На Пасху и во всю Светлую
Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все
заупокойные богослужения и панихиды. Для того, чтобы верующие могли должным
образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество
Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь
установила особый день поминовения усопших — Радоницу.
По свидетельству святителя
Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже
с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах,
установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому,
что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»
Этимологически слово
«радоница» восходит к слову «радость», причем особое место Радоницы — сразу
после Светлой пасхальной Седмицы — как бы обязывает людей не углубляться в
переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в
другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Распятием и
Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
На Радоницу совершается
первая панихида после Пасхи. Принято посещать кладбища, раздавать милостыню и
просить молиться об усопших.
Следует отметить, что традиция оставлять пасхальные яйца и куличи на могилах
является языческим пережитком древних поминальных трапез — тризн. В Советском
Союзе, когда государство преследовало правую веру, язычество возродилось. Когда
преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.
Душам наших усопших близких
нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле
ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря
современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим
более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.
Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В
священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце
человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся
вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ).. Усопшим нужна усердная молитва, чистое
сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них…
Как относиться к могиле православного
христианина
Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего
воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали
священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения
устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным
знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом, начертанным на
надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное
время они встанут из гроба.
Могила — это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в
чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного безсмертия
и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру
христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе,
что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве
Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу
покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен,
чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле
православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и
мрамора.
В этот день также принято
приводить в порядок могилы усопших, причем не только могилы своих
родственников, но и те, которые по какой-либо причине оказались забытыми и
неухоженными.
Поминовение усопших отражает
веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви, основанной
на земле Господом Иисусом Христом, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых».