Заявление Общественного комитета по правам человека № 11 от 07.03.2015 Генеральному прокурору РФ Ю.Я. Чайке с требованием вынести Совету по правам человека при Президенте Российской Федерации предостережение о недопустимости экстремистской деятельности
Многоуважаемый Юрий Яковлевич!
Согласно информации, изложенной в публикации «Члены СПЧ готовят экспертное заключение об опере "Тангейзер"» (http://www.rosbalt.ru/main/2015/03/05/1374811.html, 05.03.2015), Совет по правам человека при Президенте Российской Федерации вознамерился выступить в защиту режиссера экстремистской постановки на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета в декабре 2014 года «Тангейзер» (и иных лиц, причастных к этой постановке), во время которой долгое время публично демонстрировался гигантский постер, на котором было изображено христианское распятие, прилепленное к гениталиям и к анусу лежащей в развратной позе голой женщины, и который, в силу этого, грубейшим образом унизил, растоптал человеческое достоинство верующих христиан России, оскорбил их религиозные чувства.
Совершенно очевидно, что если бы вместо распятия в таком геникологическо-проктологическом окружении была размещена иудаистская религиозная символика или еврейская культурная атрибутика, то почти моноэтничный по составу Совет по правам человека при Президенте Российской Федерации единодушно рассматривал бы и оценивал бы (подчеркнем – обоснованно оценивал бы) данную ситуацию исключительно как проявление ненависти и нетерпимости к еврейскому народу, как стремление жестоко надругаться над чувствами лиц, имеющих к нему отношение.
Пора, наконец, уже добиться, чтобы статья Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом начала действовать.
Прошу Вас, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», проверить указанную информацию и в случае ее подтверждения направить руководителю Совета по правам человека при Президенте Российской Федерации (вполне подпадающего под формулировку «другим соответствующим лицам») предостережение в письменной форме о недопустимости экстремистской деятельности в виде какой бы то ни было поддержки экстремистов из Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
С уважением, Председатель правления Т.А. Квитковская
(Тамара Александровна Квитковская, председатель Правления кавалер Ордена равноап. кн. Ольги)
* * *
Однако эксперты таки и не нашли оскорбления религиозных символов в опере Вагнера "Тангейзер" в постановке новосибирского режиссера Тимофея Кулябина. Суд не только оправдал кощунственный «Тангейзер», но и укорил Православную Церковь со священством.
К материалам дела было приобщено заключение доцентов кафедр религиоведения МГУ и РГГУ Владимира Винокурова и Бориса Фаликова. "В постановке нет предметов религиозного почитания, богослужебной литературы. Эмблемы и знаки, представляющие мировоззренческую символику, в постановке есть, однако они не портятся и не уничтожаются", - зачитал адвокат защиты заключения Винокурова.
Фаликов сказал суду, что, по его мнению, режиссер спектакля в своей постановке "делает жест, направленный к диалогу с Церковью".
"Кулябин ни в коем случае не хочет никого обидеть. Наоборот, он протягивает руку Православной Церкви, а в ответ получает обиды. То, что происходит на сцене, не имеет никакого отношения к религиозному культу. Мы столкнулись здесь с большим невежеством: как религиозным, так и эстетическим. Зритель отождествляет вымысел с реальностью, героя - с автором. Это ошибка. Принимать вымысел за реальность - это соблазн, искушение. И дело пастыря - избавлять от подобных искушений", - вразумил "эксперт".
Спектакль-опера "Тангейзер" поставлена на сцене Новосибирского театра оперы и балета в декабре 2014 года. Действие в ней перенесено в наши дни.
В версии режиссера, Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает рыцарь Тангейзер. После обращения в прокуратуру митрополита Новосибирского и Бердского Тихона против режиссера и директора театра были возбуждены административные дела по ч. 2 ст.5.26 КоАП РФ "Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение".
* * *
Напомним, что подобная ситуация была в Элладской Церкви во время прп. Паисия - в 1988 году, когда даже Святогорцы приняли участие во всецерковном протесте против показа богохульного фильма Скорцезе «Последнее искушение Христа».
«Старец Паисий никогда не выходил в народ, но вот в этом случае он пошел, чтобы участвовать в этом протесте вместе со всеми людьми», - рассказывал митрополит Афанасий Лимассольский.
Вот как об этом рассказывается в житии старца: "В 1988 году во всей Греции возникли волнения в связи с показом богохульного фильма Скорцезе «Последнее искушение Христа», снятого по книге писателя Казандзакиса.
Помимо отдельных протестов благочестивых представителей греческого народа, Элладская Православная Церковь приняла решение о проведении 6-7 ноября 1988 г. (н. ст.) акции всецерковного протеста, принять участие в которой Церковь призвала и Святую Гору Афон.
Многие были против этого решения, считая, что акции протеста не слишком духовное дело. Такие люди говорили, что из-за их пренебрежения к фильму Скорцезе этот фильм будет менее популярным.
Мнение Старца было совершенно противоположным. «Во времена иконоборчества, — говорил он, — у Золотых ворот Константинополя десять христиан решительно защитили икону Христа и пошли ради нее на мучение. Сейчас — когда хулится Лицо Христа — нам нельзя оставаться равнодушными. Если бы мы — такие «рассудительные» и «разумные» — жили в ту эпоху, то мы бы сказали десяти мученикам: «Поступая так, вы ведете себя недуховно. Отнеситесь к Спафарию, который лезет по лестнице, чтобы сбросить икону вниз, с пренебрежением, а когда положение дел изменится, мы повесим на это место другую икону — да еще более византийскую, чем прежняя». В этом-то весь и ужас! Свое падение, свою трусость, свое желание устроиться поудобнее мы выдаем за что-то высшее!»
Считая протест против показа богохульного фильма исповеданием веры, Старец поспешил встать в ряды верных чад воинствующей Церкви. Кроме благословений и побуждений принять участие в акции протеста, которые Старец дал разным людям, он, вместе с другими отцами, подписал обращение в монастырь Кутлумуш, выражая желание участвовать в поездке святогорских монахов в Салоники на акцию протеста против показа богохульной картины. Своей позицией Старец содействовал тому, что Священный Кинот принял решение об официальном участии большого числа святогорских монахов в этой акции. Присутствие протоэпистата, антипросопов большинства монастырей, игуменов и около ста святогорских монахов воодушевило и укрепило собравшихся в Салониках христиан. Особое чувство у собравшихся вызвало присутствие Старца Паисия, который, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, все время стоял на ногах. В конце акции толпы людей, желавших выразить Старцу свое благоговение, так стеснили его, что он подвергся опасности быть раздавленным.
В этой акции протеста также принимали участие монахи и монахини из монастырей, находящихся в миру, и множество верующих. Скоординированные действия и молитвы всех христиан — в том числе и Старца — привели к благому результату. Греческое правительство запретило показ богохульной картины".
* * *
Вчера,10 марта 2015 г., Мировой суд Центрального района Новосибирска оправдал режиссера Тимофея Кулябина по административному делу в связи с постановкой в Новосибирском оперном театре оперы "Тангейзер": "Производство по делу Кулябина Тимофея Александровича прекратить за отсутствием события правонарушения", - огласила решение судья Екатерина Сорокина.
Ранее суд вынес аналогичное решение по делу директора упомянутого театра Бориса Мездрича.