Публикуем письмо нашего православного читателя, высказавшего свои справедливые переживания по поводу современного узаконенного празднования масленицы православными и неверующими людьми.
Что неверующему человеку даст узаконенная масленица? Задавались ли таким вопросом правительственные чиновники, внося очередную дату в список государственных праздничных дней? Почему не прощеное воскресенье, не великопостный период отметили они столь высоким вниманием. Ведь в первом случае смысл праздника бы сводился к высоконравственному умению просить прощение и прощать, а во втором случае – было бы полезно ввести всяческое воздержание в развлечениях на государственном уровне. Но отмечаем всё же масленицу.
Государственный праздник устанавливается для всего народа. А большинство россиян и не знают, что это за время такое – масленица. Значит, появилась просто очередная дата для веселья. Тем более, что издавна (так уж по нашему грехолюбию завелось) масленица связана с языческими гуляньями и околоправославными поверьями, типа: нагуляться, а постом отмаливать.
Многие святые отцы (свт. Тихон Задонский, например) говорили целые проповеди о надлежащем отношении к этой последней седмице перед Великим постом. О том, что время это дано Матерью-Церковью для удобнейшего перехода от скоромной трапезы к постной, к всестороннему воздержанию. То есть, масляная неделя должна органично перейти в первую строгую неделю поста. А не так, чтобы всю неделю до воскресной ночи объедаться… К тому же, как уже было сказано, неправославному человеку и не будет смысла останавливаться в прощенное воскресенье на праздновании, это верующему-то тяжело. Получается какой-то праздник ради праздника. Обряд, что ли. Веселье очередное, гулянья, и с другой стороны – «вроде бы и церковное что-то в масленице есть», – удобно!?
Но если относится ко всем жизненным ситуациям, в том числе к празднованию масленицы, с позиции Матери-Церкви и святых отцов, а не на уровне: предложили – значит можно, то преодолеваются все соблазны и становится понятным, какое должно быть отношение православного человека к подобным ситуациям.