В Великий Четверг, перед
чтением Часов Патриарх со всем духовенством торжественно идет в мироварную
палату, чтобы забрать приготовленные сосуды с Миром и перенести их в соборный
алтарь, на жертвенник. Там же ставится сосуд (алавастр) с Миром,
Алавастр для мира, экспозиция Патриаршего дворца в
московском Кремле
освященным
прежде. Его привозят из Крестового храма Московской Патриархии, где хранится
Миро, оставшееся в Церкви по преемству от апостолов, и содержащее в себе часть
вещества, сваренного и освященного всеми русскими первоиерархами. Сосуд же с
преждеосвященным Миром ставится на Престоле. Патриарх освящает Миро, благословляя трижды
крестным знамением каждый сосуд и читая особую молитву.
Миро - в христианстве
специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в
таинстве миропомазания для помазания тела человека. В Православии используется
также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса,
престола и стен.
Варили
и освящали Миро для совершения Таинства только сами апостолы, а несколько позже
право мироварения было дано поставленным ими епископам. Те в свою очередь стали
рассылать сваренное Миро священникам, использовавшим его при совершении
Таинства Миропомазания. Миро стали приготовлять по образцу того благовонного
состава, которым в ветхозаветную эпоху помазывались цари и пророки, а также
священники для Иерусалимского Храма.
В Русской Церкви были
традиционные места приготовления святого Мира.
С XV до XVIII века-
Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля (в частности,
Крестовая палата). Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе.
В синодальный периодвторым,
помимо Кремлевских палат, местом освящения Мира стала Киево-Печерская Лавра.
С восстановлением
Патриаршества в 1917 годуосвящение Мира вновь стали совершать только в
Москве. С тех пор местом приготовления святого Мира стал Малый собор Донского
монастыря. Освящение Мира совершается в Патриаршем Богоявленском соборе в
Елохове.
Святое
Миро в России приготовляется и освящается приблизительно раз в два года. Предварительное
приготовление всех составляющих начинается с Крестопоклонной Недели и
заканчивается к Страстной седмице. В среду на Крестопоклонной седмице
совершается малое водоосвящение, и все приготовленные для мироварения вещества
кропятся этой водой. Часть чистого оливкового масла смешивается с белым
виноградным вином, и эта смесь варится в котлах. Затем благовонные вещества
мелко толкутся, заливаются сваренной смесью елея и вина и настаиваются две
недели. Чин мироварения, совершаемый в Русской Православной Церкви,
подразумевает использование максимально приближенного к древним образцам
состава компонентов.
"Кадь" для хранения мира (XVIII в.)
Утром Великого Понедельника
Патриарх окропляет святой водой, освящаемой тут же, все приготовленные на
Крестопоклонной седмице компоненты Мира и принадлежности мироварения (серебряные котлы и сосуды). Он сам с
помощью трикирия зажигает под котлами огонь, который поддерживается
священниками и диаконами. Во все время мироварения священнослужители непрерывно
читают Евангелие. В Великую Среду в приготовленное Миро кладут ароматы, и оно
разливается в 12 сосудов
Печь для варки мира