Глас православного народа Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа  
 
 
 
Глас православного народа
Глас православного народа
 


Чем отличается Дмитриевская суббота от остальных дней поминовения усопших
Автор: admin   |   Просмотров: 1414   |   Информация

Чем отличается Дмитриевская суббота от остальных дней поминовения усопшихМолитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.


Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота – суббота перед днем памяти святого вмч. Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), когда совершается поминовение усопших несмотря на то, что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. В русских рукописях Дмитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах («Типиконах», «Минеях») и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках – соборных «Чиновниках» и монастырских «Обиходниках». Одно из первых упоминаний Дмитриевской родительской субботы как дня поминовения усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в. В монастырских «Обиходниках» Дмитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии.


Почему суббота? Потому что в субботу Господь Своей душой пребывал с умершими в аду: Христос сошел в ад сразу по разделении души с телом, а в субботу Господь пребывал в аду и выводил оттуда ветхозаветных праведников.


Вне монастырей Дмитриевскую родительскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в эту субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В «Чиновнике» московского Успенского собора под 23 октября содержится следующая запись 2-й половины XVII века: «Пред памятью святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает панихида по всех православных христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из «Обиходников» и «Уставов», посвященная Дмитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунского».

В XVII веке Дмитриевскую родительскую субботу, по всей вероятности, еще не связывали с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Дмитриевской родительской субботы князем Дмитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине XVI века и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобного игумена Сергия корми, и всю братию его», но и в этих словах Дмитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой. Можно предположить, что ассоциация Дмитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже в XIX веке.


Свт. Филарет Московский (Дроздов) писал в письме к А. Н. Муравьеву от 26 ноября 1845 г.: «О Дмитриевской субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием павших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминоЧем отличается Дмитриевская суббота от остальных дней поминовения усопшихвение сделалось всеобщим».

В XIX веке мнение о связи Дмитриевской родительской субботы с Куликовской битвой распространилось и стало господствующим. 22 августа 1903 года был издан императорский указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Дмитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам. Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в эту субботу.


На Руси в народной среде Дмитриевская родительская суббота считалась одним из главных поминальных дней. В период между праздником Казанской иконы Божией Матери и днем памяти вмч. Димитрия, или Дмитриевской родительской субботы, не играли свадеб.

В случае совпадения Дмитриевской родительской субботы с праздничным днем (например, с 22 октября – днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу. В 1885, 1900 и 1906 годах, когда Дмитриевская родительская суббота совпадала с 21 октября – днем восшествия на престол имп. Николая Второго, Священный Синод переносил поминовение на пятницу, 20 октября – день кончины императора Александра Третьего.

По материалам Православной Энциклопедии

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Распечатать


Другие новости по теме:






апостасия, беззаконие, видео, военное, волчий собор, главная новость, глобализация - построение царства антихриста, гонения, ересь жидовствующих, еретики, иностранное, интервью, исповедничество, история, кощунство, крестный ход, культура, мировое антихристово правительство, народ, обновленчество, обращения, общественные организации, патриотизм, политика, праздник, протест, Русская Православная Церковь, святые, святые отцы, Сербская Православная Церковь, содомиты, суд, Украинская Православная Церковь МП, храм, царская власть, Церкви поместные, церковные каноны, экуменизм - ересь ересей, электронный концлагерь, ювенальный безпредел

Показать все теги
Глас православного народа
Глас православного народа
статьи и письма
Глас православного народа
Глас православного народа

Календарь
Глас православного народа
Глас православного народа
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Глас православного народа
Глас православного народа




Архив статей
Глас православного народа
Глас православного народа
Июль 2020 (24)
Июнь 2020 (21)
Май 2020 (53)
Апрель 2020 (46)
Март 2020 (55)
Февраль 2020 (50)


Глас православного народа
Глас православного народа

Глас православного народа
 
Глас православного народа
авторизация
Глас православного народа
Глас православного народа





ОПРОС:
Глас православного народа
Глас православного народа
Читаете ли Вы утренние и вечерние молитвы?

Да, каждый день
Не каждый день
Редко читаю
Только утренние
Не читаю



топ-статьи
Глас православного народа
Глас православного народа



Глас православного народа
Глас православного народа


Глас православного народа   Глас православного народа   Глас православного народа
© 2005-2020 газета "Глас православного народа" | написать письмо редактору Сорокиной Анастасии