Глас православного народа Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа  
 
 
 
Глас православного народа
Глас православного народа
 


«По правилам хорошего тона, чай нужно было пить не спеша»: Традиции русского чаепития
Автор: admin   |   Просмотров: 1568   |   Информация

В белгородском музее раскрывают формулу заваривания чая и рассказывают об исконно русском напитке, который наши предки пили еще в XII веке

 

В Белгородском государственном музее народной культуры открылась выставка «Золотой век русского чаепития». В экспозиции размещено чуть больше 50 предметов, ее основа — это самовары, изготовленные в XIX веке и приобретенные музеем из частных коллекций. Здесь не удивляют размахом и уникальностью экспонатов, главная цель выставки — познакомить посетителей с исконно русскими традициями чаепития. Корреспондент РП узнала, для чего в Российской империи в чай стали класть лимон и как пить чай вдогонку.


«По правилам хорошего тона, чай нужно было пить не спеша»: Традиции русского чаепития

Чай пришелся ко двору


В зале постоянной экспозиции посетителей музея народной культуры встречает накрытый стол, в его центре — горячий самовар. С традициями русского чаепития здесь знакомят не только в теории, но и на практике.


Официально «чайная» история в нашей стране начинается в XVII веке. В 1638 году китайские послы привезли царю Михаилу Романову несколько ящиков чая, который, что называется, пришелся ко двору, хотя поначалу его употребляли как лекарство. Уже в 1679 году с Китаем был заключен договор о регулярных поставках чая. В середине XVIII века в Москве можно было без особых проблем купить около 10 различных сортов чая, еще через 100 лет в нынешней столице существовало более тысячи специализированных чайных магазинов. Но для большинства населения страны этот напиток долгое время оставался настоящим деликатесом.


«К примеру, в 1730 году один английский фунт чая, а это 454 грамма, стоил в России от 2 до 6 рублей, — рассказывает Ольга Матвеева, заведующая научно-экспозиционным отделом. — Для сравнения: один пуд меда, это где-то 40 фунтов, стоил 3 рубля, 1 фунт икры (красной или черной. — РП) — 1,75 копейки. Так что чай многим был не по карману. А недобросовестные продавцы еще в него часто добавляли различные травы или, например, высушенную морковь, а то и вовсе окрашенные опилки или металлическую стружку, чтобы увеличить вес. Но с развитием российско-китайских отношений чай становился все более популярным и доступным. И уже в XIX веке Россию, точно так же, как и Англию, считали одной из самых "чаепьющих" держав».


Забытый «русский чай»


Есть сведения о том, что китайский напиток русские купцы попробовали еще в средние века, а в летописях XII века не раз упоминается и о так называемом русском чае.


«Этот чай называли еще "чаем от 30 недугов", — говорит Галина Анкудинова, старший научный сотрудник отдела научно-методического и информационного обезпечения, — и изготавливали его наши предки на основе листьев иван-чая, или по-научному кипрея узколистного. В селе Копорье, сейчас это Ленинградская область, были огромные плантации этой травы, и именно там разработали рецепт русского копорского чая. Технология его приготовления, кстати, очень напоминает ту, по которой делают и китайский, и индийский напитки.


Доказано, что наши предки пили копорский чай регулярно, о его целебных свойствах до сих пор ходит множество легенд. Считается, что он помогает при простуде, аллергии, головной боли, эпилепсии, даже омолаживает кожу и повышает плодовитость. Напиток на основе кипрея узколистного не окрашивает зубную эмаль, не содержит кофеина, а значит, не вызывает привыкания и не противопоказан при гипертонии. Работники на Руси пили такой чай постоянно, так как он бодрил, прояснял ум и отбивал чувство голода.


Копорский чай в свое время был таким же брендом как, к примеру, китайский фарфор. Британия закупала десятки тысяч пудов этой травы, приготовленной по специальной рецептуре. Но в XIX веке разразился мировой скандал: появилась информация о том, что русские изготавливают чай на экспорт по вредным для здоровья технологиям и таким образом травят англичан. Причина скандала, как впоследствии оказалось, крылась в борьбе за рынки сбыта: популярность копорского напитка была столь высока, что значительно уменьшала поставки чая из Индии. И тогда Британская Ост-Индская компания стала подрывать авторитет русского продукта, распуская слухи о его вреде. Черный пиар свое дело сделал: русский чай за границей пить почти перестали, а после революции 1917 года про него забыли и на родине.


«Я так много читала о копорском чае, а попробовала его совсем недавно, — признается Ольга Матвеева. — Его привозят в очень немногие чайные магазины и только под заказ. Стоит он недешево: килограмм — около 4 тысяч рублей. Все дело в том, что способы его обработки сложны и этим в России сейчас мало кто занимается. Но вкус чая, конечно, необычный: он не травяной, терпкий, немного горьковатый. Но какого-то особого воздействия на организм я не ощутила. Говорят, чтобы почувствовать эффект, копорский чай нужно пить регулярно».


«В Белгороде мне удалось найти только аптечный иван-чай, — делится информацией Галина Анкудинова. — Но это совсем не то, просто травяной напиток из высушенной травы».


Чайная формула


Галина Анкудинова исследованием русских чайных традиций занимается уже десять лет, объездила не только Белгородскую область, но и многие города России и бывшего СССР, изучала труды известных отечественных этнографов: Максимова, Зеленина, Коринфского. Информацией из интернета практически не пользуется: давно поняла, что в Сети о чайных обычаях рассказывают с множеством неточностей и фактических ошибок.


«Например, в нескольких интернет-статьях я читала, что традиция класть в чай лимон пришла к нам с Запада. Но это абсолютно неверно. Именно Россия стала первой страной, где вошло в привычку пить чай с этим цитрусом. Людям ведь довольно много времени приходилось проводить в дороге, в экипажах, в постоянной тряске. Пассажиров укачивало, и в трактирах им часто предлагали солености, которые спасали от чувства тошноты. И вот в XVIII веке в одном из русских трактиров в качестве средства от укачивания стали предлагать чай с лимоном. И этот способ употребления напитка так понравился, что очень скоро вошел в привычку», — объясняет исследователь.


Выяснила Галина Анкудинова и то, какой способ заваривания можно считать исконно русским.


«Во-первых, чайник нужно обязательно прогреть: либо поставить на самоварную конфорку, либо обдать кипятком и только потом засыпать заварку. Как рассчитывали, сколько положить заварки? Все зависело от количества стаканов: на один стакан шла одна чайная ложка заварки без верха. Например, если в чайник входит пять стаканов, то нужно было положить пять чайных ложек и прибавить еще одну — как говорили, для чайника. Заварку заливали кипяченой водой сначала на одну треть и давали чаю немного настояться. После доливали кипяток до половины чайника, снова настаивали несколько минут и только потом доливали воду до конца. Но доливали так, чтобы между напитком и крышкой чайника была воздушная подушка. Если долить воду до краев, это испортит вкус», — делится секретом Галина Анкудинова.


Кстати, одно из неоспоримых достоинств русского самовара в том, что именно с его помощью можно точно узнать момент, когда необходимо приступать к завариванию чая.


«Стенки самовара усиливали звук, и сидящие за столом слышали, как поначалу самовар шумел, потом "пел" и, наконец, бурлил. Так вот чай нужно заваривать, когда самовар "поет"», — рассказывают на экскурсии в музее народной культуры и от теории переходят к практике. Посетителей рассаживают за накрытым столом и предлагают показать, как пили чай вприкуску, внакладку, вдогонку и вприглядку.


Гости музея отгадывают только один способ — внакладку: именно так пьют напиток сейчас, кладя в чашку сахара столько, сколько пожелают. Но для крестьян в XVIII веке сахар был слишком дорогостоящим продуктом, и они придумывали свои экономичные методы его употребления. К примеру, кусочек сахара клали на хлеб, отодвигали его губами и откусывали хлеб, прихлебывая при этом чай, — этот способ назывался вдогонку. Когда целый ломтик хлеба был съеден, в руках оставался маленький кусочек сахара, который так и «не догнал» хлеб, и его съедали как настоящее лакомство.

Чашу с колотым сахаром обычно ставили рядом с хозяйкой дома, и она зорко следила за количеством потребляемого деликатеса, этот способ назывался вприглядку.


Вприкуску чай пили тоже весьма странным для современного человека образом: кусочек сахара зажимали передними зубами и через него протягивали горячий напиток. Сахар был очень твердым и таял во рту долго. Звуки при чаепитии вприкуску были весьма специфическими, потому в дворянских семьях такой способ считали недопустимым.


Сословные правила чаепитий


В XIX веке в каждом сословии существовали свои традиции чаепития.


«В дворянских семьях чай в чашку было принято не доливать на толщину мизинца, чтобы потом можно было положить туда мед, сахар, варенье, — рассказывает Ольга Матвеева. — У крестьян же, наоборот, чай наливали до краев, объясняя это тем, что хотят сделать дом гостя полной чашей. Но в действительности так делали потому, что положить в чашку, кроме чая, было особо нечего».


Дворяне свой день начинали именно с чаепития, для них оно было настоящим ритуалом.


«По правилам хорошего тона, чай нужно было пить не спеша, дуть на чашку считалось невежеством, — продолжает Матвеева. — Если хозяйка давала понять, что трапеза окончена, то чашку в перевернутом виде ставили на блюдце или же накрывали блюдцем. На столе, кстати, всегда был молочник.

Хоть традиция пить чай с молоком и считается английской, у нас она прижилась очень быстро».


В середине XIX века чай стал уже по-настоящему национальным напитком. Из Китая его доставляли морским путем, что значительно снизило стоимость продукта, а после строительства Транссиба он и вовсе оказался доступен всем слоям населения. Но самыми большими любителями бодрящего напитка были русские купцы.


«Именно после купеческих застолий появилось выражение "чаи гонять", — констатирует заведующая научно-экспозиционным отделом, — ведь купцы чай пили просто в огромных количествах — от 15 до 20 чашек за вечер. Если приглашали на чай, это уже подразумевало, что будет длительная беседа, за которой решались многие важные вопросы: заключались сделки, проходило сватовство».


На смену самоварам уже давно пришли электрические чайники, да и сам старинный напиток теперь все чаще заваривают в пакетиках, но неизменным остается одно: чай для русского человека по-прежнему неразрывно связан с задушевной беседой и домашним уютом.

Источник: Русская Планета

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Распечатать


Другие новости по теме:






апостасия, беззаконие, видео, военное, волчий собор, главная новость, глобализация - построение царства антихриста, гонения, ересь жидовствующих, еретики, иностранное, интервью, исповедничество, история, кощунство, крестный ход, культура, мировое антихристово правительство, народ, обновленчество, обращения, общественные организации, патриотизм, политика, праздник, протест, Русская Православная Церковь, святые, святые отцы, Сербская Православная Церковь, содомиты, суд, Украинская Православная Церковь МП, храм, царская власть, Церкви поместные, церковные каноны, экуменизм - ересь ересей, электронный концлагерь, ювенальный безпредел

Показать все теги
Глас православного народа
Глас православного народа
статьи и письма
Глас православного народа
Глас православного народа

Календарь
Глас православного народа
Глас православного народа
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Глас православного народа
Глас православного народа




Архив статей
Глас православного народа
Глас православного народа
Июль 2020 (24)
Июнь 2020 (21)
Май 2020 (53)
Апрель 2020 (46)
Март 2020 (55)
Февраль 2020 (50)


Глас православного народа
Глас православного народа

Глас православного народа
 
Глас православного народа
авторизация
Глас православного народа
Глас православного народа





ОПРОС:
Глас православного народа
Глас православного народа
Читаете ли Вы утренние и вечерние молитвы?

Да, каждый день
Не каждый день
Редко читаю
Только утренние
Не читаю



топ-статьи
Глас православного народа
Глас православного народа



Глас православного народа
Глас православного народа


Глас православного народа   Глас православного народа   Глас православного народа
© 2005-2020 газета "Глас православного народа" | написать письмо редактору Сорокиной Анастасии