бесстыдно и нагло по всему священному телу нашего Святого
Православия навязывают и утверждают в качестве ее якобы истинного учения
движимый сатаной, масонами и сионистами Экуменизм. Но этот план, уж давно
проваливается, как это доказывается в действительности. Страшная и трагическая
реальность доказывает, что Экуменическое Движение, при откровенной
ответственности самих еретиков и инославных - с одной стороны, и экуменистов -
с другой стороны, что оно не имеет никакого значения. Единственно, чего удается
достичь, это смешения и синкретизм. Еретики и инославные отличаются отсутствием
искренности и покаяния, оставаясь пребывать в своем сатанинском
злочестии".
Его Преосвященство подверг резкой и справедливой критике саму организацию
работы Собора, которая исключает полностью право каждого епископа выражать свой
голос на соборе.
Серьезно и обстоятельно критике митрополит Серафим подверг принимаемый для
Собора документ "Отношение Православной Церкви к остальному христианскому
миру".
Тщательное исследование данного документа, подчеркивает митрополит Серафим,
приводит к следующему серьезному выводу - "его составители преследуют цель
с помощью соборной ереси всеправославного решения узаконить и утвердить,
придать официальный статус и воцарить ересь синкретического межхристианского и
межрелигиозного Экуменизма в качестве официальной линии Православной Церкви. То
есть мы движемся к признанию крещения (крещальное богословие) и церковности
еретиков папистов и протестантов при обманном и хитростном использовании
священных канонов 7 II Вселенского собора и 95 Пято-Шестого Вселенского собора,
которые говорят о принятии по икономии кающихся еретиков в Церковь после
отвержения их злочестивых учений.
Движемся к принятию протестантской "теории ветвей", расширенной
экклезиологии II Ватиканского собора о полной и ущербной церковности и
экуменической модели "церквей-сестер", которая была усвоена в
последние десятилетия и которой был придан официальны статус Богословским
Диалогом с Папистами в Баламанде в Ливане (1993), в котором подписавшиеся под
документом православные экуменисты признали Папизм Церковью с благодатью,
таинствами и апостольским преемством".
И далее митрополит Серафим говорит весьма важные вещи:
"Хотя все вопросы (об осуждении как ереси папизма и протестантизма, что
было сделано на прежних Константинопольских соборах 9 столетия) следовало бы
непосредственно внести для обсуждения и для принятия осуждения на Соборе,
Предстоятели Церквей узаконивают злочестие. Усвоение выше названных
экуменических нечестивых учений и заблуждений экуменистами вносят сложности,
исходя из того факта, что сами экуменисты предали, исказили и перечеркнули
Вселенский характер "Святого и Великого Собора". Его Преосвященство
далее перечисляет важные конкретные решения, которые должен принять этот Собор,
чтобы в действительности быть Православным. Одним из них является признание
Вселенскими соборами Константинопольских соборов 879-880 при свт. Фотие Великом
в 1351, прославившего в лике святых свт. Григория Паламу. Ибо эти Соборы
"прежде всего осудили Filioque и первенство Римского папы как ереси".
"На сегодня же, в соответствии с теми данными, которые мы имеем, мы не
видим, что предстоящий Собор будет авторитетным и подлинным продолжателем
предшествующих Соборов и как он может принимать решения святоотечески и во
Святом Духе, ведь скорее всего он их будет принимать экуменически и
секуляризованно".
На этой научно-богословской конференции со своими богословскими, историческими
комментариями и замечаниями в адрес Святого и Великого Собора выступил
известный богослов, епископ-подвижник митрополит Навпактский Иерофей (Влахос).
Говоря об онтологической связи Пятидесятницы с жизнью Церкви, с ее
богословием, владыка сказал следующее:
"Этому действительному богословию святых нас вновь учит Первопрестольный
апостол Петр"никогда по воле человеческой не произносилось никакое
пророчество, но действию Святого Духа говорили святые Божии человеки " (1
Петр. 1, 2)"Это сообщение апостола Петра указывает самую сильную связь
между Пророками, Апостолами и Святыми на протяжении всех веков, которые
вдохновляются Святым Духом, являются причастниками Божественному Свету
Троичного Бога, в действительности являются богудохновенными и они
действительно являются наставниками народа Божия. Они не говорили "о
премудрых мифах", что в действительности делают еретики, но они являются
"зрителями того величия", они слышат слова Отца "от Его
неизреченно величественной славы", и они становятся реальными богословами
в Церкви и носителями Пятидесятницы". "Все это богословие святых
боговидцев перешло в решения Поместных и Вселенских Соборов, в язык
богослужения и в молитвы таинств Церкви. Это то, о чем блаженной памяти о.
Георгий Флоровский говорил как о имеющем глубокую связь между lex credendi и
lex orandi (то есть закон веры, догматов и закон молитвы). Всякий раз, когда
всякое богословие теряет связь с богословием решений Вселенских соборов и
богословием богослужения и таинств Церкви , оно становится секулярным
богословием и не выражает таинство Пятидесятницы, а "премудрых
мифов".
Что касается необходимой связи святого Собора с Пятидесятницей, что придает
ему авторитет, то митрополит Иерофей в частности сказал:
"Святой и Великий Собор будет работать согласно принятой программе в день
Пятидесятницы, и мы молимся о том, чтобы на этом Соборе оказались и епископы,
которые, по крайней мере, будут следовать учению обоженных святых".
В отношении принимаемых сегодня документов митрополит Иерофей высказал следующее
важное наблюдение:
"Следует заметить, что документы, которые подготавливаются современными
богословами восприняли влияние западной мысли. Это проявляется и в богословии и
в терминологии. Меня лично беспокоит терминология, кода они отходит от языка
Вселенских соборов и языка богослужения Церкви". "Я не против Святого
и Великого Собора, - подчеркивает владыка, - но если он выстраивается на
богословии и методологии Вселенских соборов. Если Собор имеет возможность
поставить на высоту Соборов "Синодик Православия", который является
их частью, и который читается в Неделю Православия, то тогда такой Собор по
своей сути является Святым и Великим".. В заключении своего доклада
митрополит Иерофей делает следующий вывод: "Вывод таков, что всякий
Православный Собор для того, чтобы быть Святым и Великим Собором, ему
необходимо заниматься вопросами догматики и на этом Соборе должны участвовать
обоженные Отцы, во всяком случае на нем должны участвовать те, которые
принимают богословие и методологию догматов и благочестивые традиции и следуют
святым Отцам, но не для того, чтобы их перетолковывать. Отличное от этого не
является Православным Собором ".
Православный Апологет 2016г. Материалы статьи и перевод из докладов
Преосвященнейших митрополитов Серафима и Иерофея сделаны на основе материалов
сайта aktines.blogspot.com, parembasis.gr
Доклады Преосвященнейших митрополитов в полном варианте на греч. языке можно
прочесть на :
http://aktines.blogspot.ru/2016/03/blog-post_427.html - Преосвященнейшего митрополита
Навпактского Иерофея
http://aktines.blogspot.ru/2016/03/blog-post_146.html - Преосвященнейшего митрополита
Серафима
Источник: Православный Апологет