В интервью
сайту Московской городской епархии епископ Моравичский Антоний рассказал о
жизни сербского подворья в российской столице и поделился воспоминаниями о
Патриархе Павле.
— Ваше
Преосвященство, Вы сподобились служить и работать вместе с Патриархом Сербским
Павлом. Каким он был вне богослужения, в неофициальной обстановке?
— Каким он
был официально, таким был и в частной жизни. Он всегда был на страже: всегда
прибранный, собранный, молитвенный, в меру радостный. Задумчивый. И всегда
любил шутить в свой адрес, и никогда в чужой. И такие шутки обидные, что как
будто шутит кто-то другой. Он всегда себя так смирял, унижал. Мог сказать
обидные вещи лично в свой адрес. Он был настолько прозорливым человеком, что
ему никогда не надо было много говорить или объяснять. Он с полуслова все
понимал.
Это было
тяжелое время для Сербской Церкви: война, развал страны, беженцы, церковный
раскол — у нас тоже была зарубежная Церковь, которая не признавала
коммунистическую власть и считала Патриархию и архиереев коммунистами. Патриарх
своей мудростью и любовью этот раскол покрыл и уврачевал. Святейший никогда
долго и много не говорил. Его проповеди были очень короткие. Но всегда такие глубокие,
с таким глубочайшим смыслом и высказаны с таким смирением и кротостью, что это
мало кому удается. Все свои слова он подтверждал своей жизнью.
— Не страшно
быть рядом со святым человеком, когда понимаешь, что он действительно святой, и
через него говорит Дух Божий?
—
Первоначально было очень страшно, я боялся. Потом как-то привыкли. Весь самый
«кипящий» период своей жизни я провел рядом с Патриархом Павлом. Знаете, он
всегда меня поддерживал, если я ошибался, помогал мудрым советом или ответом на
вопрос о духовной жизни. Патриарх был очень строгий, это надо понимать. Но
очень строгий, в первую очередь, к себе. И только потом уже эта строгость
распространялась и на других. Он никогда не пропустит и не попустит какой-то
грех, если он может навредить его пастырскому служению. Никогда не оправдает то
или иное из-за лицеприятия или влияния высокопоставленного человека. Он всегда
одинаково радовался и простому человеку, и президенту любой страны. Он
одинаково принимал и беженцев, и нищих, и общался с ними, и высокопоставленных
чиновников и глав Поместных Церквей. Он так жил. Он уважительно относился ко
всем. Но у него никогда не было особых знаков внимания ни к кому. Не бывало
такого, чтобы он особенно суетился, что приезжает такой-то, или не суетился,
если приезжает кто-то простой. И в первом и во втором случае у него всегда было
ровное внутреннее и внешнее спокойствие.
Православных
гнали, а католиков и мусульман не трогали
— Как жилось
православным в Сербии при коммунистах?
— Церковь была
так же гонима, как в России, но не в таких объемах, и гонима своеобразно. Вроде
бы никакого приказа такого не было, что ходить в храм нельзя. Но за участие в
таинствах преследовали. В Москве оставались открытыми только 43 храма. А в
Сербии по всей страны закрыты были всего около 40 храмов и монастырей. Правда
еще многие храмы были уничтожены во время Второй мировой войны и после нее.
Священники могли быть осуждены, если работали в государственные праздники. Я
помню, как в юношестве мой дядя, который тоже священник, работал первого мая —
сажал деревья около храма. Из-за этого его пригласили в комитет по вопросам
религии, где его допрашивали и хотели осудить, но не осудили в итоге.
Официально храмы были открыты. Но креститься или венчаться было непопулярно, и
за это исключали из компартии. Религия считалась опиумом для народа, а верующие
— людьми второго сорта. Если человек шел в семинарию, значит, с ним было что-то
не так.
Члены Совета
по делам религий могли свободно заходить в Патриархию. А во время работы
Архиерейского Собора и Синода всегда присутствовал уполномоченный по делам
религий и присматривался, прислушивался, что говорят, как говорят. Разрешение
на какие-то реставрационные или строительные работы получить было почти
невозможно.
При этом
Римо-Католической Церкви можно было соблюдать все свои праздники. И член
компартии мог ходить в костел и участвовать во всех таинствах, это не
осуждалось. То же самое и по отношению к мусульманам. Осуждали только членов
Православной Церкви.
Подворье это
мост между двумя Церквями
— В
дореволюционное время подворье было культурным центром для сербской диаспоры,
потом — каналом для передачи помощи Югославии. А какова роль подворья сегодня,
в чем его миссия?
— Сегодня
роль подворья немного другая. Раньше подворье находилось в храме Кира и Иоанна
на Солянке, который был впоследствии снесен. В этом же месте было и
консульство. И представитель Церкви занимался не только церковными делами, но и
государственными, как такового посольства не было.
Сегодня
подворье это мост между двумя Церквями. Это посольство Сербской Церкви в
Русской Церкви. Вся корреспонденция, все вопросы, укрепление братских связей
проходят через сербское подворье. Кроме того, подворье окормляет паству из
числа своих соотечественников, живущих в России, и помогает им сохранить
культуру и традиции своего народа.
Кто такие
московские сербы и как они смотрят на Россию?
— Сербы,
живущие в Москве, кто они и чем заняты?
— По
неофициальным данным в Москве проживают около 40 тысяч сербов; по большей части
они заняты в строительстве. В Москве более 50 крупных зданий, гостиниц, театров
и домов внутри Садового кольца построены сербами. В 2002 году в России было
более 150 сербских строительных фирм. Кроме того, многие сербы работают во
внешней торговле, возглавляют некоторые российские компании, в Подмосковье есть
фармакологическая фабрика, около 70% ее сотрудников сербы.
Я всех этих
руководителей хорошо знаю, они приходят в храм. Конечно, они приходят не очень
часто — 4-5 раз в году, это для таких людей стандартно. Я понимаю, что у них
очень большая занятость и зарубежные командировки. Но они приходят. И они очень
благодарны, что им государство дает возможность здесь жить, работать и
зарабатывать деньги. Потому что на Балканах после развала Югославии и
бомбардировок ситуация очень тяжелая. Нас бомбили 40 дней, 10 лет длилась
политическая блокада, произошло изгнание сербов из Хорватии, Боснии, Косово,
Македонии. Благодаря русской дипломатии сербов не назвали народом, допустившим
геноцид, — Россия поставила свое вето.
— Как
смотрит Сербская Церковь на Русскую?
— Если
положить на одну чашу весов Русскую Церковь и на другую все остальные, то по
количеству верующих, епископата, духовенства, храмов и епархий, Русская все
равно перевесит. Сербия смотрит на Россию как на самую близкую страну и самых
близких кровных братьев.
Для сербов
русское Православие — это особое благочестие. Святитель Савва Сербский,
основатель Сербской Церкви, ушел в русский монастырь к русским монахам, в
Сербии существует культ русских святых. Традиционно Сербия смотрит на Россию
как на великую мать. Не имею в виду просто мощную державу или мощную Церковь.
Мать в том смысле, что она может вырастить людей с очень широким сердцем,
широкими объятиями. Православие в маленьких странах часто очень консервативно.
Чем меньше страна и меньше Церковь, тем больше «эго». А в широких объятиях и в
широкой душе найдется тепло и для других наций и других Церквей.
— Что Вы
хотите пожелать русским православным?
— Всем
православным хочу пожелать спасения своей души. И всегда приглашаю и буду рад,
если вы посетите сербское подворье, в котором хранятся многочисленные мощи
русских святых и чудотворные иконы. А так же приглашаю посетить Сербию — эту
небольшую страну с большим опытом мученичества и страдания. Святитель Николай
Сербский, когда ему показали кафедральный собор Лондона, сказал: «Я приехал из
маленькой страны, где нет такого красивого кафедрального собора, и я не могу
похвастаться такими высокими стенами. Но у нас есть храм около города Ниш, чьи
стены построены из черепов сербских людей, убитых турками». Сербия это страна
мученическая, омытая кровью, слезами, страданием, но и молитвами сербского
народа, хранящая веру Православную и защищающая свое Отечество от нашествия
иноплеменников. Каждому, у кого есть возможность, рекомендую поклониться и
жертве русских солдат, в огромном количестве положивших свою жизнь ради защиты
Балкан и помощи сербскому народу. И мы знаем, что когда началась эмиграция в
1917 году люди поехали в первую очередь в Сербию, и многие деятели Церкви
культуры провели там оставшееся время своей жизни.
В Сербии, на
Балканах, пересекаются восточная и западная культуры. Нам Богом суждено, как
писал свт. Савва Сербский игумену Студеницы Спиридону, быть Западом на Востоке
и Востоком на Западе.
Беседовал Кирилл Миловидов
Источник: Московская городская епархия