Иордан рисуется нам и по
картине Иванова «Явление Христа народу», и по нестеровским полотнам — текущим в
белых каменистых берегах со скудною растительностью.
Когда от Мертвого моря я
подъезжал к Иордану, к тому именно месту, где, по преданию, крестился Христос и
где ежегодно 6 января совершается торжественное богослужение в присутствии
главным образом русских паломников, я был поражен тем, как окружавший пейзаж
близко напоминал речки серединной России: те же ракиты и листья дерев,
спустившихся над водой, мягкое очертание берегов, зеленая мурава. Недоставало
только помещичьей усадьбы и старинного дома с колоннами.
Вода Иордана илиста, так что
ее, забрав в бутыли, на месте стоянки обыкновенно процеживают. И как тут, когда
я с лодки погрузился в воду священной реки, вспомнилась дальняя Россия и та
горячая вера, которая кидает людей русского простонародья в этот день в ту
прорубь рек и прудов, где совершено великое водосвятие.
Как прекрасна крещенская
вечерня, и какой поэзией дышит молитва, в которой в художественных словах
изображено Божие вседержительство:
«Тебе поет солнце, Тебе
славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе работают источницы».
Мне пришлось видеть в
Киево-Троицком старца отца Ионы монастыре великое водосвятие, которое
напоминало собою Иордан по множеству воды. Вместо небольших купелей, какие
употребляются у нас на Севере, там стояло что-то больше десятка огромных бочек
для того, чтобы вся братия и богомольцы могли вдосталь иметь воды.
Можно спорить против
религиозных обрядов. Но есть неопровержимые доказательства того, какая
заключена в них чудодейственная сила. Одно из таких доказательств — это то, что
никакие годы «не берут» святой воды, не могут произвести в ней порчи.
Крещенская вода, защищенная от пыли, чрез десятки лет так же свежа, как была
только что взятая тогда из источников.
И вот на другой день
происходит хождение причта со святой водой по приходу, имеющее большое
мистическое значение для верующих, так как в водосвятных молитвах прямо
говорится об охранительной силе воды: «Да сокрушатся под знамением креста
Твоего вси сопротивнии силы».
...Вода!.. Какая в ней вообще
очистительная, таинственная сила, которую люди постигают все больше и больше! И
сколько болезней, прежде считавшихся неизлечимыми или требовавших дорогого и
сложного лечения, исцеляются теперь одной водой.
Я видел в одном из русских
городов людей, над которыми тщательно производили разные опыты доктора; которые
были приговорены к гибели, а между тем, когда попали в руки врача, действующего
только водой, возвратили себе цветущее здоровье.
Одна женщина была доставлена
к такому врачу на руках; у нее было полное изнурение организма на почве
неисцелимой, казалось, болезни желудка. Она умирала от голодной смерти. Два-три
месяца спустя лицо, видевшее ее в таком положении, встретило ее с румянцем на
щеках, здоровой, бодрой, соблюдающей посты. И как был прост примененный к ней
метод: так называемый кругобрюшный компресс, состоящий в том, что кругом пояса
обматывается смоченное полотенце, поверх которого наматывается кусок фланели.
Этот врач за всю свою врачебную деятельность только раз и только одному из всех
больных дал лекарство внутрь.
Другой случай еще
поразительнее. Иеросхимонах одного строгого монастыря в течение нескольких лет
был в параличе, недвижимый, его кормили с ложки. Обвертыванием всего тела в
мокрые простыни с покрытием сверху теплыми одеялами было достигнуто то, что в
эти простыни сквозь поры тела стало вытягиваться наружу все отложившееся,
омертвевшее в тканях, даже лекарства, принятые раньше организмом и в нем не
растворившиеся. В течение нескольких месяцев наступило полное улучшение. Теперь
же несколько лет этот иеросхимонах ведет чрезвычайно деятельный образ жизни,
выстаивает на ногах ежедневно часов по шести монастырские службы, принимает
народ на общее благословение и на исповедь. Вот какую целебную силу заложил
Господь в воде, и вот почему вода явилась самым ярким символом той «бани
пакибытия», какою является крещение.
Евгений
Поселянин
Из
книги "Идеалы христианской жизни"