Каждый
раз, когда по грехам нашим русская государственность ослабевала, это
становилось причиной оккупации, и оккупанты символически брали столицу Третьего
Рима – Москву. Так было при нашествии Орды, затем поляков, Наполеона,
большевиков. Оккупация продолжалась до тех пор, пока русский народ во главе с
церковными вождями, не каялся в грехах и не возвращался на свой исторический
путь.
Польская оккупация
Москвы была очень наглядной демонстрацией наших грехов как ее причины. Смута
из-за эгоизма высшего, боярского, слоя Руси, жаждавшего вольностей и привилегий
наподобие польской шляхты.
После свержения Царя
Василия Шуйского, выданного затем в польский плен, столицей стала править так
называемая Семибоярщина. Бояре решили договориться с поляками и пригласить на
престол 15-летнего польского королевича Владислава при условии его перехода в
Православие.
Семибоярщина впустила
поляков в Москву. Поляки вели себя в Москве как в завоеванном городе, что
взволновало широкие слои российского общества. А после того как в декабре был
убит Лжедмитрий II, одним ключевым игроком на политической арене стало меньше.
Вопрос встал ребром: либо Семибоярщина и поляки окончательно доведут страну до
полного распада, либо в обществе найдется достаточное число патриотов,
способных подняться на защиту Родины.
Патриарх Гермоген стал
рассылать через доверенных людей по городам грамоты с призывом подняться на
освобождение Москвы. С февраля 1611 года к столице потянулись вооруженные
отряды патриотов. Первое ополчение состояло из дворян, казаков, астраханских
стрельцов и ополченцев из Мурома, Вологды, Нижнего Новгорода, Суздаля,
Владиміра, Углича, Галича, Костромы, Ярославля.
Сражение, произошедшее
19 марта, было долгим, кровопролитным и завершилось не в пользу русских. Поляки
зажгли Китай-город, что вынудило ополченцев отступить от стен Кремля.
Осенью 1611 г. в Нижнем
Новгороде началось патриотическое движение, которое постепенно объединило
большинство сословий в стремлении освободить страну от оккупантов. Под
воздействием грамот Гермогена патриоты сошлись на том, что первоочередной
задачей является освобождение столицы и созыв Земского собора для избрания
нового Царя. При этом было решено не приглашать на русский престол никого из
зарубежных претендентов и не выбирать царем Ивана Дмитриевича (сына Марины
Мнишек и Лжедмитрия II).
По призыву
нижегородского старосты, торговца мясом Кузьмы Минина, начало формироваться
второе ополчение. Во главе него встали сам Минин и князь Дмитрий Пожарский.
Вожди второго ополчения
стали рассылать грамоты в другие города, призывая народ вступать в ополчение.
Эти действия взволновали поляков и были одобрены Патриархом Гермогеном. Поляки
Патриарха арестовали и уморили голодом.
В марте 1612 года второе
ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось по направлению Балахна –
Юрьевец – Решма – Кинешма – Кострома – Ярославль, где был образован временный
"Совет всея Земли" – правительственный орган. Второе ополчение
постоянно пополнялось людьми, вооружением, припасами. Вскоре Трубецкой и
Заруцкий вступили в переговоры с Мининым и Пожарским о согласованности
действий.
Основные силы второго
ополчения дошли до Москвы в августе 1612 года. Почти одновременно с ними к
столице подошел польско-литовский гетман Ян Кароль Ходкевич, имевший целью
снять осаду Кремля и доставить туда продовольствие. В течение трех дней, с 22
по 24 августа, войска Ходкевича пытались прорваться в Кремль. Но в итоге они
понесли тяжелые потери и были вынуждены уйти восвояси. В ходе сражения русские
воины из первого и второго ополчений проявили массовый героизм, а их вожди –
высокое полководческое мастерство и личную храбрость.
Эта победа предрешила
судьбу польско-литовского вражеского гарнизона в Кремле и Китай-городе.
При создании Пожарским
ополчения из Казани прибыла к войскам копия иконы явленной чудотворной
Казанской Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно
молилось перед сим чудотворным образом. В результате, освобождение Москвы от
поляков было объяснено заступлением Божией Матери «ради Казанской иконы Ее». 22
октября 1612г. враг был изгнан из столицы и в память об избавлении Москвы от
ляхов был установлен праздник сей чудотворной иконы (4 ноября по новому стилю с
2005 г. провозглашенный "Днем национального единства" в РФ и стихийно
ставший праздником русского сопротивления нынешней смуте). Этот список иконы до
самой революции 1917 г. оставался в построенном для нее князем Пожарским
Казанском соборе на Красной площади в память изгнания поляков из столицы. В
этот же день совершалась память кн. Дмитрию Пожарскому (†1642).
По материалам сайта Русское Имперское Движение