Всякое дерево
познается по плоду своему, потому что не собирают
смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
(Лк.
6, 44)
Ключевая
фигура предстоящего в 2016 году т. н. «Всеправославного собора» –
Константинопольский Патриарх Варфоломей (Архондонис). Именно этот иерарх
инициировал возобновление предсоборного процесса после многолетнего перерыва, и
он же станет председателем указанного форума. Т. е. можно сказать, что
«Всеправославный собор» – детище Константинопольского Предстоятеля. Поэтому
знакомство с некоторыми фактами из его биографии позволит лучше понять,
обоснованы ли опасения верующих в связи с подготовкой «восьмого вселенского».
Папа Франциск и Патриарх
Варфоломей 25 мая 2014 года подписывают совместную декларацию. В документе
говорится, что встреча между «епископами Церквей Рима и Константинополя»
является «источником глубокой духовной радости» и плодом Божиего Провидения. Папа
и Патриарх «с нетерпением ждут того дня», когда «две Церкви» будут «совместно
участвовать
в Евхаристической Вечере».
Патриарх
Варфоломей (в миру – Димитриос Архондонис) родился в 1940 году. Детство его
пришлось на военный и послевоенный период мировой истории. Богословское
образование Димитриос получил в училище на острове Халки. Во время обучения
одаренного юношу заметил и приблизил к себе митрополит Мелитон (Хадзис),
ближайший помощник Патриарха Афинагора (Спиру), активный участник
экуменического движения и автор общеизвестного лукавого термина «диалог любви».
В
1961 году Димитриос окончил училище, и митрополит Мелитон, совершив над ним
монашеский постриг, рукоположил его в диаконский сан. Затем юноша был призван в
армию и два года нес службу в Турции.
После
демобилизации в 1963 году иеродиакон Варфоломей в качестве стипендиата
Константинопольской Патриархии отправился в Рим, в Папский восточный институт,
готовящий «специалистов по Восточным Церквам». Обучаются там в основном
представители т. н. «восточнокатолических церквей», т. е. униаты, однако
институт, руководит которым орден иезуитов, «открыт для людей любого
вероисповедания». В нем проходят подготовку и «православные» экуменисты –
«студенты Восточных Церквей, не принадлежащие к церковному единству (т. е. к
папистской лжецеркви, – примеч. авт.), которые желают глубже познакомиться с
католическим вероучением и с его отношением к вероучению своего исповедания».
По
окончании институтского курса будущий Константинопольский иерарх защитил
диссертацию на тему «О кодификации священных канонов и канонических положений в
Православной Церкви», получив степень доктора богословия. Здесь необходимо
сделать следующее пояснение. Кодификация – термин юридический, применительно к
церковному законодательству он означает включение разрозненных канонических
текстов в единый сборник с их последующим редактированием – устранением
повторяющихся канонов и исправлением остальных для более ясного и грамотного с
точки зрения кодификатора изложения. Святые Отцы Православной Церкви
кодификацией канонов не занимались – они только изучали и толковали древние
правила. А вот католические «теологи» умело пользуются этим названием для
упразднения не устраивающих их по тем или иным причинам традиционных
канонических норм.
Наряду
с кодификацией, иеродиакон Варфоломей усовершенствовался в знании языков: кроме
греческого, он овладел итальянским, латинским, английским, немецким и турецким.
Преподавательская корпорация института была настолько довольна своим
воспитанником, что доверила ему педагогическую деятельность.
Годы
обучения будущего Константинопольского Патриарха в Папском институте по времени
совпали с проведением Второго ватиканского собора (1963–1965 гг.) у католиков,
и Варфоломей имел возможность присутствовать на его заседаниях, наблюдать за
ходом полемики и непосредственно знакомиться с утверждаемыми постановлениями.
Не исключено, что именно тогда в душе молодого священнослужителя возникло
желание организовать подобный собор и в Православной Церкви. Кстати, важно
отметить: Второй ватиканский собор признан римской курией «вселенским».
Следующий
значимый штрих к портрету нынешнего Константинопольского Предстоятеля – участие
в т. н. «снятии» анафем с римско-католической лжецеркви, совершенном Патриархом
Афинагором – крупнейшим «православным» модернистом и экуменистом минувшего
века. Соответствующие документы были подписаны 7 декабря 1965 года в Риме и
Стамбуле. Константинопольскую делегацию при этом возглавлял вышеупомянутый
митрополит Мелитон, как раз и привлекший к сему экуменическому действу своего
духовного сына. Кстати, в этом году исполняется 50 лет с момента «отмены»
анафем, и папа Франциск с Патриархом Варфоломеем собираются отметить
экуменический юбилей в рамках торжественной встречи.
После
Папского института будущий глава Константинопольской Церкви продолжил обучение
в швейцарском Экуменическом институте в Боссэ, а также в Мюнхенском
университете.
В
1968 году, завершив свое образование, молодой специалист в области
редактирования и сокращения церковных канонов и международного экуменического
диалога возвратился в Турцию и начал преподавательскую деятельность в
Богословском училище на Халки. Вскоре от руки Патриарха Афинагора он получил
пресвитерский сан.
30
ноября 1969 года на патриаршей Литургии на Фанаре, в присутствии членов
делегации из Ватикана во главе с кардиналом Виллебрандсом, архимандрит
Варфоломей произнес следующую речь: «Объединение [Церквей] не будет являться
исключительно нашим делом, поэтому мы не столкнемся ни с какими трудностями.
Объединение станет даром Христовым, результатом Его воли и молитвы <…>.
Первозванный ученик, Святейшая Церковь Константинопольская, и сегодня верит в
то, что Учитель может сотворить чудо и насытить миллионы своих алчущих чад. И
она ностальгически ожидает этого чуда. А вместе с ней чуда с молитвой и
надеждой ожидает и ее брат и друг, святейшая церковь древнего Рима. Потому-то
обе эти Церкви вместе действуют, учат друг друга, молятся друг за друга, чтобы
приблизить это чудо, которое сотворит наш общий Учитель и Господь – чудо
единения всех. Потому-то сегодня в этом всечестном патриаршем храме вместе
молятся римо-католики и православные».
В
1972 году после смерти Патриарха Афинагора архимандрит Варфоломей был назначен
личным секретарем нового Предстоятеля – Патриарха Димитрия. А в следующем году
совершилась его хиротония во епископа Филадельфийского, и с марта 1974-го
новоиспеченный иерарх стал постоянным членом Синода Константинопольской Церкви
и ряда синодальных комитетов.
В
1975 году митрополит Варфоломей был избран членом комиссии «Вера и устройство»
крупнейшей экуменической организации «Всемирный совет церквей», где состоял в
течение восьми лет, одновременно занимая должность заместителя председателя
ВСЦ. В качестве представителя Вселенской Патриархии он принимал участие в
съездах этой организации, проходивших в Упсале, Ванкувере и Канберре.
Остановимся подробнее на некоторых существенных подробностях двух последних
мероприятий.
Ванкуверский
(Канада) съезд проходил с 24 июля по 10 августа 1983 года. Одним из пунктов
программы была протестантская месса, на которой присутствовало около 3500
человек из разных стран мира, среди которых были римо-католические ксендзы,
епископы Поместных Православных Церквей и другие религиозные деятели. Служил
мессу арцбискуп Кентерберийский Роберт Ранси с двумя женщинами-пасторшами,
ектеньи поочередно произносились «православными» экуменистами, римо-католиками
и монофизитами. А в ходе дискуссии на конференции протестанты из феминистского
движения выказывали свое недовольство о мнимой «дискриминации женщин» в ряде
текстов Священного Писания. Наконец, согласно программе форума, его участники,
в том числе и владыка Варфоломей, установили культовую статую, подаренную ВСЦ
канадскими индейцами.
Конференция
в Канберре (Австралия), на которой митрополит Варфоломей исполнял обязанности
заместителя председателя, состоялась 7–20 февраля 1991 года. В ее работе,
наряду с самой многочисленной группой – членами протестантских деноминаций,
были задействованы экуменисты из всех Поместных Православных Церквей (кроме
Иерусалимской), католики, адепты нехристианских религий, а также участники
феминистского и содомитского движений. В рамках программы кореянка доктор Чанг
провела спиритический сеанс.
Именно
на этом съезде комиссия «Вера и устройство» под руководством митрополита
Варфоломея разработала документ «Единство Церкви как общение: дар и призыв»,
одобренный затем ВСЦ. Основные тезисы резолюции таковы:
«1. Взаимное признание
Крещения. 2. Признание Никео-Цареградского Символа веры как единого выражения
апостольской веры.
3. Евхаристическое общение. 4. Взаимное признание
священства. 5. Совместное свидетельство Евангелия. 6. Совместная деятельность в
целях сохранения мира и порядка во всем мире. 7. Предоставление возможности
церковным приходам и общинам соответствующим образом выражать степень
существующего общения».
ВСЦ
не замедлил обратиться во все Поместные Православные Церкви с предложением
принять данные положения к руководству на практике ради «достижения полного
единства». Примечательно, что шестой пункт явно перекликается с восьмым
вопросом известной повестки «Всеправославного собора» – «Вклад Православия в
утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы».
2
ноября 1991 года на Фанаре состоялось торжественное восшествие Патриарха
Варфоломея на Константинопольский престол. Интронизация происходила в соборе
святого Георгия. На службе присутствовала делегация из Ватикана во главе с
кардиналом Э. Кассиди, личным другом нового Предстоятеля, а также арцбискуп
Кентерберийский, представители ВСЦ, монофизиты и иные еретики.
В
торжественной речи Патриарх сказал о необходимости установления диалога не
только с представителями «христианских» конфессий, но и с последователями
нехристианских религий, пообещав продолжить политику своих предшественников
Афинагора и Димитрия. Затем с приветственным словом он обратился по отдельности
к папе римскому, к Кентерберийкому арцбискупу, к старо-католикам, лютеранам,
методистам, реформистам и «всем христианам». Теплого приема удостоился и ВСЦ,
имеющий, по словам Патриарха, огромное значение «в поиске и строительстве
христианского единства, а также христианских отношений и свидетельства перед
лицом сегодняшних проблем человечества».
В
частности, прозвучало: «Мы посылаем поцелуй любви и мира всем главам Армянской,
Коптской, Эфиопской и Сирийской церквей в Дамаске и Малабаре. Сегодня близость
вероисповедания подвигает нас на активный поиск совместного исповедания и
выражения [веры] в совместном причащении <...>. Из этого священного сада
мы посылаем приветствия также и его святейшеству папе древнего города Рима
Иоанну Павлу II, с которым нас связывает чувство глубокой любви. Мы спешим
заверить его, что считаем своей первоочередной заботой на сегодняшний день
продолжить начинания наших блаженнопочивших предшественников Патриархов
Афинагора и Димитрия, чтобы на земле как можно скорее осуществилась воля
Господня, состоящая в объединении всех, кто верует в Него и следует путем
истины. Мы будем делать в этом направлении все зависящее от нас и надеемся, что
и наши братья на Западе приложат все свои силы и возможности, чтобы вместе
двигаться к заветной и святой цели».
Слова
Константинопольского Патриарха вполне воплотились в его делах – в
антиканоничном экуменическом сближении с папистами, протестантами и
монофизитами. Вот лишь несколько весьма показательных шагов в сторону
объединения с еретиками.
С 20
по 31 августа 1993 года делегация Константинопольской Церкви во главе с
Патриархом Варфоломеем посетила шведскую лютеранскую «церковь», отмечавшую
юбилей – 400-летие со дня основания первой кирхи в Упсале. Эта протестантская
секта отличилась тем, что прежде всех прочих в Европе стала «рукополагать» в
пасторов женщин. 22 августа в главной Упсальской кирхе состоялась торжественная
месса. Константинопольские иерархи расположились в особой ложе близ алтаря,
рядом с протестантами, монофизитами и представителями иных конфессий. Отдельные
части мессы прозвучали в исполнении симфонического оркестра под руководством
протестантского клирика. После кардинала Кассиди и шведского арцбискупа Гунара
Вемана слово взял Патриарх Варфоломей. В своем обращении он говорил о
необходимости «единства Церкви», отметив, что его отсутствие «не только
является соблазном, но и находится в противоречии с основным назначением
Церкви». В процессе мессы Патриарх участвовал во входе с Евангелием. Затем все
присутствовавшие религиозные деятели вместе прочитали Символ веры и обменялись
«поцелуями мира». В качестве дара Вселенского престола Варфоломей преподнес
Веману серебряный «потир примирения». Шведский примас тут же использовал его
под хлеб и вино, которыми лютеранские «священники» и «священницы» накормили
народ. В заключение Константинопольский Предстоятель поприветствовал молившихся
словами: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием,
всегда, ныне и присно и во веки веков», т. е. произнеся отпуст Божественной
Литургии! Рядом с ним в это время стояли и также «благословляли» участников
экуменического действа кардинал Кассиди и протестантские арцбискупы Веман и
Викстр.
В
1989 году на конференции ВСЦ в египетском монастыре Анба Бишой «православные»
экуменисты провели переговоры с монофизитами. По итогам встречи был принят т.
н. «Египетский документ», утверждающий отсутствие разногласий между
православными и членами еретических «дохалкидонских церквей».
В
ноябре-декабре 2006 года по приглашению Патриарха Варфоломея Стамбул посетил
папа римский Бенедикт XVI. Понтифик присутствовал на Божественной Литургии в
храме святого Георгия, где ему дозволили во всеуслышание прочесть «Отче наш».
Папа и Патриарх вместе молились, давали «лобзание мира» и благословляли людей.
На ектиниях патриарший архидиакон поминал папу, причем его имя возносилось
прежде имени Патриарха Варфоломея. В рамках этого же визита Бенедикта XVI глава
Константинопольской Патриархии помолился за папской мессой в стамбульском
костеле.
Итак,
подведем итог нашему обзору деятельности главного инициатора «Всеправославного
собора» Патриарха Варфоломея. Духовное становление нынешнего
Константинопольского Предстоятеля происходило под опекой митрополита-экумениста
Мелитона. Обучение в Папском и Экуменическом институтах подготовило его к
вероотступнической работе на площадках ВСЦ. А наиболее значимыми вехами в его
биографии были участие во Втором ватиканском соборе и в антиканоничном
безпрецедентном «снятии» анафем с римо-католической лжецеркви.
Эти
факты помогают нам сделать следующий вывод: личность Патриарха Варфоломея
вполне может стать неким связующим звеном между двумя новыми «вселенскими»
лжесоборами – католическим Вторым ватиканским и «Святым и Великим
Всеправославным», намеченным на следующий год. Вполне вероятно, что на этом
форуме Константинопольский Предстоятель применит свой богатый экуменический
опыт и использует всевозможные рычаги воздействия на его участников, чтобы
приблизить достижение «заветной и святой» цели – объединиться с еретиками. Ведь
если евангельское изречение о том, что древо познается по плодам, справедливо,
то не безумие ли ожидать добрых и полезных для Церкви Христовой плодов от
человека, десятилетиями служившего делу богоотступничества и предательства
Православия?
Источник: Газета
«Православный Крест»