Сергей Васильевич Пономарев – старший тренер по
боевому самбо Пензенской области, мастер спорта, обладатель черного
пояса 2-го дана по джиу-джитсу «Иригуми-го» (контактный раздел). Уже
несколько десятилетий он трудится в детско-юношеской спортивной школе № 1
г. Кузнецка, передавая свой опыт подрастающему поколению защитников
Отечества. Сергей Васильевич рассказал нам о своем спортивном пути и
дороге к вере и разъяснил, кто такие богатыри и какую пользу получают
русские мальчишки от занятий восточными единоборствами.
– Сергей Васильевич, расскажите, пожалуйста, о
себе. Когда, где и при каких обстоятельствах Вы увлеклись борьбой?
– Родился я в 1956 году в Челябинской области. Бороться
любил с детства, но тренироваться начал уже во время учебы в
ветеринарном институте в городе Троицке в 70-х годах. Занимался в
секциях вольной борьбы и самбо. Моим первым тренером стал мастер спорта
СССР по самбо Евгений Александрович Ермаков, замечательный борец, на
счету которого победные схватки в Японии…
– А почему Вы решили овладеть единоборствами?
– Цель у всех мальчишек, выбирающих в качестве
спортивного увлечения боевые искусства, как правило, одна – приобрести
навыки постоять за себя и научиться защищать своих близких.
– С каким званием Вы завершили спортивную
карьеру?
– Кандидат в мастера спорта по самбо. Норматив мастера я
выполнил уже на соревнованиях среди ветеранов, заняв второе место на
чемпионате мира в Дании.
– Как и почему Вы стали тренером?
– Пути Господни неисповедимы. После окончания института
приехал с дипломом ветеринара в Кузнецк, но по специальности устроиться
не смог. Тогда в спорткомитете мне предложили тренерскую работу.
– А что Вас побудило заняться каратэ?
– Когда я служил в армии санинструктором в городе Унече
на границе с Белоруссией, у меня был друг Володя. И однажды я стал
свидетелем необычной сцены: с намерением побить его окружили трое ребят,
положение казалось критическим, но через несколько секунд, к моему
удивлению, обидчики лежали на полу, не в силах подняться, Вовка же не
получил ни царапины. Так я впервые увидел, что такое каратэ. Потом друг
показал мне азы этого вида борьбы. А после демобилизации я упросил его
познакомить меня с президентом белорусской Федерации каратэ Олегом
Кириенко.
У Кириенко все разговоры начинались со спарринга. Он
протянул мне боксерские перчатки, и завязался бой. Его вес составлял 85
кг, мой – 60. Конечно, мне тогда хорошо досталось, но все же удалось
несколько раз зацепить именитого каратиста. Под конец я уже еле держался
на ногах, думал, не выстою. После схватки мы сели, и тогда уже он
спросил: «Какое каратэ тебя интересует? Есть спортивное, есть боевое,
существуют различные школы…» Он меня во многих вопросах наставил...
Потом я долго искал мастера, у которого можно было бы
обучаться, но – безрезультатно. В Екатеринбурге занимался ушу, кун-фу.
Однако ни то, ни другое меня всерьез не заинтересовало. На тренировках
все было хорошо, а когда дело доходило до практики – обнаруживалась
малая эффективность этих видов единоборств. А для меня главный критерий
именно практика: победил в уличной драке – значит, мастер.
– Что дает каратэ человеку?
– Это ударный вид спорта, позволяющий справляться
одновременно с несколькими противниками. Недавно по телевидению
показывали японского мастера-каратиста Микио Яхара. Он всю жизнь
проработал в полиции, специализировался на борьбе с организованной
преступностью. Слыл грозой японских мафиози – в одиночку врубался в
толпу и нейтрализовывал бандитов. А на вид – обычный дедушка невысокого
роста.
– Верующие люди говорят, что каратэ открывает
в сердце человека дверь для злых духов. Насколько это справедливо?
– В данном виде единоборств существует такое понятие, как
«кимэ». Считается, что это некая внутренняя сила, получаемая каратистом
извне. Ей обладают немногие мастера, и она передается от учителя к
ученику. В бою кимэ проявляется в ярости и потому дает спортсмену
определенное преимущество. Японские борцы убеждены, что эта сила, или
дух, находится в нижней части живота. Со святоотеческой позиции, сила,
приходящая к язычникам, это, конечно, не благодать Святаго Духа, а нечто
прямо противоположное, что подтверждается и свидетельствами о духовном
состоянии людей, обладающих кимэ: они часто испытывают приступы
безпричинного уныния и тоски, а временами их охватывает сильная блудная
страсть. Т. е. кимэ, безусловно, что-то бесовское.
– Как Вы пришли к Православию?
– К сожалению, в детстве меня не покрестили. А поскольку
восточные единоборства тесно связаны с иной религией и оккультизмом, то
увлекшись ими, я начал интересоваться и восточными
религиозно-философскими учениями: конфуцианством, буддизмом и т. д.
Искал смысл жизни, хотел все познать, постичь, разобраться. Но через
какое-то время возникло осознание того, что медитация – непременный
атрибут всех этих культов – это религиозная практика, и упражняясь в ней
можно нанести серьезный вред душе. Поэтому я оставил восточные
лжеучения.
– Вы, наверное, можете посоветовать: как
молодым людям, увлекающимся восточными единоборствами, минимизировать
духовный и физический вред от сопряженных с этими видами спорта
религиозных практик?
– Православным ребятам нужно стараться игнорировать
религиозную составляющую, например, ни в коем случае не делать поклонов
залу, не уподобляться идолопоклонникам; найти тренера, понимающего суть
всех этих ритуалов и не настаивающего на их исполнении.
– Каратэ какой школы осваивают Ваши ученики?
– Я обучаю окинавскому каратэ. Без медитаций и прочих
лжерелигиозных атрибутов, это простой и технически надежный вид борьбы,
укрепляющий здоровье.
– А как все-таки Вы стали православным?
– После восточных религий я некоторое время изучал ислам,
пробовал читать Коран. Пытался, как говорится, «докопаться до сути», но
все приобретаемые знания никак не складывались в стройную, законченную и
убедительную систему. В то же время я наблюдал за мусульманами,
присматривался к их поведению, и многое из увиденного и прочитанного
убедило меня оставить ислам.
Интересовался я и оккультизмом. У нас в городе живет
колдунья, показывающая людям различные бесовские чудеса. Однажды я к ней
обратился, когда накануне важных соревнований неимоверно разболелась
спина. Рассказал о своей проблеме, она велела: «Садись. Сейчас все
сделаем». Опустился на стул, она встала сзади, как-то поколдовала, и
резкая боль, как мне показалось, утихла. Но потом на исповеди батюшка
мне объяснил, что призывание на помощь темных сил – большой грех.
Конечно, я покаялся и с тех пор больше с подобными людьми дел не имею.
А к истинной вере – к Православию – меня приобщил
священник Николай Коновалов. Придя в храм и приняв святое Крещение в
возрасте 37-ми лет, я буквально окунулся в море чудес: Господь
необыкновенным образом утешал, исполнял все молитвенные прошения…
– Приснопамятный митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) писал, что из 537-ми лет,
прошедших со времени Куликовской битвы до момента окончания Первой
мировой войны, Русь провела в боях 334 года, и наши предки успешно
отражали все агрессивные поползновения неприятелей. Как им это
удавалось?
– У них была серьезная разносторонняя система подготовки
воинов. История и предание свидетельствуют о существовании особого
священного богатырского служения, суть которого заключалась в защите
народа Божия и истинной веры от врагов. Вам известно значение слова
«богатырь»?
– Нет, разъясните, пожалуйста!
– В наши дни глагол «тырить» употребляется в смысле
неправедного приобретения, а в церковно-славянском языке он был
синонимом таких слов, как «собирать», «стяжевать», «копить», «хранить».
Отсюда и богатырь – это человек, который стяжевает и хранит в своей
душе Бога, Его благодать, сильный не только телом, но и духом. От этого
же глагола происходит и слово «монастырь». «Монос» – «один» в переводе с
греческого языка, т. е. в обителях люди в уединении обретают
Божественную благодать.
– Сергей Васильевич, расскажите еще,
пожалуйста, о турнире в честь воина-мученика Евгения Родионова,
организацией которого Вы занимаетесь.
– В этом году состоялся уже пятый по счету Открытый
чемпионат Пензенской области по боевому самбо памяти воина Евгения. На
него, как и прежде, съехались десятки спортсменов со всего Поволжья,
гости, в их числе и именитые чемпионы, мастера и кандидаты в мастера
спорта из Самары, Тольятти, Саранска, Сызрани, Нижнего Ломова, Городища,
Пензы и Кузнецка. Это мероприятие дает возможность рассказать о подвиге
нашего великого земляка. Так, например, в позапрошлом году к нам
приехал пожилой судья из Москвы, работающий на всероссийских и
международных аренах. Он ничего не знал о воине Евгении и поразился его
мужеством, благодарил нас за организацию этих соревнований. Уважением к
Жениной личности и героизму проникаются даже спортсмены-мусульмане,
которым участие в первенстве не возбраняется.
– А чем боевое самбо отличается от каратэ?
– Боевое самбо – это универсальная система,
представляющая собой синтез наиболее эффективных приемов и ударной
техники всех видов боевых единоборств, адаптированная к возможностям и
особенностям организма русского человека. Это более жесткий вид спорта,
чем каратэ, т. к. в последнем запрещена бросковая техника. Кроме того, в
самбо разрешены удары в пах и удары головой. Это даже жестче, чем в
боях без правил, поскольку наличие одежды приближает борцов к условиям
уличного поединка.
– Что Вы пожелаете нашим читателям?
– У каждого из нас есть обязанности работать и защищать
Родину, и мы должны делать это добросовестно и быть готовыми к различным
испытаниям. Поэтому я желаю всем духовной крепости, которая
приобретается посещением храма Божия, изучением священного Писания и
трудов Святых Отцов, стремлением следовать их заветам в своей жизни. И
да поможет Господь каждому без колебаний выполнять свой долг!
Источник:
http://www.pkrest.ru/116/116-4.html