В последние
дни немало публикаций посвящено прославлению святителя Серафима (Соболева) на
Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2016 года. В связи с этим у
многих верующих возникают недоуменные вопросы, на которые, к сожалению, не
могут дать ответа священнослужители.
На Московском
Всеправославном Совещании предстоятелей и представителей всех Поместных
Православных Церквей 1948 года архиепископ Богучарский Серафим выступил с
докладом «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом
движении?» В нем он четко и ясно определяет отношение Православия к ереси
экуменизма: «В экуменическом вопросе мы не должны упускать из виду, что в самом
последнем истоке экуменического движения перед нами стоят не только исконные
враги нашей Православной Церкви, но стоит отец всякой лжи и пагубы – диавол. В
прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, он хотел погубить Святую Церковь
через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое
смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами...
Экуменизм
пока еще не будет торжествовать своей победы, он не заключит все Православные
Церкви в свое экуменическое вселенское кольцо.
Не дадим ему
этой победы! Памятуя его сущность и его цели, всецело отвергнем экуменическое
движение, ибо здесь – отступление от Православной веры, предательство и измена
Христу, чего всячески мы должны избегать во исполнение слов преподобного
Серафима: "Горе тому, который хотя на одну
йоту отступил от Святых Вселенских Соборов”. Здесь мир, враждебный Христу и
Его Святой Православной Церкви. Поэтому дружба с этим миром есть, – по словам
Апостола, – "вражда против Бога”(Иак. 6, 4)...
Поэтому не
будем участвовать в экуменических конференциях. Надо нам как можно дальше быть
от экуменического движения. Последнее, не надеясь, что Русская Церковь сразу
вступит в ряды его настоящих членов, высказывает пожелание, чтобы ее
представители присутствовали на Амстердамской конференции не как ее члены, а в
качестве наблюдателей от своей Церкви.
Но не следует
и таким присутствием накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую
Церковь, ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе,
хотя бы в качестве наблюдателей, будет в известной мере иметь характер общения
с таким обществом. Между тем и к нашей Русской Церкви вполне применимы слова
апостола Павла:"Христос возлюбил Церковь
и предал Себя за нее, чтобы освятить ее… чтобы представить ее Себе славною
Церковью, не имеющею пятна, или порока или чего-либо подобного, но дабы она
была свята и непорочна” (Ефес. 5, 25-27).
Поэтому не
будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в
данном случае руководствоваться словами Священного Писания: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с
неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со
тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с
неверными?” (2 Кор. 6, 14-15). "Блажен
муж, иже не иде на совет нечестивых” (Пс. 1, 1)», – так закончил свой
доклад благословенный Владыка.
Участники
Московского Всеправославного Совещания 1948 года на основании доклада святителя
Серафима (Соболева) единодушно отвергли участие Православных Церквей в
экуменическом движении.
Теперь
приведем выписку из проекта документа «Отношения Православной Церкви с
остальным христианским миром», одобренного Архиерейским Собором Русской
Православной Церкви 2016 года:
«4.
Непрестанно молясь "о соединении всех”, Православная Церковь всегда развивала
диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей
и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в
экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его
формирование и дальнейшее развитие (???)..
6. Единство,
которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть
нарушено. Православная Церковь констатирует существование в истории других не
находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий... она благожелательно
и положительно смотрела на диалог с различными христианскими церквами и
конфессиями и на участие в экуменическом движении новейших времен вообще, веря,
что таким образом она несет активное свидетельство о полноте Христовой истины и
о своих духовных сокровищах тем, кто находится вне ее, преследуя объективную
цель – подготовить путь к единству (???)..
16. Одним из
главных органов в истории экуменического движения стал Всемирный Совет Церквей
(ВСЦ). Некоторые Православные Церкви были среди его учредителей, а затем все
они стали его членами. Как сформировавшийся межхристианский орган, ВСЦ, так же
как и другие межхристианские организации и региональные органы, такие как
Конференция Европейских Церквей (КЕЦ) и Совет Ближневосточных Церквей, несмотря
на то, что включают в свой состав не все христианские церкви и конфессии,
исполняют важную задачу в деле продвижения единства христианского мира.
Грузинская и Болгарская Православные Церкви покинули состав ВСЦ: первая в 1997,
а вторая в 1998 году...» (!)
Как сейчас
смотрит с Небес на происходящее святитель Серафим (Соболев), а с ним и сонм
святых Земли Русской – преподобный Феодосий Печерский, святой благоверный князь
Александр Невский, священномученик Патриарх Ермоген, святитель Игнатий
Брянчанинов, преподобный Амвросий Оптинский, праведный Иоанн Кронштадтский и
многие другие святые мужи, которые обличали латинство, другие ереси и боролись
с ними, не щадя живота своего...
В.П.
Филимонов, русский писатель-агиограф