Под сенью на Ильинской площади в Самаре, на месте
уничтоженного храма, православная общественность установила-таки памятник
известному современному подвижнику благочестия митрополиту Иоанну (Снычеву) и
его духовному наставнику – митрополиту Мануилу (Лемешевскому). Оба владыки –
равно родные как для Санкт-Петербургской паствы, так и для самарской. Митр.
Мануил начинал свое служение в Петрограде, а митр. Иоанн там его исповеднически
закончил.
Митр. Иоанн (Снычев) является самым ярким поборником за
пробуждение русского народа, переосмысления русской истории и возрождения
русской монархии. В перестроечных годах им были проделаны фундаментальные труды
по обличению враждебных России и Церкви сил – в т.ч. книги «Русская симфония», «Самодержавие
духа», «Опыт преодоления смуты» и пр., запрещаемые ныне в издательстве теми же силами.
Вообще инициатива установки памятника современному светочу
Православия изначально была встречена, мягко говоря, враждебно либеральной «интеллигенцией».
Поэтому-то подготовленный монумент выдающегося скульптора и патриота тех же лет
Вячеслава Клыкова пришлось сменить на другую композицию. Но, слава Богу, благочестивая
задумка воплотилась.
Причем, местные жители отмечают мистическую составляющую
этого события – памятник установлен недалеко от небольшого деревянного дома,
где проживает известная в Самаре старица Анна Степановна Иванова, бывшая личным
секретарем владыки Иоанна. А власти изначально планировали установить памятник
в одном из скверов на куйбышевской (ранее – Соборной) площади, уже были подписаны
документы, но в последний момент их пришлось изменить.
«…Как много значит для России, для нашего народа
Православная вера! Это не только наше самосознание, наша культура. Православная
вера помогает нам определить свой жизненный путь… Дай Бог, чтобы памятник
митрополиту Мануилу и митрополиту Иоанну на Самарской земле напоминал нам о
нашем высоком предназначении, о высоких путях духовной жизни. Митрополит Мануил
и митрополит Иоанн – достойные сыны Отечества. Они дают нам пример того, как
нужно жить, как нужно трудиться, любить свое Отечество и вместе с тем сохранять
цельность личности, правильные духовные ориентиры. У них мы должны также
учиться великой Божественной любви, стремлению к правде, чистоте и к святости»,
– сказал самарский владыка Сергий на церемонии открытия памятника.
А вот что сказал бывший глава города Виктор Тархов, помогший
воплотить эту православную идею: «Здесь изображены духовный сын и духовный
отец, митрополит Мануил, который начал свою архиерейскую деятельность с
санкт-петербургской кафедры. Его духовный сын Иоанн окончил эту же кафедру.
Когда Мануил принял кафедру, в Санкт-Петербурге оставалось всего четыре
православных храма. Остальные были обновленческими. А на момент, когда он
закончил там работу, напротив, осталось всего три-четыре обновленческих храма,
а остальные опять были от Русской Православной Церкви.
Обновленцев Мануил заставлял исповедоваться в православном
храме и покрикивал: "Не слышу, громче!" - чтобы вся паства слышала.
Мануилу, на мой взгляд, этого простить по сей день не могут. Хотя при его
скромных физических габаритах – худенький, небольшого роста – это был каменный
или железобетонный столп, хребет так хребет! Никогда не гнулся. Кстати, надо
упомянуть, что он около 20 лет в три захода отсидел в советских тюрьмах. Его
всегда помещали в камеру к уголовникам, мол, те его научат. А уголовники уважали
его, называли Батя. Из алюминиевых ложек уголовники сделали митрополиту «панагирь», который, кстати, хранится в музее
самарской духовной семинарии по сей день. И Мануил считал этот алюминиевый
«панагирь» своей самой большой наградой. Чем прославились митрополиты?
Сохранили самарцам веру, пройдя через те времена, в том числе хрущевские, когда
храмы разрушались. Они их сохранили и передали нынешнему поколению на блюдечке
с голубой каемочкой. Не помнить этот духовный подвиг – просто кощунство».
Остается лишь надеяться, что неустановленная по сей день
скульптура владыки Иоанна, выполненная патриотом-исповедником Вячеславом Клыковым, еще
будет установлена на одном из святых мест многострадальной, но возрождающейся по
молитвам вот таких современных подвижников, России.