Несколько
дней назад один из самых ревностных архипастырей Элладской Православной Церкви,
митрополит Пирейский Серафим (Ментзелопулос) подверг резкой критике не только проект
документа Всеправославного собора, принятый V Всеправославным предсоборным
совещанием в Шамбези 10-17 октября 2015 года «Отношения Православной Церкви с
остальным христианским миром», но и саму идею проведения Всеправославного
собора с приглашением в качестве наблюдателей католиков, монофизитов и
протестантов.
Ранее, в
сентябре 2015 года, Владыка Серафим сделал яркое заявление о том, что решения
Всеправославного собора 2016 года станут плодом экуменического мировоззрения, размывающего
Православную Веру и православное сознание: «Согласно православному
богословскому воззрению, основную причину всемирного кризиса, который сегодня
охватил человечество, следует искать в удалении от Троичного Бога, в
отступлении от Него и в нераскаянности, которая ведет к покорению и пленению ересью
синкретического межхристианского и межрелигиозного экуменизма. Сатанинский
и демонический экуменизм, орудие в руках масонства и международного ужасного
сионизма, который своей целью имеет воцарение антихриста в качестве
единственного всемирного царя, изменяет сознание, и уже разложил почти что
все и всюду...
Ересь папизма продолжает упорствовать в своем всемирном
примате власти Римского папы, в разрушении таинства Святой Троицы и в отрицании
возможности обожения для человеческой личности... Ересь же протестантовостается верной иконоборчеству, в отрицании таинства Церкви и таинства
Приснодевства Богоматери. Более того, ересь монофизитства... поминает
ересиархов Севира и Диоскора и отрицает Православную Христологию о двух
природах во Христе, добавляя еще и нечестивые учения монофелитства и моноэнергизма...
И, наконец,
недавнее собрание иерархов Вселенской кафедры является неким малым
предвкушением всего того, что должно разыграться во время будущего созванного
Святого и Великого Собора 2016 года. Однако, мы подчеркиваем, с особым
акцентом, что если некий Собор, который основывается на принципе всеядности
(всеохвата) и узаконит всеересь синкретического межхристианского экуменизма,
то он в действительности станет подводной миной в основании всеправославного
единства, поскольку он создаст многочисленные проблемы, которые вполне
вероятно приведут к смятению, смущению и расколам. Во всяком случае такого
рода Собор не будет принят православным духовенством и народом Божиим, он
будет вписан в церковную историю как разбойничий и лжесобор, как и те
другие соборы, а его решения не будут иметь никакой силы, поскольку экуменизм
искажает образ Богочеловека, является убийцей Истины, и неминуемо ведет к
духовной и природной гибели», – констатировал митрополит Серафим.
Остается
вспомнить, что весной 2014 года он совместно с митрополитом Дриинуполиса
Андреем (Трембеласом) (Новые Земли, под двойным подчинением Константинопольской
и Элладской Православных Церквей) открыто обличил ересь папизма.
В суровом
Послании на имя папы Франциска, митрополиты резко осудили Католическую Церковь, Ватикан и самого понтифика, призвав его к сугубому покаянию. Два
православных иерарха обоснованно заявили, что учение Католической Церкви
суть «явная хула на Святого Духа, демонстрирующее искажение христианского
учения и сатанинскую гордость, которой Вы одержимы».
Греческие
архиереи также выразили свое презрение к «всеереси экуменизма» и осудили
готовность других православных лидеров участвовать в диалоге с Римом.
Митрополиты Серафим и Андрей отметили, что их
обращение мотивировано «чистой, искренней и самоотверженной христианской
любовью». По их словам, чувство справедливости побудило их «попытаться со всей
нашей силой» вернуть католиков «в лоно истинной Православной Кафолической
Матери Церкви».
Владыка
Серафим имеет в Элладской Православной Церкви репутацию неподкупного архиерея,
наиболее непримиримо настроенного по отношению к католицизму. В марте 2012 года
он опубликовал серию анафематизмов, осуждая папу Римского Бенедикта XVI и
упрекая Константинопольского патриарха Варфоломея в приверженности экуменическому
мировому идолу: «Его Всесвятейшеству следовало бы избегать разговора о мифе "о
Православном свидетельстве веры” со стороны экуменистов в рамках экуменического
движения и богословских диалогов, потому что причинившие огромную боль соглашения, подписанные в Баламанде и
Шамбези, принятие антиправославных документов в Порту-Алегри, Равенне и Пусане,
подписание совместных заявлений с ересиархом Римским папой, антиканонические
совместные молитвы и сослужение с еретиками и иноверцами, свидетельствуют
совершенно об обратном... и ведут к погибели». Чтущий да разумеет.
В.П.
Филимонов, русский писатель-агиограф