Наместник
Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Панкратий обезпокоен
популярностью смартфонов среди монахов. Об этом соблазне владыка рассказал в
интервью«Аргументам и фактам».
«Сейчас, я
считаю, в монашестве приходится бороться с искушениями уже другого рода, ‒ заметил
епископ Панкратий, ‒ Например, со стороны интернета. Когда я в молодости поступал в монастырь,
на собеседовании один старец, отец Матвей, прищурился хитро и спросил: "А
вот скажи, пожалуйста, брат, что у тебя будет в келье?". "Будет две
одежды - зимняя и летняя", - отвечаю. "А еще?" -
"Икона". - "А еще что?" - "Книги духовные". Он
улыбнулся и говорит: "Ну а маленький такой магнитофончик, духовные
песнопения, проповеди послушать?" Я подумал и сказал: "Нет, не
будет". "Но хоть чайничек-то будет, чайку попить?" - "И
чайника не будет!" Но прошло пару лет, у меня и магнитофончик появился, и
чайничек, все как положено (смеется). А сейчас - и интернет, и смартфоны, а там
искушения. Ведь недаром на этой штуке (указывает на свой смартфон) нарисовано
надкусанное яблоко - это действительно возвращает нас в те времена, когда Адам
и Ева грешили перед Богом».
Владыка
напомнил, что монах уходит из мира, а смартфон возвращает его снова в мир: «Эта
проблема сегодня есть везде, в том числе и на греческом Афоне. Они там ведут
блоги, общаются на форумах, шлют по сетям "многая лета", воззвания и
анафемы... Но все это абсолютно противоречит монашеству». «Хотя, - признался
он, - я и сам тоже пользуюсь интернетом. Действительно удобно: и погоду можно
узнать - какой прогноз на завтра, плыть по Ладоге на катере или не плыть,
новости о том, что происходит в патриархии и в мире. Удобно руководить, читать
и отправлять письма».
Правда
теперь, сказал епископ Панкратий, он решил отказаться от смартфона, для чего
ему специально подарили телефон без камеры и интернета. «И я стану пользоваться
им, а почта будет идти через келейника. И соответственно, я получу моральное
право требовать то же самое от насельников, - сказал он. - Вот у монахов на
Афоне телефоны даже не свои, а монастырские. Им выдают их, простите, как носки
на складе, кружку-ложку и другие необходимые вещи. Тоже без камеры и интернета,
самую простую и дешевую модель. Только для дела. Началось у монаха какое-то
конкретное послушание - ему выдают телефон, закончилось - забирают. То же самое
нужно делать и в наших монастырях».
«Все эти
смартфоны, большие дисплеи - огромный соблазн, особенно для молодых монахов.
Мне часто приходится слышать от них на исповедях, что вот, мол, опять бес
попутал с этим интернетом... Один послушник даже уехал с Валаама из-за того,
что просто погряз в Сети, и мир его притянул снова. И я даже считаю, что для
современного монашества это один из главных вызовов. А путь к истине -
возрождение подлинного общежития, когда у монахов нет ничего собственного», -
убежден он.
Что же
касается телевидения и просмотра кинофильмов, то, заверил владыка, он не
смотрит их уже давно. «И братии запретил, сказав: "Мы не для этого сюда
пришли. И если кто-то все-таки будет смотреть, то он не имеет права причащаться
со мной из одной чаши..." И это подействовало. А спустя какое-то время
снова приходит брат: "Владыка, ну хоть какой-то самый православный фильм
можно посмотреть?". Человек все-таки слаб. Я, например, не пью и то же
самое наказываю братьям - чтобы они держали сухой закон. А если я не буду ему следовать,
как же смогу требовать того же от других?» - подчеркнул владыка.
Отвечая на
вопрос, как он относится к тому, что сейчас священнослужители не только ведут
блоги, но и проповедуют через интернет, епископ Панкратий сказал: «Я считаю это
ненужным и даже вредным для монахов. Монастырь может и должен вести
просветительскую, проповедническую деятельность в интернете. Мы это делаем, у
нас есть страницы в "Фейсбуке" и в других социальных сетях, свой
сайт. То же самое и в других православных монастырях, например в Оптиной
пустыни. Этим занимается братия, таково их послушание, но не личная прихоть.
Монаху позволяется вести деятельность в Сети по благословению, к примеру,
игумена. Но по собственной воле - нельзя».
Источник: Русская народная линия