Молитва
за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник
не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем
более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма
благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в
постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в
состоянии умилостивить Господа.
Димитриевская
(Дмитриевская) родительская суббота – суббота перед днем памяти святого вмч.
Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), когда совершается поминовение усопших
несмотря на то, что в богослужебном уставе этот день не отмечается как
заупокойный. В русских рукописях Дмитриевская родительская суббота упоминается
редко, не отмечается в переводных литургических книгах («Типиконах», «Минеях»)
и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках – соборных
«Чиновниках» и монастырских «Обиходниках». Одно из первых упоминаний
Дмитриевской родительской субботы как дня поминовения усопших содержится в
сборнике новгородского происхождения XV в. В монастырских «Обиходниках»
Дмитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии.
Почему
суббота? Потому что в субботу Господь Своей душой пребывал с умершими в
аду: Христос сошел в ад сразу по разделении души с телом, а в субботу Господь
пребывал в аду и выводил оттуда ветхозаветных праведников.
Вне
монастырей Дмитриевскую родительскую субботу воспринимали как день заупокойной
молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в эту субботу
«петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и
кормы ставить». В «Чиновнике» московского Успенского собора под 23 октября
содержится следующая запись 2-й половины XVII века: «Пред памятью святаго
великомученика Димитрия в пяток вечера бывает панихида по всех православных
христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из «Обиходников»
и «Уставов», посвященная Дмитриевской родительской субботе с заглавием:
«Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия
Солунского».
В
XVII веке Дмитриевскую родительскую субботу, по всей вероятности, еще не
связывали с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Сказания о
Куликовской битве также не содержат указания об установлении Дмитриевской
родительской субботы князем Дмитрием Донским. Только в Киприановской редакции
«Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине XVI века и дошедшей до нас
в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к
прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по
них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобного игумена Сергия
корми, и всю братию его», но и в этих словах Дмитриевская родительская суббота
не связывается с Куликовской битвой. Можно предположить, что ассоциация
Дмитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом
появилась только в XVIII или даже в XIX веке.
Свт.
Филарет Московский (Дроздов) писал в письме к А. Н. Муравьеву от 26 ноября 1845
г.: «О Дмитриевской субботе постановления не знаю, кроме предания нашего,
русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием павших в Мамаевой битве
было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился
первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия
Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день
поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших)
определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было
помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим».
В
XIX веке мнение о связи Дмитриевской родительской субботы с Куликовской битвой
распространилось и стало господствующим. 22 августа 1903 года был издан
императорский указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Дмитриевскую
родительскую субботу панихиды по усопшим воинам. Согласно утверждениям
некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память
всех павших в Куликовской битве» в эту субботу.
На
Руси в народной среде Дмитриевская родительская суббота считалась одним из
главных поминальных дней. В период между праздником Казанской иконы Божией
Матери и днем памяти вмч. Димитрия, или Дмитриевской родительской субботы, не
играли свадеб.
В
случае совпадения Дмитриевской родительской субботы с праздничным днем
(например, с 22 октября – днем памяти Казанской иконы Божией Матери)
поминовение усопших переносится на предшествующую субботу. В 1885, 1900 и 1906
годах, когда Дмитриевская родительская суббота совпадала с 21 октября – днем
восшествия на престол имп. Николая Второго, Священный Синод переносил
поминовение на пятницу, 20 октября – день кончины императора Александра
Третьего.
По материалам Православной Энциклопедии