Фолк-группа «Ярилов Зной» даже среди коллективов, избравших
основой своего творчества народную музыку, стоит особняком. Если
говорить о формах и стилях, ее особенность в том, что она не подходит
под стандартные определения и не вписывается ни в один «чистый» стиль.
Этих музыкантов, исполняющих самые разные народные произведения, часто
критикуют за совершенно противоположные вещи. Кому-то их песни кажутся
слишком скучными и старомодными, других, наоборот, раздражают элементы,
заимствованные из современных музыкальных направлений. Но коллектив этот
интересен уже тем, что не играет народную музыку «по застывшим нотам», а
воспринимает ее как живую, ищет и экспериментирует, находя в хорошо
известном русском песенном богатстве новые краски и тона. А, может,
напротив, – показывает, что никакая так называемая «современная
культура» не может обойтись без своей первоосновы – русской народной
музыкальной традиции.
Сердцевину фолк-группы «ЯЗ» составляет дуэт Александра Щербакова и
Алексея Петрухина. С одним из этих молодых исполнителей – Александром –
удалось встретиться и побеседовать нашему корреспонденту.
– Расскажите, пожалуйста, о своем детстве, о родителях. Были ли у Вас в роду музыканты? Как в Вашей семье относились к вере?
– Родом я с Воронежской деревни. Насколько помню, родители в храм не
ходили. У нас там когда-то была церковь Ильи Пророка, но в советское
время ее разрушили и, как говорили, участие в этом, к несчастью,
принимал и мой прадед. Не знаю, как все сложится дальше, но, наверное,
мой долг – помочь восстановить этот храм. Дедушка по линии мамы был
председателем колхоза, любил Есенина, играл на гитаре, а дед по линии
отца – тракторист, играл на балалайке, на гармони. Бабушка по линии мамы
– казачка, всю жизнь пела. Посты семья держала самым строгим образом.
Нам, детям, не объясняли, почему, но во время поста не включали радио,
телевизор, – видимо, еще помня и храня былые правила. На Пасху ездили
освящать куличи, яйца.
– Вы отучились в музыкальном училище по классу баяна; почему не выбрали вокал как специальность?
– Однажды, во время школьных занятий в наш класс пришел
дедушка-гармонист из соседнего села, поиграл нам, а потом спросил, кто
из нас хочет овладеть гармошкой. Тогда, помню, гармонь сильно меня
«зацепила». Вероятно поэтому баян и вокал некоторое время внутри меня
конкурировали. Родители решили отдать меня в музыкальную школу по классу
баяна и, надо сказать, мне очень нравился этот инструмент. После школы
поступил в училище Культуры старинного города Боброва. Закончил его как
дирижер оркестра русских народных инструментов. То есть я был чистым,
стопроцентным инструменталистом. Однако во время учебы в училище меня
взяли в хоровую капеллу – посчитали, что неплохо пою, что данные
имеются. Сам я не задумывался: умею петь – не умею, потому что ощущал
себя, как уже сказал, исключительно инструменталистом. Несколько лет я
работал с женским народным коллективом, при этом народное вокальное
творчество знал мало, больше уделяя внимания творчеству
инструментальному.
– Расскажите, пожалуйста, о своих первых учителях, и как отнеслись к Вашему выбору родители?
– Родители не просто одобрили мой выбор, они всячески мне помогали.
Первый учитель – Василий Паньков, тот самый дедушка из деревни, еще в
школе «зацепивший» меня своей удивительной игрой на гармони. Я учился
именно у него, этого прекрасного самобытного гармониста, который,
невзирая на возраст, мог два дня подряд в одиночку играть всю свадьбу.
Мои учителя по вокалу, без ложного пафоса – это весь русский народ! У
кого я только не учился! Начал с прослушиваний записей Владимира
Скунцева – ансамбль «Казачий круг», казачьего ансамбля «Братина», а
также других известных и малоизвестных коллективов. Кроме этого, конечно
же, слушал и современную музыку. Позже мы написали гимн Подмосковья,
голосование по которому проводилось в интернете и на телевидении...
– Вы несколько лет пели в хоре им. Пятницкого. Как Вы туда
попали, не имея специального вокального образования? Что дала Вам работа
в этом профессиональном коллективе?
– Нужны были деньги, и я поехал на заработки. Не знаю, как сейчас, но
раньше, 10 лет назад, в Воронежской области работники культуры получали
очень мало – просто копейки. Приехал в Подмосковье, случайно устроился
на железную дорогу. Трудился там шесть лет, начав с должности монтера
пути и дойдя до машиниста рабочего поезда. Но все это время музыка не
давала мне покоя. Поэтому в свободное время я создал небольшой
коллектив, с которым мы ездили по железнодорожным организациям с
концертами. И вот однажды мне сообщили, что русский народный хор имени
Пятницкого в Москве набирает мужчин. Подумал: «Эх, была не была,
рискну!» Позвонил, и мне ответили: «Приходите, мы Вас послушаем». Этот
звонок перевернул всю жизнь. Меня взяли в хор Пятницкого, где я
отработал еще шесть лет. А потом, с приобретением безценного опыта, у
нас образовался собственный фольклорный коллектив – «Ярилов Зной».
В
хоре я, наверное, впервые в такой мере, буквально с головой, окунулся в
фольклор, познакомился с работавшими в этой области людьми и открыл для
себя целый вокальный и певческий фольклорный мир. Я слушал различные
записи, я влюбился в народную песню! И до сих пор целиком и полностью
живу в этом мире, где народное пересекается с патриотическим, где все
связано с Россией, с возможностью помочь нашей стране выйти на другой
уровень, стать лучше и чище.
– А как возникла идея создать «Ярилов Зной»? Откуда такое название?
– Окончив училище, я несколько лет работал в городе Россошь, и именно в
то время это название возникло. Хотелось чего-то яркого, броского,
гремучего. Можно сказать, что мы взяли его без каких-то особых раздумий,
не вкладывая глубокого смысла. Только потом, повзрослев, стали
размышлять и искать некое обоснование. Было много моментов, когда
название хотели сменить, чтобы не отпугнуть православных людей,
поскольку неоднократно сталкивались с тем, что верующие еще до
знакомства с нашим творчеством решали, что мы какие-то язычники или,
точнее, неоязычники. Был случай, когда на православном форуме «Селигер»
отец Всеволод Чаплин попросил нас заранее, перед выступлением пояснить
слушателям, кто мы такие: «В целом все у вас хорошо, хорошо поете,
играете, а вот название надо людям объяснять, поскольку не все знают,
что вы – ребята православные».
Раз уж я коснулся этого вопроса, то хочу сказать, что у участников
нашей группы отношение к вере различное, точнее – степень воцерковления у
каждого своя: кто-то ходит в храм, кто-то нет, но все крещеные, все
православные. Коллектив разновозрастной, от 23 лет до 35, все мужчины,
всего восемь человек: балалайка, баян, духовые народные инструменты,
ударные, бас гитара, клавишные. Объединяет нас прежде всего любовь к
русскому народному творчеству. Мы сами пишем песни, опираясь на
фольклорные традиции, делаем аранжировки народных произведений, сообщаем
им новое инструментальное звучание. Стараемся не опошлить, не испортить
народную песню. В этой бережности есть своя сложность, но это наш
принцип. Потому что многие песни пришли к нам из глубины веков,
выкристаллизовывались, отшлифовывались столетиями.
– Почему в качестве основы репертуара выбрана народная песня?
– Мы вместе с Алексеем Петрухиным, как солисты и руководители
коллектива, своим направлением выбрали народную и авторскую песню,
написанную в русском характере и стиле. Другие наши ребята параллельно
работают в оркестрах русских народных инструментов, т. е. они все
народники, кроме клавишника. Но ему, как и прочим, данный стиль очень
близок, этот музыкант с нами с момента основания группы. Мы играем и
поем вместе уже около восьми лет. Поначалу участие в «ЯЗ» воспринималось
как некое хобби, но сейчас это – не только основная работа, но и
определенное служение, хотя я не люблю выражаться так пафосно. Мы не
стремимся к славе и почитанию, наша цель – что-то изменить вокруг себя. А
для этого надо самим меняться внутри, – это я тоже понимаю.
– Расскажите о казачьих песнях, о Вашем отношении к казачеству.
– Казачьи песни очень интересны, они воинственны, поднимают дух. Их
сущность такова, что они не позволяют унывать, закисать. Они напоминают о
нашей былой русской славе. Даже в основе лирических произведений
заложены русские ценности – например, в песне «Черный ворон».
Потрясающая песня, с глубочайшим смыслом! И какую казачью песню ни
возьми – все они рассказывают об истории, внутренне нас закаляют. Есть,
конечно, и веселые, шуточные, ведь казаки – простые люди, которые
попадали в различные, в том числе и комичные, жизненные ситуации. Все
эти песни нужны, потому что затрагивают определенную эмоциональную часть
жизни человека. Это целый мир, объемный, богатый.
– Вы знакомы с творчеством Сергея Матвеева?
– Да, это достойный казак, талантливый исполнитель казачьих баллад,
песен, он этим буквально живет, это его стиль. Целостный человек.
– О себе Вы можете сказать то же?
– Пока нет. Хотя, конечно, творчество занимает значительную часть моей
жизни. Нет такого, что вот – отдельно я, а это – моя работа, нет
противопоставления.
– В вашем репертуаре из народных произведений – в основном
казачьи. Почему вы не берете для исполнения традиционные песни
Центральной части России, Урала, Севера или, например, грузинский,
сербский фольклор?
– Нет-нет (улыбается), Вы, наверное, так считаете потому, что в
интернете в нашем исполнении выложены в основном казачьи песни. У нас
нет привязки к конкретным географическим областям, в нашем репертуаре
есть и песни Севера, и несколько вещей Воронежской области. Недавно мы
вместе с поэтом Константином Арсеньевым написали песню, которую исполним
на нашем ближайшем концерте. А вместе с поэтом Александром Шагановым
(автором текстов для группы «Любэ») сочинили «Армию» – об армейской
романтике. Так что мы исполняем различные песни. Хотя есть особенность –
веселые произведения все-таки со временем забываются, отходят, а
затрагивающие душу, лирические – проходят сквозь века, поэтому народ их и
больше любит.
– Что Вы, как православный человек, испытываете на сцене, где
обычно приходится видеть исполнителей, проповедующих низменные страсти?
Каково Ваше отношение к иным музыкальным стилям (року, попсе, рэпу)?
– На этот вопрос отвечу кратко. Мне жалко таких людей и тех, кто их
слушает. Они, по сути, призывают к разврату. Им можно только
посочувствовать, ну, еще, наверное, помолиться за них.
– У вас есть песня о Царской Семье на стихи Сергея Есенина. Как
появилась эта несколько нетипичная для творчества «ЯЗ», но очень близкая
всем православным верующим композиция?
– Это одна из моих любимых песен, называется «Царевнам». Сейчас я учусь
в Московском Университете культуры на режиссера массовых праздников, и у
нас один из показов был посвящен Первой мировой войне. Выбирая
материал, я нашел стихотворение Есенина о Царевнах – надо сказать,
удивился, т. к. не знал, что у Сергея Александровича есть такое
произведение. Я понял, что оно подойдет для нашего выступления, сочинил к
нему музыку. Запись этой песни сегодня можно увидеть на телеканале
«Ля-минор». Видимо, она нравится людям, в ней выражено то, к чему нужно
стремиться каждому из нас, – впечатляющий пример благочестия!
– Какое место в Вашей жизни занимают Царские Мученики?
– Особое. В прошлом году, выступая с концертами, мы дважды посетили
Царское село. И там познакомились с одним Божиим человеком, который
Крестным ходом с иконой Царя-Мученика обошел почти весь мир. На одном из
выступлений присутствовала моя жена, и наш новый знакомый провел нас по
тем местам в Царском селе, где жили Царственные Мученики. Мы посетили
дворец, места последнего пути Царя, услышали много новых интересных
подробностей. Были очень впечатлены и одновременно удивлены тем, как
мало правдивой и столь нужной информации на эту тему. Царская Семья –
первый пример для моей собственной семьи; образцом служит все – то, как
они жили, как поступали, что говорили. Этот идеал – неисчерпаемый
источник вдохновения!
– Альбом, посвященный Царским Мученикам или иной православной тематике, в ваши творческие планы не входит?
– Еще конкретно над этим не думали, а пока в планах – запись альбома о
нашей русской воинской славе. Песни уже практически отобраны, они – из
разных времен, но на одну тему. Это и современные произведения, и
старинные казачьи. После этого хотелось бы создать пластинку духовных
стихов – именно народных, фольклорных (среди них, например, давно
исполняемые нами «По улице, по широкой», «Пока молод был» и др.).
– Как Вы пришли к вере?
– Этот процесс, наверное, еще до конца не завершен, и я хотел бы его
полностью осмыслить. Моя жена закончила Свято-Тихоновский университет,
она и ее родители ходили в храм еще лет десять назад, и мне также все
это было близко. Потом я стал петь на клиросе. Меня вдохновляют многие
знакомые верующие – из Оптиной Пустыни, батюшки, монахи. Замечаю, что в
храме гораздо чаще, чем где-либо, встречаю единомышленников. Там,
очевидно, больше людей, которые задумываются о происходящем, работают
над собой и живут не потребительски, а стараются идти за Христом. Много
интересных личностей в православных общинах, есть православные школы,
куда можно отдать детишек, воскресные школы… Верующие в православных
общинах не просто видятся на службах в храме, они живут одной жизнью,
являют собой некий единый организм. Например, община Богородского
благочиния – большая, дружная, там много внутренне богатых, близких мне
по духу людей. И естественно, все наши святые, все чудеса, которые
происходили и происходят по сей день, – все это помогает не сойти с
избранного пути, укрепляет в вере.
– В связи с событиями на Украине США и страны ЕС пытаются оказать
давление на Россию, вводя различные санкции. Однако в целом сложившаяся
ситуация не страшит наших соотечественников, поскольку все верят в
предстоящее возрождение отечественной промышленности, сельского
хозяйства. Как Вы считаете, в сфере музыкальной культуры у нас в стране
есть ресурсы, способные удовлетворить потребности в качественной музыке?
– Исполнители, конечно, есть, но многие из них увлечены западной
культурой, западной музыкой. Я считаю, что сейчас надо дать возможность
молодым и талантливым людям России показать себя, а нам – поддерживать
их. Ясно, что пока по радио и ТВ с утра до вечера крутят неизвестно что –
всю эту безхребетную попсу, наши люди, доверчивые и безхитростные,
будут верить в то, о чем там поют, и воспринимать это как норму и
образец музыкального вкуса и жизни. Поэтому ситуацию надо менять
кардинальным образом!
У нас есть много настоящей музыки, способной существенно повлиять на
молодое поколение. К сожалению, до сих пор бытует искаженное понятие о
народной песне – она воспринимается как некое подобие «творчества»
прежних официальных коллективов советского времени, перепевавших
народную музыку на советско-коммунистический лад. Однако в то же время
появились ребята, имеющие большой творческий потенциал, хотя пока и не
очень известные, но я надеюсь, что в скором времени их песни зазвучат в
эфире. Идет тенденция возвращения ко всему русскому, люди начинают
задаваться вопросами: «Кто мы, зачем мы живем?», активизируются, что
неудивительно, учитывая нынешний драматический момент истории.
– Как Вы видите происходящее на Украине? Что это?
– В чем причина любых революций, волнений? Почему, как и в 1917 году,
совершается подмена ценностей, белое называется черным, а черное –
белым? Ответ прост: в глобальном масштабе это – битва добра со злом.
Естественно, мы за мир, мы против фашизма. То, что творится на Донбассе,
это все ужасно и неправильно. Людям надо всегда предоставлять право
выбора, как и Господь нас не неволит, не принуждает. Эта война, можно
сказать, уже входит в Россию, она касается не только украинского народа.
Я уверен, что Россия – последний оплот, несущий духовные ценности.
Конечно, нельзя сказать, что вся наша страна так хороша, но мы, слава
Богу, пока еще держимся.
– Сейчас у нас в России отмечается подъем патриотических
настроений, особенно в молодежной среде. Вы и группа «ЯЗ» каким-либо
образом принимаете участие в этих процессах?
– Дважды мы выступали на мероприятиях в поддержку Донбасса. Стоять в
стороне, когда такое происходит в стране и в мире, думаю, нельзя.
Поскольку у нас есть вера, нужно стараться с ее помощью, через свое
творчество повлиять на окружающих, включиться в происходящее – не только
ради себя, но ради своих детей, друзей, близких. Надо разбираться во
всем, чтобы иметь возможность что-то объяснить людям. И наш выбор уже
сделан. Я не знаю, что меня ждет впереди, какие предстоят трудности и
искушения (и как буду на них реагировать), но, когда читаешь книги о
первых христианах, хочется подражать их стойкости. А это возможно только
с Господом, с помощью Божией. Сегодня как никогда понимаешь, что
вопросы выдержки и подвига, несмотря ни на что, невероятно актуальны.
– Ваше отношение к культурной ситуации в Москве и стране в целом.
Можно ли сказать, что сфере культуры государство сегодня отводит особую
– важную – роль?
– Государством ведется работа в этом направлении, может, пока и не
очень заметная, но я слышал, что данным вопросам уделяется серьезное
внимание. Мы со временем это проверим: наша группа написала несколько
песен в ключе современных событий – найдут ли они поддержку сверху?
Покажем их на высоком уровне, через знакомых – и поглядим на реакцию.
Наверное, какие-то сдвиги все-таки есть. Были случаи, когда в провинцию
приезжал Борис Моисеев – и его не пускали люди, просто перекрывали въезд
и гнали, что называется, поганой метлой. Какой-то коллектив из Америки,
не помню названия, с непотребными песнями, тоже пытался выступить у
нас, и ему также не позволили. Так что не все так плохо, ситуация
меняется к лучшему.
– Вы участвуете в различных телепередачах. Что можете сказать о современном российском радио и ТВ?
– Давайте лучше о хорошем. Есть радио «Воскресение», радио «Лира» – мы
недавно открыли их для себя. Есть радио «Союз»... Что же касается
телевидения… Я считаю, что иногда надо идти на передачи не только
православных, но и обыкновенных каналов. Вот, например, Ольга Кормухина.
Вспомним, как ее однажды пригласили на достаточно мерзкую программу, в
которой нормальному человеку не подобает участвовать. Но она пришла туда
и настолько грамотно и твердо отстаивала свою точку зрения, что многие
из тех, кто смотрел передачу, приняли ее сторону.
– Благодарим за интервью! Успехов Вам во всех областях, духовных и творческих!
– И Вам спасибо!