Митрополит
Лимассольский Афанасий обратился с посланием к Священному Синоду Кипрской
Церкви, в котором говорит о серьезных пробелах в богословских и канонических
вопросах в проекте документа «Отношения Православной Церкви с
остальным христианским миром» грядущего Всеправославного Собора, пишет Romfea. «В тексте совсем не упоминается о том, что единственный путь, который ведет к
единству с Церковью, – это путь возвращения еретиков и раскольников через
покаяние в лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви», – говорится в послании.
В
своем послании, выдержки из которого опубликовало греческое информационное
агентство Ромфея, выдающийся деятель Церкви напоминает: нет никакой необходимости
восстанавливать христианское единство, поскольку оно не было утрачено, – просто
некоторые христиане выбрали другой, отличный от подлинной православной истины,
путь.
«Нет церквей и конфессий, есть лишь
те, кто отошли от Церкви, иих
нужно называть еретиками и раскольниками», – пишет в своем Послании митрополит Афанасий, выражая
свое удивление тем, что в проекте документа Всеправославного собора «Отношения Православной
Церкви с остальным христианским миром» игнорируются такие важные вопросы, пишет
издание.
Не существует других Церквей, но
существуют лишь ереси и расколы, если мы хотим быть точными в терминах.
Как каждый епископ, который имеет право высказать мнение
о таком великом событии, как Всеправославный собор, митрополит Афанасий пишет: «Так как, согласно «Регламенту
организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви», – а
конкретно, в статье 12, пунктах 2 и 3, сообщается, что мы можем выразить нашу
точку зрения сначала на своем Поместном Соборе, – то, по велению моей совести,
смиренно вношу на рассмотрение Священного Синода нашей Поместной Церкви свое
мнение и свои убеждения».
Митрополит Афанасий, рассуждая о проекте документа под
названием «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»,
принятом V Всеправославным Предсоборным Совещанием в Шамбези (10-17 октября 2015 г.), сообщает следующее: «Абсолютно согласен с первыми тремя
пунктами текста. Однако к пункту № 4 я делаю следующее замечание: я верю, что
"Православная Церковь, непрестанно молясь «о соединении всех”, имеет в
виду возвращение и наше единство со всеми теми, кто отсек себя и удалился от
нее, – еретиков и раскольников, которые уходят из нееи возвращаются через покаяние»,
– пишет митрополит Афанасий.
Далее он продолжает: «Православная Церковь Христова
никогда не разрушала "соединение веры и причастие Святого Духа” и
не принимает теорию восстановления единства "верующих во Христа”, так как
верит, что единство верующих во Христа уже существует в единстве всех крещенных
ее чад между собой и со Христом в нашей истинной вере, которой нет у еретиков и
раскольников. И поэтому Церковь молится о покаянии и возвращении их в
Православие».
«Я верю, что фраза, упоминаемая в
пункте 5 о "восстановлении единства христиан”,является
ошибкой,
потому как Церковь, как народ Божий, соединенный между собой и Главой Церкви,
Который есть Христос, никогда не теряла единства с Ним, и, следовательно, не
имеет нужды вновь обретать или даже искать это единство, потому что оно всегда
было, есть и будет, поскольку Церковь Христова никогда не прекращала или не
прекратит своего существования», – пишет владыка.
Прим. Ред. – безусловно, каждое слово
в этих итоговых документах выверено и написано авторами осознанно и намеренно.
Нет в них никаких ошибок. Еретики, захватившие управление церковным кораблем,
специально держат курс на рифы ересей.
В то же время, добавляет митрополит Афанасий, что «если так случилось, что группы,
или народы или отдельные лица удалялись от тела Церковного, то Церковь молится
и должна стараться миссионерским путем вернуть
всех через покаяние в свое лоно, то есть в лоно Православной Церкви.
Другими словами, не существует других Церквей, но существуют лишь ереси и
расколы, если мы хотим быть точными в терминах».
В другом месте митрополит Афанасий пишет: «Я задаюсь вопросом: почему в тексте
присутствует множество упоминаний "церквей” и "конфессий”? Какие различия имеют в виду авторы
текста, называя одних церквями, других конфессиями? Что, какая-то ересь
является церковью, а какая-то еретическая группа является конфессией?
Мы исповедуем одну Церковь, а все
остальное – это ереси и расколы. Полагаю, что приписывание названия
«Церковь» еретическим или раскольническим сообществам является абсолютно не
правильным и богословски, и догматически, и канонически, потому что есть одна
Церковь Христова, которая упоминается в пункте 1, имы
не можем называть еретические и раскольнические сообщества или группы Церковью.
В тексте совсем не упоминается о том,
что единственный путь, который ведет к единству с Церковью, – это путь возвращения еретиков и
раскольников через покаяниев лоно Единой, Святой, Соборной и
Апостольской Церкви,
которой, как отмечено в пункте 1, является наша Православная Церковь.
Упоминание о «полном понимании предания древней Церкви» производит впечатление,
что существует онтологическое различие между древней Церковью семи Вселенских
Соборов и истинным ее продолжением до сегодняшнего дня, которым является наша
Православная Церковь. Мы верим, что не существует абсолютно никакой разницы
между Церковью XXI века и Церковью I века», – также пишет митрополит
Лимассольский.
Далее Преосвященнейший подчеркивает, что в пункте 12
создается впечатление, будто православные ищут восстановления единства в правой
вере, что дает повод для рассуждений о неприемлемой теории.
«В пункте 12 упоминается, что общей
целью богословских диалогов является "окончательное восстановление
единства в правой вере и любви”. Складывается впечатление, что и мы,
православные, ищем восстановления нашего единства в правой вере и любви, словно
мы потеряли истинную веру и пытаемся ее найти посредством диалогов с иноверцами.
Полагаю, что эта теория является богословски неприемлемой для всех нас», – подчеркивает митрополит Афанасий.
В другом месте иерарх выражает протест против документа,
отмечая, что«упоминание в
тексте о «Всемирном Совете Церквей» предоставляет мне удобный случай изложить
мое несогласие с разными неканоническими событиями, которые там происходили.
Однако я не согласен и с самим названием, потому что в нем Православная Церковь
считается «одной из Церквей», или ветвью единой Церкви, которую усердно ищет на
Всемирном Совете Церквей. Но для нас одной и единой является Церковь Христова,
которую мы проповедуем в Символе веры. Одна Церковь, а не много».
«Я считаю, что сохранение истинной
православной веры обеспечивается не только лишь "благодаря соборному строю,
который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах
веры”. Такое
определение является преувеличением и удаляется от истины, потому что в
церковной истории многие соборы преподавали и устанавливали ошибочные и
еретические догматы, а верующий народ их отверг и сохранил православную веру, и
одержало верх Православное Исповедание. Ни собор без верующего народа,
наполняющего Церковь, ни народ без собора епископов не могут считать себя Телом
Христовым и Церковью Христовой и выражать истинный опыт и учение Церкви».
Обращаясь к архиепископу Кипра и членам священного
Синода, митрополит Лимассольский отмечает:«В
современных церковных текстах подобного рода не позволительно излагать резкие
или оскорбительные выражения. Однако, полагаю, что истина должна быть
сформулирована четко и ясно, и, конечно, с пастырской деликатностью. Мы обязаны
быть абсолютно искренними с нашими братьями, которые находятся в ересях и
расколах, с любовью и болью молиться за них и делать все возможное для их возвращения
в Церковь Христову».
«Смиренно полагаю, что такие важнейшие
и такие авторитетные тексты Святого и Великого Собора Православной Церкви
должны быть сформулированы очень тщательно и со
всей точностью богословия и канонического права, чтобы в них не было неясных
или непризнанных богословских терминов и ошибочных формулировок, которые могут
привести к неправильному пониманию и искажению подлинного исповедания
Православной Церкви. Кроме всего прочего, чтобы Собор был авторитетным, нужно,
чтобы он совсем не отличался от духа и учения предыдущих святых Соборов, учения
святых отцов и Священного Писания, а также не имел никаких теней в точной
формулировке истинной веры»,
– отмечает Преосвященнейший Афанасий.
В другом месте, обращаясь к авторитету святых отцов,
митрополит Афанасий задается вопросом: «Когда
святые наши отцы и где в текстах священных канонов и определений Вселенских или
Поместных Святых Соборов называли еретические или раскольнические сообщества Церквями?Если ереси являются Церквями, то
где же тогда Единая Церковь Христа и святых апостолов?»
Также митрополит Лимассольский выразил решительный
протест против системы голосования на Соборе, отметив, что все те, кто
участвуют в Соборе, но не имеют права голоса, являются бесполезными.
«Смиренно выражаю свое несогласие с
тем фактом, что отменяется практика всех святых Соборов, как Поместных, так и
Вселенских, где каждый епископ имеет свой собственный голос. Никогда не было
такой схемы, где одна Поместная Церковь – один голос, тогда как члены Святого и
Великого Собора, за исключением Предстоятелей Поместных Церквей, являются
бесполезными элементами с отнятым у них правом голоса», – рассуждает митрополит Афанасий.
В конце своего послания иерарх
Кипрской Церкви пишет: «Не хочу огорчить кого-либо тем, что написал, и не
хочу думать, что учу или сужу моих братьев и отцов во Христе. Я просто
чувствую, что должен выразить то, к чему понуждает меня моя совесть».
Полностью
послание митрополита Лимассольского Афанасия можно прочесть по адресу http://www.imlemesou.org/images/20016/keimeno-g-sinodo.pdf
Перевел с греческого Даниил Солошенко
г. Лимассол, 15 февраля2016 г.